Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим.

Экономическая эффективность использования сетевых технологий (Е) может быть рассчитана следующим образом:

Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. - student2.ru

где Э – экономия на издержках производства продукции и услуг, получаемая за счет использования сетевых технологий в бизнесе, торговле, рекламе и т.п.; З – затраты, имеющие место при использовании сетевых информационных технологий.

Эффективность затрат на сетевые технологии в условиях рыночной экономики может быть определена из уравнения:

Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. - student2.ru

где Bi – стоимостная оценка результатов использования сетевых технологий в производстве; Ci – дополнительные эксплуатационные издержки (расходы) при внедрении сетевых технологий в i–м периоде; Ki – единовременные капитальные затраты в i–м периоде (году); N – число расчетных периодов (лет); ip – номер периода (года) получения результатов от применения сетевых технологий; r – расчетная процентная ставка, ставка дисконта для периода (года).

Определив или задав величины Bi, Ci, Ki, N, можно рассчитать оценку эффективности применения сетевых технологий, которая будет определяться величиной r, и сравнить ее с нормативным значением процентной ставки (показателя эффективности) rn.

Вкладывать средства в использование сетевых технологий целесообразно, если соблюдается неравенство:

Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. - student2.ru

Оценка эффективности будет более точной, если в уравнение ввести коэффициенты, учитывающие налоги на прибыль и инфляцию.

Таким образом, для определения экономической эффективности необходимо определить основные статьи затрат и снижения расходов за счет использования сетевых технологий.

Источники затрат на сетевые технологии можно разделить на единовременные капитальные затраты и эксплуатационные расходы. К единовременным капитальным затратам можно отнести:

1) инвестиции на первоначальный анализ и планирование;

2) затраты на приобретение необходимого оборудования (веб-сервера);

3) затраты на приобретение программного обеспечения;

4) инвестиции на организацию линий связи и сопутствующее оборудование;

5) затраты на приобретение вспомогательного оборудования);

6) инвестиции на подготовку и переподготовку кадров, если какие-либо функции по обеспечению работоспособности веб-сервера обеспечиваются внутренними ресурсами предприятия.

К эксплутационным расходам относятся:

1) заработная плата обслуживающего персонала;

2) расходы на вспомогательные материалы;

3) взносы за доменное имя;

4) арендная плата за каналы связи;

5) плата провайдеру за предоставление доступа к веб-серверу, за предоставление места на собственном сервере или за обслуживание веб-сервера предприятия в случае размещения его у провайдера;

6) амортизационные отчисления;

7) дополнительные расходы в случае привлечения сторонних фирм для развития сервера, его дизайна, выполняемых функций;

8) расходы на проводимые рекламные кампании и т.д.

При использовании электронных коммуникаций снижаются затраты на печатные виды продукции, телефонные разговоры и пересылку факсов. Кроме снижения затрат, присутствие фирмы в Сети может принести прибыль за счет повышения имиджа торговой марки компании, продвижения товаров фирмы, привлечения новых потребителей, добавления нового канала распространения продукции, улучшения сервисного обслуживания текущих и потенциальных потребителей.

С целью укрепления своих позиций на рынке многие провайдеры создают централизованные базы данных, которые объединяют данные, родственные по тематике, и снижают плату за их поиск или расценки за работу в ночное время. Совершенствуются также системы поиска путем перевода их в упрощенные режимы работы, организуется возможность получения дополнительных услуг, например системы оперативного заказа первоисточников на основе кооперации с библиотеками. Потребители получают возможность формирования и ведения личных файлов, недоступных для других пользователей.

При предоставлении услуг диалогового доступа к БД в основном используются лицензионные договоры, а в последнее время все более широкое распространение находит подписка. Четко выделились 2 основных подхода в области предоставления числовых и текстовых данных.

Первый подход характеризуется схемой расчетов за услуги обработки данных в режиме разделения времени, предусматривающей:

1) минимальную месячную подписку;

2) использование ресурсов (для этого чаще всего применяется такой показатель использования ПК как CRU – Computer Resource Unit, представляющий собой комбинацию использования ресурсов ПК, устройств ввода-вывода, дисковой памяти и т.д.);

3) использование дисковой памяти в случае создания пользователем персональных файлов.

