Хозяйствующие субъекты на товарном рынке.

При определении понятия «доминирующее положение» Закон о защи­те конкуренции использует качественный и количественный признаки до­минирующего положения. В соответствии со ст. 5 Закона о защите конку­ренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность ока­зывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соот­ветствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рын­ка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот то­варный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Качественный признак доминирующего положения дополняется ко­личественным. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотре­нии дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осу­ществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является до­минирующим. Доминирующим также признается положение хозяйству­ющего субъекта (за исключением финансовой организации), доля кото­рого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если до­минирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом, исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям его доли на товарном рынке, относитель­ного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурен­там, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъ­екта (за исключением финансовой организации), доля которого на рын­ке определенного товара не превышает 35%.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирую­щим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естест­венной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естест­венной монополии.


Что касается доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), то условия признания и по­рядок установления ее положения доминирующим устанавливаются Пра­вительством РФ, а условия признания и порядок установления домини­рующим положения кредитной организации — Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Закон о защите конкуренции устанавливает лишь минимальный размер доли финансовой организации, при котором ее положение не может быть признано доминирующим. Не может быть признано доминирующим положение финансовой органи­зации, доля которой не превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар об­ращается также на иных товарных рынках в РФ.

доминирую­щее положение хозяйствующего субъекта устанавливается на основа­нии оценки его доли и рыночного потенциала на рассматриваемом то­варном рынке.

Необходимо отметить, что само по себе доминирующее положение хо­зяйствующего субъекта не пресекается законодательством. Предупрежда­ются и пресекаются злоупотребления таким положением.


В ст. 10 Закона о защите конкуренции приводится не исчерпываю­щий перечень возможных форм злоупотребления хозяйствующим субъ­ектом доминирующим положением на рынке. Данные формы злоупот­ребления одновременно являются формами монополистической деятель­ности, выражающимися в индивидуальном поведении хозяйствующего субъекта, злоупотребляющего своим положением. В соответствии с на­званной статьей запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе сле­дующие действия (бездействие):

· установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низ­кой цены товара;

· изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

· навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора

· экономически, технологически и иным образом не обоснованное уста­новление различных цен на один и тот же товар, если иное не установ­лено федеральным законом

· и тд

Наши рекомендации