Б. сущность торговой прибыли

На поверхности рыночных отношений торговая прибыль выступает как надбавка к цене. Покупатели на себе это ощущают. Действительно в погоне за наибольшей прибылью торговцы всеми средствами вздувают цены, спекулируют на различных трудностях, широко практикуют обман и обсчет покупателей, продают недоброкачественные и фальсифицированные товары. Однако поставим вопрос следующим образом: можно ли постоянно продавать не покупая? Вряд ли. Продавцы тоже должны покупать где-то товар, а затем только продавать его. Значит в качестве продавцов они выигрывают, а в качестве покупателей проигрывают. Рынок «делает» всех хозяйствующих субъектов и продавцами и покупателями. Так что выигрыш от продажи поглощается ценой покупки.

За внешней стороной рынка как всеобщего хаоса и всеобщего надувательства скрывается действие объективных экономических законов, один из которых гласит: «торговый капитал не создает ни стоимости, ни прибавочной стоимости, а только опосредует их реализацию»[17]. Торговая прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости, создаваемой наемными работниками в отраслях, производящих блага и услуги в национальном и мировом хозяйстве. Эта часть прибавочной стоимости, которую предприятия и фирмы – производители экономических благ и услуг уступают торговым фирмам за то, что они осуществляют реализацию этих благ и услуг.

Механизм распределения прибавочной стоимости между промышленным и торговым капиталом впервые раскрыл К.Маркс[18]. Для понимания этого механизма поясним некоторые марксистские обозначения:

· c – постоянный капитал. Это часть капитала, затраченная на покупку средств производства (станки, машины, оборудование, сырье, материалы и т.д.) и которая в процессе производства не изменяет своей стоимости;

· v – переменный капитал. Это часть капитала, затраченная на покупку специфического товара рабочая сила и которая в процессе производства воспроизводит свою стоимость и создает прибавочную стоимость;

· m – прибавочная стоимость, создающаяся трудом наемных работников;

· б. сущность торговой прибыли - student2.ru - норма прибавочной стоимости, которая рассчитывается по формуле
б. сущность торговой прибыли - student2.ru ;

· (c + v) или K – издержки производства (c + v) = K в нашем примере;

· б. сущность торговой прибыли - student2.ru - средняя норма прибыли, рассчитывается по формуле б. сущность торговой прибыли - student2.ru .

Предположим, что авансированный в течение года промышленный капитал составляет 900 каких-либо денежных единиц и состоит из б. сущность торговой прибыли - student2.ru . При б. сущность торговой прибыли - student2.ru и при условии, что постоянный капитал в течение года полностью переносится на продукт, стоимость, или цена производства продукта (для всей совокупности товаров они совпадают), будет равна 1080 единицам б. сущность торговой прибыли - student2.ru . Средняя норма прибыли на промышленный капитал составит 20%:

б. сущность торговой прибыли - student2.ru .

Но для реализации товаров необходим дополнительный капитал. Допустим, что торговцы авансируют на эти цели 100 единиц капитала. Тогда весь применяемый в течение года капитал составит 1000 единиц (900+100), а средняя норма прибыли с участием торгового капитала будет равна 18%:

б. сущность торговой прибыли - student2.ru .

Такая норма прибыли становится общей мерой степени возрастания (доходности) как промышленного, так и торгового капитала.

Поскольку промышленный капитал занимает 9/10 всего общественного капитала, из совокупной прибавочной стоимости 180m на его долю приходится б. сущность торговой прибыли - student2.ru , что равно 18% на 900. Часть совокупной прибавочной стоимости, приходящаяся на долю торгового капитала (1/10 общественного капитала), составит соответственно: б. сущность торговой прибыли - student2.ru , что равно также 18% на капитал 100. Таким образом, реализация товаров при посредстве торгового капитала приводит к разделению созданной в производстве прибавочной стоимости (180m) на промышленную прибыль (162p) и торговую прибыль (18h) пропорционально величине авансированных капиталов.

В условиях свободной конкуренции промышленные капиталисты продают товары торговым капиталистам по цене производства промышленности (оптовая цена промышленности), складывающейся из издержек производства и средней прибыли на промышленный капитал: б. сущность торговой прибыли - student2.ru , то есть ниже стоимости. Торговцы же реализуют товары потребителям по действительной, или конечной, цене производства, которая включает в себя также торговую прибыль и в масштабе общества совпадает с суммой стоимостей этих товаров: б. сущность торговой прибыли - student2.ru (или б. сущность торговой прибыли - student2.ru ). Следовательно, функционирование торгового капитала обусловливает возникновение двух разных по величине цен производства: цены производства промышленности и действительной (конечной), которые становятся двумя центрами колебания рыночных цен – соответственно оптовых и розничных. В конечной цене производства б. сущность торговой прибыли - student2.ru стоимость товара принимает еще более превращенную форму, чем в цене производства промышленного капитала б. сущность торговой прибыли - student2.ru . Роль труда наемных работников как источника стоимости и прибавочной стоимости здесь скрыта в еще большей степени.

