Права и обязанности предпринимателя и их правовое закрепление
Право предпринимателя представляет собой выражение и конкретизацию в правовых нормах принципа свободы предпринимательства. Это необходимо в целях защиты интересов предпринимателя при осуществлении им своей деятельности. Содержание субъективного права состоит из совокупности следующих правомочий: (1) право совершать собственные действия; (2) право требовать исполнения обязанностей и обязательств другими лицами в интересах предпринимателя; (3) возможность защиты предпринимателем своих интересов.
Как видно, установление в норме закона какого-либо права предпринимателя одновременно ограничивает экономическую свободу других лиц. Этим самым норма закона прямо содержит или предполагает наличие требования к другим лицам воздерживаться от совершения действий, препятствующих реализации права предпринимателя, или, наоборот, возлагает на других лиц обязанность совершения действий, необходимых для реализации такого права.
Обязанность предпринимателя, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его экономической свободы. В рамках предпринимательской деятельности обязанность предпринимателя представляет собой условие правомерности его поведения, которое устанавливается с помощью правовых требований или правовых запретов. Правовые требования указывают, какие действия предприниматель должен совершить в интересах какого-либо лица, либо группы лиц, либо государства в целом. Правовые запреты устанавливают пределы осуществления предпринимателем своих прав и обязывают его воздерживаться от совершения тех или иных действий. Например, кредитным организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Закона о банках).
Установление в нормах права обязанности предпринимателя не должно быть произвольным, а должно быть направлено на защиту конкретных интересов других лиц. С позиции конституционных основ регулирования экономики, обязанности предпринимателя приводят к ограничению свободы предпринимательства и должны быть обусловлены необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 и 3 ст. 1 ГК РФ).
Виды прав предпринимателей.
1)Каждому предпринимателю в соответствии с общеправовым принципом равенства должны быть предоставлены равные возможности для ведения предпринимательской деятельности и одинаковое правовое положение по сравнению с другими предпринимателями вне зависимости от места регистрации или нахождения.
2)Каждый предприниматель имеет право для осуществления своей деятельности требовать создания такой правовой среды, такого законодательства, которое бы обеспечивало соблюдение указанных принципов рыночной экономики, и, следовательно, он имеет право пресекать применение таких актов и таких действий органов государственной власти и местного самоуправления, которые приводили бы к нарушению или ограничению экономических принципов.
3) Предприниматели вправе реализовывать свои товары и услуги на всей территории России, в любом субъекте Российской Федерации. Ни органы государства и местного самоуправления, ни другие хозяйствующие субъекты не вправе ограничить или запретить доступ предпринимателей к своим территориальным рынкам.
4) Индивидуальные предприниматели вправе избирать любое место жительства, а учредители коммерческой организации — выбирать любое место нахождения создаваемого ими юридического лица.
5) каждый предприниматель имеет право самостоятельно и независимо устанавливать цены на свои товары и услуги (исключение составляют естественные монополии, уровень цен на продукцию и услуги которых регулирует государство) в соответствии со складывающимся в рамках свободной конкуренции спросом на аналогичные товары или услуги, направления своей деятельности, свою собственную маркетинговую, производственную, финансовую и корпоративную политику и, наконец, получать прибыль от своей деятельности.
6) право предпринимателей иметь на праве собственности имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, включая землю, иные природные ресурсы, денежные средства, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы.