Анализ общей (дальней) окружающей среды
Анализ общей (дальней) окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы (так назы-ваемая система PEST) для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. За рубежом такие прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью. Часть прогнозов публикуется в периодической печати, часть – покупается фирмами за определенную плату. Наличие нескольких прогнозов по определенной теме исследования, выполняемых независимо друг от друга разными организациями, позволяет получить более полную информацию и принимать более достоверное решение.
В нашей стране организация таких центров консалтинговой помощи, связанных с разработкой указанных прогнозов, должна рассматриваться как одна из составляющих рыночной инфраструктуры, позволяющей компенсировать элементы стихийности рынка и сделать развитие национальной экономики более устойчивым.
Экономическая среда
Анализ экономической среды является первым и важнейшим компонентом анализа общей (дальней) окружающей среды. Он включает в себя прогнозы изменения экономики, выраженные в показателях инфляции, уровня занятости, циклов деловой активности, денежного обращения и т.д. Наиболее агрегированным показателем, используемым в этих прогнозах, является валовой национальный продукт.
Одной из важнейших проблем, на которой Предприятию необходимо сосредоточить свое внимание в процессе анализа экономической среды, является следующая: «На какой стадии цикла деловой активности находится национальная экономика в настоящий момент и когда наступит следующая стадия цикла?». Совмещение полученных данных с характеристикой цикла развития отрасли и предприятия позволяет выбрать наиболее эффективную стратегию, учитывающую как потенциальные возможности самого предприятия, так и весь спектр экономических факторов, влияющих на его
развитие, которые могут быть и со знаком «плюс», и со знаком «минус».
Цикл деловой активности (дно экономического цикла, расширение, пик и спад деловой активности) является предметом очень пристального изучения западных экономистов. Важным при прогнозе цикла деловой активности считается не столько определение длины этапа во времени и величины изменений; сколько наступление «точки перегиба» (пика и дна экономического Цикла). Последнее объясняется тем, что каждый этап деловой активности характеризуется своими, только ему присущими особенностями поведения экономики. Это касается прежде всего роста валового национального продукта, уровня занятости, покупательской способности хозяйствующих субъектов и населения, инфляции, ставки ссудного Процента, денежного обращения и т.д. Отсюда знание «точки перегиба» в цикле деловой активности позволяет предприятию своевременно подготовиться к изменениям в экономической среде и использовать предоставленные возможности либо искать способы компенсации наступающих негативных явлений.
Кроме цикла деловой активности предприятию важно выяснить характер государственной экономической политики в разрезе совершенствования хозяйственного механизма, особенно в области налогов и кредита, госзаказов на продукцию и государственных инвестиций. Необходимо отметить также, что в условиях значительной неопределенности функционирования экономической среды прогнозы ее развития не являются достаточно надежными, учитываемыми на уровне предприятия.
Социополитическая среда
Политическая стабильность государства является одним из ключевых факторов, позволяющих снизить, риск развития предприятия в рамках принимаемых стратегических решений. От законотворческих органов требуется создание полной и непротиворечивой системы законов по вопросам экономической деятельности, не подвергающихся частому и коренному пересмотру.
Кроме прогноза политической обстановки в стране предприятие заинтересовано в получении информации по перспективам государственного регулирования в следующих областях деятельности:
• социальной защищенности населения;
• внешней торговли;
• политики ценообразования;
• политики в сфере экологии;
• охраны труда и здоровья трудящихся;
• ограничений на производство того или иного продукта путем контроля его качества.
В последнее время большое внимание уделяется социокультурным факторам, воздействующим на эффективность функционирования предприятия. Причем они рассматриваются как на общенациональном, так и региональном уровнях, что обусловлено следующими обстоятельствами:
• усиление конкуренции между товаропроизводителями и, соответственно,
дифференциация товаров по группам потребителей требуют более детального изучения последних. Очевидно, что на потребительские вкусы накладывают отпечаток не только экономические соображения, но и национальные, образовательные, демографические и климатические признаки. Именно они становятся объектами изучения, анализа и прогнозирования;
• с другой стороны, инвестирование, направленное на расширение производства, создание новых заводов и сервисных центров напрямую связано
с социокультурными факторами, поскольку зависит от образовательного уровня населения, национальных особенностей, с точки зрения общественного разделения труда, и других факторов.
В этой связи в процессе стратегического анализа необходимо учитывать следующие факторы социокультурного характера:
• демографические признаки населения;
• распределение населения по уровню доходов;
• социальную мобильность общества;
• изменения в стиле жизни, включая национальные традиции и устои;
• отношение к работе и отдыху;
• уровень образования населения;
• уровень потребления товаров и услуг.
Поименованные характеристики трудно поддаются количественному измерению, в связи с чем их анализ проводится в качественном аспекте и оформляется как аналитическая записка.
Технологическая среда
Технологическая среда анализируется при помощи научно-технического прогноза, который на данном этапе решает три основных цели.
1. Прогнозирует научно-технические тенденции в науках, относящихся кданной отрасли производства (возможность технологического прорыва, возникновение товара с принципиально новыми качествами и т.д.).
2. Определяет стратегии предприятия в области НИОКР (размер иструктура бюджета на НИОКР, создание собственной исследовательской базы, совместная с Другими фирмами научная проработка, закупка лицензий и т.д.).
3. Сопоставляет свои возможности с возможностями конкурентов с
точки зрения технического уровня производства и научно-технического уровня выпускаемых изделий.
При проведении технологического анализа и составлении прогноза общей окружающей среды на перспективу чаще всего используются следующие характеристики:
• государственные расходы на НИОКР;
• выбор приоритетов государства и финансово-промышленных групп на определенных направлениях технологических усилий;
• новые открытия и изобретения (национальные и мировые);
• скорость передачи технологий (длина цепочки «исследование – производство»);
• скорость выхода продукции на рынок (длина первых стадий жизненного
цикла изделий).
В заключение следует отметить, что в условиях жесткого централизованного управления и директивного планирования анализ общей окружающей среды в нашей стране не требовался, так как предприятию при помощи спущенного сверху плана определялись как условия производства, так и сама номенклатура производимой продукции и способы ее реализации. В условиях рыночной экономики анализ общей окружающей среды позволяет предприятию действовать более эффективно, заранее готовясь к возможным негативным изменениям и, наоборот, стремясь максимально использовать положительные тенденций народнохозяйственного развития.
За рубежом фирмы уделяют анализу общей окружающей среды приоритетное внимание. Так, в США уже в середине 70-х годов 73% компаний анализировали общую окружающую среду в полном объеме, 15% – анализировали ее лишь частично и только 12% компаний вообще не занимались данной деятельностью.
Г. Гринли приводит следующую градацию наиболее часто встречающихся методов прогнозирования в процессе анализа общей (дальней) окружающей среды (таблица 2.1).
Таблица 2.1. - Наиболее часто применяемые методы прогнозирования при анализе общей деловой окружающей среды
Экономическая среда | Социополитическая среда | Технологическая среда | |
Экстраполяция | Исторические аналогии | Сценарный прогноз | |
Регрессный анализ | Морфологический анализ | Качественная экстраполяция | |
Экономические модели | Демографический прогноз | Морфологический анализ | |
Балансовые | методы | Качественная экстраполяция | Метод «Дельфи» |
прогнозирования | |||
Экспертные методы | Сценарный анализ | ||
Метод «Дельфи» | Качественный профиль | ||