Второй подход базируется на почасовой ставке, включающей оплату времени подключения к сети, объема использования БД и услуг телекоммуникаций. В случае библиографических БД, как правило, дополнительно взимается плата за найденные описания документов. В некоторых централизованных БД предусматривается разовая оплата пароля для новых пользователей.

В последнее время предпочтение начинает отдаваться подписке и другим упрощенным вариантам оплаты. Цены на диалоговый доступ складываются из стоимости тарифа по предоставлению этого режима, стоимости использования БД, услуг посредников, а также стоимости услуг передачи данных. Цены на диалоговый доступ постоянно растут.

На цены диалогового доступа устанавливаются скидки, пропорциональные объему использования потребителем услуг диалогового доступа, которые могут достигать 7-32% от первоначальной цены.

Схемы расчетов вендора и владельца баз данных:

1. Арендная – вендор платит определенную сумму владельцу базы данных за ее использование.

2. Распределительная – доход, полученный от эксплуатации конкретной базы данных, распределяется между вендором и владельцем базы данных; участники совместно устанавливают цену за пользование базой данных; доля вендора обычно составляет 55-75%, владельца БД – 25-45%.

3. Роялти – выплата авторского вознаграждения (владельцу базы данных выплачивается оговоренная в контракте сумма, которая зависит от реальной работы пользователя с базой данных, например, за количество востребованных документов, за час работы и т.д.).

Доход вендора представляет собой выручку от продажи информационных продуктов и предоставления информационных услуг. Основной доход вендор получает от коммерческого распространения информации, дополнительный доход – от предоставления дополнительных услуг (консультации, обучение и др.).

Суммарные издержки вендора складываются из следующих затрат:

1) закупка и приобретение оборудования;

2) текущие затраты;

3) зарплата персоналу;

4) аренда зданий и помещений;

5) защита от несанкционированного доступа к банку данных;

6) хранение информации;

7) аренда каналов для продажи;

8) реклама;

9) приобретение новой информации и др.

Оптимальная цена за использование информационного продукта (услуги) определяется из условия максимизации прибыли вендора (F) по цене (P): F = f(P) ® мах.

Выручка от реализации информационного продукта (ИП) по ценам, установленным на основе предварительно рассчитанного базового уровня, должна, как минимум, покрывать затраты на него за определенный промежуток времени.

Пример 2. Рассчитать цену, устанавливаемую за предоставление доступа к БД и определить минимальную цену, при которой информационный бизнес будет безубыточным, на основе следующих исходных данных:

1) целевая прибыль вендора (Fвен), у. е. – 270;

2) фиксированный затраты (ФЗ), у. е. – 200;

3) авторский гонорар (за запрос) (АвтГ), у. е. – 2,5;

4) прогнозируемое число запросов (N) –100.

Решение:

Схема расчетов вендора и владельца БД – "роялти".

1. Сумма авторского гонорара Sавт = АвтГ · N = 2,5 · 100 = 250 у. е.

2. Суммарные затраты вендора S = ФЗ + Sавт = 200 + 250 = 450 у. е.

3. Минимальная цена (за запрос) должна покрывать суммарные затраты вендора, поэтому может быть рассчитана по формуле:

Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. - student2.ru

4. Оптимальная цена (за запрос) определяется из условия максимизации прибыли вендора по формуле:

Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. - student2.ru

Пример 3. На основе нижеследующих данных оценить эффективность использования информационного ресурса и сделать выводы о возможностях ее увеличения, а также целесообразности дальнейшей эксплуатации банка данных в целом и входящих в него БД. Исходные данные для расчетов приведены в таблице:

Состав банка данных Доход, у. е. Отчисления владельцу БД, % Прочие расходы, у. е. Общее количество документов в БД Среднее кол-во запрашиваемых документов
БД1
БД2
БД3
БД4
БД5

Решение:

Схема расчетов вендора и владельцев БД – распределительная.

