Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность
Еще одной смежной к социальному предпринимательству областью является корпоративная социальная ответственность (КСО), которую иногда путают с СП.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) является одной из форм корпоративного саморегулирования, интегрированного в бизнес-модели. КСО функционирует как встроенный, саморегулирующийся механизм, посредством которого бизнес контролирует и обеспечивает в своей практике активное соблюдение духа закона, этических и международных норм. КСО представляет собой процесс, мотивированный сознанием ответственности за действия компании и поощряющий положительное влияние ее деятельности на окружающую среду, потребителей, сотрудников, сообществ и иных заинтересованных сторон.
Многие ученые определяют КСО как инструмент связей с общественностью (PR), применяемый с целью создания конкурентных преимуществ за счет улучшения имиджа и повышения легитимности компании.
Джолберг (2009) отмечает, что в то время как КСО может иметь глобальный характер, последние исследования показывают, что ее применение может иметь существенные вариации в разных социальных, экономических, культурных, правовых и политических контекстах. Дело в том, что КСО можно рассматривать как истинно глобальную концепцию, распространяемую транснациональными компаниями. Эта практика с каждым годом все сильнее встраивается в глобальную управленческую культуру, а также имеет важное значение для репутации компании, желающей быть в глазах общества современной и легитимной. Максимального развития КСО достигло в таких странах, как Швейцария, Швеция, Финляндия и Норвегия. Эти выводы противоречат теории таких исследователей, как Маттен и Мун (2008), утверждающих, что активность КСО выше в неолиберальных странах, поскольку она призвана компенсировать низкие расходы государства на социальное страхование.
Барон (2007) видит следующие отличия КСО и СП: Компании принимают на себя стратегические обязательства по корпоративной социальной ответственности, стремясь получить конкурентные преимущества и увеличить прибыль, тогда как стратегической целью социальных предпринимателей является социальная миссия, а не максимизация прибыли и рыночной стоимости. Таким образом, эти виды деятельности различаются по мотивации, интенсивности, целям и задачам.
Несмотря на различия в определениях, на практике эти сферы часто соприкасаются. Например, многие социальные предприятия получают стартовый капитал через подразделения КСО крупных коммерческих компаний, таких как Coca-Cola (Ленер, 2011) и некоторые социальные предприниматели выбирают своей бизнес-моделью консалтинг крупных компаний в рамках их проектов корпоративной социальной ответственности.
В связи с тесным взаимодействием СП, устойчивого предпринимательства и корпоративной социальной ответственности границы этих понятий размыты и с течением времени меняются в зависимости от практического развития каждой из этих сфер.
Социальное предпринимательство и социальный активизм
Социальный активизм представляет собой усилия частных лиц и общественных организаций, направленные на решение или смягчение социальных проблем. Сходство с социальным предпринимательством составляет направленность на решение социальных проблем. Отличие заключается в том, что социальный активизм не предполагает производства товаров и услуг и использования бизнес-моделей для решения социальных проблем.
Социальное предпринимательство и благотворительность
Благотворительность является деятельностью на благо общества, финансируемой с помощью добровольных пожертвований организаций и частных лиц. Благотворительность отличается от социального предпринимательства тем, предполагает безвозмездное использование собранных жертвователями средств и не предполагает использование бизнес-решений и методов и деятельности, связанной с извлечением прибыли.
Формы предпринимательства
Не все форм предпринимательства являются одинаковыми. Если использовать классификацию Low (2006), предпринимательство можно разделить на две основные категории - инновационное и репликативное (т.е. повторяющее что-то уже существующее).
Их различие особенно важно, когда речь идет о социальном предпринимательстве. Инновационное предпринимательство является двигателем экономического роста за счет создания материальных благ. Репликативные же предприниматели производят и продают
товара или услуги, которые уже доступны на рынке (Шоу и Картер, 2007).
Разница между этими двумя формами играет важную роль в исследовании СП потому, что репликативное предпринимательство является основным направлением деятельности для борьбы с бедностью и, следовательно, вопрос представляет значительный интерес для социальных предпринимателей. Репликативные предприятия могут также создаваться и расширяться с помощью выявления предпринимательских возможностей административными и государственными органами, а не только индивидуальными предпринимателями. Инновационное же предпринимательство в гораздо большей степени связано с индивидуальной деятельностью, которая может быть стимулирована отсутствием административных и государственных барьеров для ее начала и осуществления.