Между тем промышленная и торговая прибыль представляют собой лишь различные формы созданной в производстве прибавочной стоимости. По К.Марксу, следует важный вывод: промышленные и торговые капиталисты сообща эксплуатируют наемных работников, а производимую ими прибавочную стоимость делят между собой по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий капитал. Несмотря на ожесточенную конкурентную борьбу, которую ведут между собой эти группы капиталистов, совместная эксплуатация наемного труда служит экономической основой их корпоративной солидарности.

Такова, по К.Марксу, экономическая природа торговой прибыли. Заметим, что выяснение природы торговой прибыли вовсе не означает, что прибыль торгового предприятия сводится лишь только к этому. В практике на образование торговой прибыли воздействуют десятки факторов, а само понятие прибыли дифференцированно.

В экономической теории и хозяйственной практике, в том числе и сфере торговой деятельности, в зависимости от метода исчисления, используют набор понятий прибыли: экономическая прибыль, бухгалтерская прибыль; прибыль от реализации товаров и услуг; валовая; чистая; номинальная; реальная; пороговая; минимальная; нормальная; максимальная; целевая; недополученная; нераспределенная накопительная; налогооблагаемая; капитализированная; облагаемая и необлагаемая налогом; консолидированная, чрезвычайная и др.

Экономическая прибыль представляет собой разность между валовыми доходами и экономическими издержками (явные + вмененные), последние называются издержками упущенных возможностей. Явные издержки – это расходы, связанные с оплатой за использование чужого имущества (капитала). Вмененные издержки представляют собой затраты, связанные с использованием собственного имущества, которое при разумном его использовании должно приносить прибыль.

Бухгалтерская прибыль – разность между полученными валовыми доходами и бухгалтерскими (явными) издержками обращения. Бухгалтерская прибыль не тождественна понятию прибыли от продажи товаров.

Прибыль от реализации (продажи) товаров определяется как разность между валовыми доходами и издержками обращения.

Валовая прибыль (балансовая) включает прибыль от продажи товаров и других видов деятельности (от продажи имущества, производственной деятельности и т.д.), а также сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Чистая прибыль определяется как разница между валовой (балансовой) прибылью за вычетом установленных в законодательном порядке льгот по налогу на прибыль и начисленной суммой налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджет.

Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер за определенный период времени.

Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Она характеризует покупательскую способность предприятия.

Пороговая прибыль, т.е. нулевая (режим работы: самоокупаемость, т.е. ведение простого воспроизводства своей деятельности), дает представление о соответствии доходов и расходов по осуществлению актов купли-продажи товаров.

Минимальная прибыль – это такая величина, которая после уплаты соответствующих налогов и отчислений обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банка по депозитам за исследуемый период времени.

Минимальная прибыль рассчитывается по формуле

б. сущность торговой прибыли - student2.ru ,

где К – величина вложенного капитала;

Мрр – минимальный уровень рентабельности капитала;

Сп – ставка налога на прибыль в соответствии с действующим
законодательством.

Нормальная прибыль соответствует сложившейся средней норме прибыли в отрасли на вложенный капитал (НПК). В розничной торговле по оценке бывшего Министерства торговли РФ (1992 г.) ее размер соответствует 15 – 20% на вложенный капитал.

Формула расчета нормальной прибыли:

б. сущность торговой прибыли - student2.ru ,

где Пн – нормальная прибыль;

К – величина вложенного капитала;

НПК – отраслевая норма прибыли на вложенный капитал;

Сп – ставка налога на прибыль в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Под целевой прибылью понимается прибыль, идущая на создание конкретного (целевого) направления, в частности таких, как фонда накопления, на производство основного и оборотного капитала; на социальные нужды и т.п.

Максимальная прибыль является основной целью работы каждого предприятия в рыночных условиях хозяйствования, в том числе и торгового. Максимальная прибыль достигается при таком объеме продажи товаров, когда величина операционной (торговой) прибыли, т.е. граничный доход, равняется размеру издержек обращения (граничным затратам).

Недополученная прибыль (издержки «упущенных» возможностей) – денежные доходы, которые могло бы получить предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов.

Нераспределенная (накопительная) прибыль – часть чистой прибыли за вычетом начисленных дивидендов, а также отчислений в целевые назначения. Нераспределенная прибыль в дальнейшем реинвестируется в конкретные хозяйственные операции.

Налогооблагаемая прибыль – часть прибыли, которая в соответствии с действующим налоговым законодательством подлежит обложению налогом. Сумма налога, перечисляемого в бюджет, определяется путем умножения ставки налога на объем налогооблагаемой прибыли с последующим делением на 100%. Государство через налоговое законодательство предусматривает льготы по налогообложению. Тогда льготируемая часть прибыли, направляемая на научно-техническое развитие и другие цели, будет считаться не облагаемой налогом прибылью.

Капитализируемая прибыль – это прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий, находящихся в определенных юридических и финансовых взаимоотношениях.

Чрезвычайная прибыль – прибыль, характеризуемая необычным для данного предприятия источником формирования или очень редким характером ее образования. Чаще чрезвычайная прибыль формируется от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, а также начисленных резервов.

Наши рекомендации