Результаты расчетов представим в виде следующей таблицы:

Показатели Состав банка данных
БД1 БД2 БД3 БД4 БД5
Общие затраты, у. е. =110*15/ 100+30= 46,5 =200*30/100 +65=125 =290*45/ 100+70= 200,5 =300*35/ 100+60= 165 =500*25/ 100+75= 200
Прибыль, у. е. 63,5 89,5
Коэффициент использования Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. - student2.ru Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. - student2.ru Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. - student2.ru Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. - student2.ru Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. - student2.ru
Рентабельность (по доходу) 2,36 1,6 1,45 1,82 2,5
Рентабельность (по прибыли) 1,37 0,6 0,45 0,82 1,5
Доля прибыли в доходе, % 57,7 37,5 30,8
Суммарный доход банка данных, у. е.
Средний доход от эксплуатации БД, у. е.
Суммарная прибыль банка данных, у. е.
Средняя прибыль от эксплуатации БД, у. е. 132,6
Суммарные издержки от эксплуатации банка данных, у. е.
Рентабельность банка данных (по доходу) 1,9
Рентабельность банка данных (по прибыли) 0,9
Доля прибыли в доходе по банку данных в целом, % 47,4

Вывод: Дальнейшая эксплуатация банка данных нецелесообразна, так как рентабельность по прибыли составляет 0,9, т.е. суммарная прибыль не покрывает суммарные издержки от эксплуатации. Что касается эффективности использования входящих в банк данных БД, то нецелесообразна эксплуатация БД2, БД3 и БД4 (рентабельность по прибыли составляет 0,6; 0,45 и 0,82 соответственно). БД3 имеет достаточно высокий коэффициент использования, однако доля прибыли в общем доходе по этой базе данных составляет всего 30,8%. Это самое низкое значение данного показателя по сравнению с другими базами данных, входящих в банк данных. БД1, несмотря на невысокий коэффициент использования (0,12), имеет достаточно высокий уровень рентабельности (1,37). Можно рекомендовать вендору пересмотреть условия договоров с владельцами БД3 и БД4 в сторону уменьшения процента авторских отчислений.

Пример 4. Услуга коммерческого Web-сайта состоит в предоставлении информации и выполнении расчетов по параметрам, задаваемым пользователем. Необходимо оценить ожидаемую экономическую эффективность коммерческого Web-сайта.

Решение:

Функционирование коммерческого Web-сайта связано как с капитальными (единовременными) затратами, так и с эксплутационными (переменными) и условно-постоянными затратами.

Выручка от реализации услуг по предоставлению информационной поддержки с использованием коммерческого Web-сайта определяется как произведение количества обращений пользователей на тариф за одно обращение. Аналогично определяются переменные эксплутационные издержки с использованием показателя удельных издержек (в расчете на одно обращение).

Исходные данные и результаты расчета представлены в таблице 5.

Таблица 5. Расчет экономической эффективности коммерческого Web-сайта

Наименование показателя Обозначение Единица измерения Значение
Капитальные (единовременные) затраты на создание коммерческого Web-сайта КД т.р.
Норма прибыли на капитал (годовая процентная ставка) Ен 1/год 0,15
Цена (тариф) за услугу, состоящую в однократном обращении пользователя к Web-сайту Ц р./обр.
Удельные издержки (в расчете на одно обращение) Sуд р./обр.
Годовые условно-постоянные издержки, т.е. издержки, не зависящие от количества обращений к Web-сайту Sуп т.р./год
Количество обращений к Web-сайту в течение года N раз
Выручка от реализации услуг по предоставлению информационной поддержки (В=Ц*N) В т.р./год
Эксплутационные затраты на содержание Web-сайта (S=Sуд*N+Sуп) S т.р./год
Годовая бухгалтерская прибыль (Сэк= В– S) Сэк т.р./год
Годовой экономический эффект (Э= Сэк – Ен* КД) Э т.р./год
Период (срок) окупаемости Web-сайта Ток мес. 5 (»0,44 года)

Вывод: В результате предварительной оценки срок окупаемости проекта по созданию коммерческого Web-сайта составляет 0,44 года или 5 месяцев (0,44*12).

Модель совокупной стоимости владения (ССВ) ИС (Total Coast of Ownership – TCO)

Стоимость создания и внедрения ИС определяются фактическими затратами на реализацию проекта. Эти затраты оценить достаточно просто.

Однако стоимость владения ИС оценить значительно сложнее. Во-первых, для этого необходимо разработать методику оценки стоимости владения, во-вторых, необходимо произвести анализ затрат по статьям расходов, выделенных в расходы на эксплуатацию и развитие ИС.

Модель совокупной стоимости владения TCO (в русскоязычной аббревиатуре – ССВ) первоначально разрабатывалась как средство для расчета стоимости владения компьютером на Wintel-платформе. Однако в последнее время, в первую очередь благодаря усилиям Garther Group и Interpose (в конце февраля 1998 года компания Garther Group приобрела Interpose, став единоличным владельцем всех ресурсов наиболее популярной методики TCO), эта методика стала основным инструментом и в других областях компьютерных технологий. Например, сейчас имеются методики расчета TCO документооборота, различных аппаратных платформ, сетей, программного обеспечения.

Методика TCO представляет собой двумерную модель, основанную на получении и анализе информации о бюджете на информационные технологии конкретного предприятия.

Рассмотрим модель TCO, основой для которой является концепция, предложенная Garther Group в 1987 году.

В этой модели учитываются следующие ИТ-затраты: фиксированные, или как их еще называют, капитальные вложения, и текущие. Их условно разносят по временной шкале: капитальные вложения осуществляются на этапе построения КИС, текущие затраты – на этапе функционирования. По методике Garther Group к фиксированным следует отнести следующие затраты:

· стоимость разработки и внедрения проекта;

· привлечение внешних консультантов;

· первоначальные закупки основного ПО;

· первоначальные закупки дополнительного ПО;

· первоначальные закупки аппаратного обеспечения.

Фиксированными эти затраты называются потому, что делаются один раз на начальных этапах создания ИС. При этом выбор той или иной стратегии, аппаратной и программной платформ существенно влияет на последующие текущие затраты.

Текущие затраты состоят из трех статей:

· стоимость обновления и модернизации системы;

· затраты на управление системой в целом;

· затраты, вызванные активностью пользователей ИС («активность пользователя»).

Под затратами на управление системой подразумеваются расходы, связанные с управлением и администрированием компонентов ИС. В этой статье затрат можно выделить некоторые подкатегории:

· обучение административного персонала и конечных пользователей;

· заработная плата;

· привлечение внешних консультантов;

· аутсорсинг;

· учебные курсы и сертификация;

· техническое и организационное администрирование и сервис.

Стоимость обеспечения работы пользователя отражена в понятии «активность пользователя». Эти затраты связаны, например, с участием администратора в настройке рабочей станции, с оказанием помощи пользователю или с консультациями. Эта статья затрат, по данным Garther Group, имеет наиболее значимый вес в совокупной стоимости ИС (по данным аналитических компаний – до 75% итоговой стоимости владения информационными технологиями). В ней выделяют следующие подстатьи затрат:

· прямая помощь и дополнительные настройки;

· формальное обучение;

· разработка приложений;

· работа с данными;

· неформальное обучение;

· futz-фактор (параметр, определяющий объем затрат, связанных с последствиями некомпетентных действий пользователя).

В дальнейшем активной разработкой методик занималась компания Interpose. После ее покупки Garther Group объявила своим основным партнером компанию Microsoft. Поэтому в специальной литературе методику ТСО часто называют методикой Garther Group– Microsoft.

Идея модели ТСО (Garther Group– Microsoft):

1) анализируется структура затрат для каждого типа фондов (серверов, клиентов, принтеров и т.д.);

2) осуществляется классификация фондов (портативные компьютеры/настольные, сервер-файлы/сервер-приложения, операционные системы);

3) учитываются все особенности фондов каждого типа;

4) общие затраты на ИС разделяются на две группы – прямые и косвенные.

Прямые затраты включают в себя следующие группы затрат:

· на аппаратно-программные средства;

· на администрирование (оплата сетевого и системного администрирования, администрирования накопителей данных, труда и аутсорсинга, задачи регулирующего и упреждающего управления);

· на поддержку (служба технической поддержки, обучение, материально-техническое снабжение, командировки, договоры на обслуживание и поддержку, накладные расходы);

· на разработку (создание приложений, тестирование и подготовка документации, в том числе разработка новых проектов, адаптация к требованиям заказчиков и обслуживание);

· оплату коммуникаций.

Существуют отдельные методологии определения составляющих ТСО по выше указанным группам прямых расходов.

Косвенные затраты делятся на две группы: связанные с конечными пользователями и вызванные простоями (потери из-за плановых и неплановых перерывов).

Природа первой группы косвенных расходов кроется ворганизационной стороне ИТ и состоит в том, что вследствие ненадлежащей поддержки штатных сотрудников ИТ их конечные пользователи внутри организации вынуждены заниматься вопросами восстановления работоспособности, самообучением и т.д., что также уменьшает производительное время их работы. Косвенные расходы этой группы определяются с помощью полевых и статистических исследований, включающий интервьюирование пользователей системы.

Привода второй группы косвенных расходов кроется в том, что, если ИС спроектирована плохо, то это вызывает непроизводительное расходование времени у пользователей (перерывы в работе) или даже потери в бизнесе организации. При этом следует различать плановое время неработоспособности и сверхнормативное. Косвенные расходы по этой группе могут быть определены по методу определения производственных потерь.

Таблица 7. Содержание прямых и косвенных затрат в модели ТСО

Статья затрат Составляющие затрат
Аппаратура Стоимость оборудования (полная стоимость без амортизации); амортизация оборудования; обновления и изменения в аппаратной конфигурации (замена жестких дисков, установка дополнительных устройств – апгрейд); процессорные апгрейды; расходы на увеличение объема памяти на клиентских местах; устройства хранения информации; периферия, сетевое оборудование
Программное обеспечение Операционные системы; приложения (стандартные офисные приложения, специализированное программное обеспечение); обслуживающие программы – утилиты; программы для коммутаций
Прочие расходы Оплата арендованного оборудования и программного обеспечения
Управление–администрирование Администрирование сетей; диагностирование и ремонт; управление и планирование трафика; оптимизация производительности[1]; администрирование пользователей[2]; поддержка операционных систем; текущие регламентные работы (диагностика); прочие работы по управлению сетью
Управление системой Изучение и планирование развития системы; определение стоимости и закупка оборудования; лицензирование программного обеспечения; архивирование и резервное копирование; контроль за доступом к информации и защита от вирусов; установка оборудования; управление устройствами хранения данных; управление приложениями; прогнозирование неисправностей и восстановление и т.д.
Остальные виды управления Аутсорсинг; обучение административного персонала; обучение конечного пользователя; затраты на передвижение; поддержка производителя; ответы на вопросы пользователя; справочная информация
Расходы на конечного пользователя Внеплановое обучение; ежегодные временные затраты конечного пользователя на работу с информационным сервисом; среднее время ежедневной работы на компьютере; среднее время вызовов сервисной службы за месяц; время, затраченное на ожидание помощи; расходы на запланированные простои; расходы на незапланированные простои и др.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимают под совокупной стоимостью владения ИС?

2. Какие затраты на создание, внедрение, использование ИС можно отнести к: фиксированным, переменным, прямым, косвенным?

3. В чем идея модели совокупной стоимости владения ИС – ТСО?

4. В чем актуальность модели оценки совокупной стоимости владения ИС – ТСО?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Информационный менеджмент, его место и предмет 4

1.1 Базовые понятия информационного менеджмента. 4

1.2 Понятие информационного менеджмента. 7

1.3 Задачи и проблемы информационного менеджмента. 11

1.4 Значение и роль информационного менеджмента в современном обществе 15

2. Информационная структура организации. 16

3. Типовые подходы к решению задач информационного менеджмента 20

4. Информация как товар. 26

5. Планирование в среде информационных систем.. 31

5.1 Сущность процесса планирования в среде ИС.. 32

5.2 Основы стратегического планирования ИС.. 34

5.3 Фазы стратегического планирования информационных систем 38

6. Взаимодействие службы ИТ с организацией. 44

6.1 Место отдела ИТ в организационной структуре управления организацией. Взаимосвязь с подразделениями организации. 45

6.2 Централизованная и децентрализованная системы обработки информации. Преимущества и недостатки. 48

6.3 Основные функции службы ИС организации. 50

6.4 Некоторые типы организационных структур ИС.. 53

6.4.1 Плоская структура службы ИТ. 55

6.4.2 Развернутая структура службы ИТ. 58

6.4.3 Дивизиональная структура службы ИТ. 60

7. Ценообразование на продукцию ИС и ИТ.. 62

8. Управление капиталовложениями в ИС и ИТ.. 71

8.1 Подходы к оценке проектов в области информационных технологий и систем 71

8.2 Оценка эффективности как экономии ресурсов. 77

8.3 Методы оценки эффективности инвестиций в ИТ-проекты.. 88

8.4 Оценка эффективности использования сетевых технологий 103

8.5. Модель совокупной стоимости владения (ССВ) ИС (Total Coast of Ownership – TCO) 112

[1] Выполняется системным администратором и включает в себя выявление узких мест в сети и принятие соответствующих мер

[2] Добавление, удаление, изменение прав

Наши рекомендации