Сущность предпринимательского риска и его классификация.

Предпринимательский риск. Причины возникновения потерь. Инфляция как фактор предпринимательского риска. Виды предпринимательских потерь. Виды предпринимательских рисков: чистые (природно-естественные, экологические, политические и социальные, коммерческие и т.д.) и спекулятивные (риски, связанные с покупательной способностью денег, инвестиционные и т.д.). Зоны риска (безрисковая зона, зона допустимого риска, зона критического риска, зона катастрофического риска).

[13] с. 107 – 113; [11] с. 393 – 396; [16] с. 73 - 77

Управление предпринимательским риском.

Предпринимательский риск и его страхование. Формы и методы снижения степени риска, управление рисками и обеспечение устойчивости организации.

Виды страхования предпринимательских рисков. Формы страхования.

[13] с. 113 – 121; [11] с. 396 – 399; [16] с. 77 – 87

Коммерческая (предпринимательская) тайна и ее защита.

Понятие коммерческой (предпринимательской) тайны. Классификация предпринимательской тайны: промышленная, финансово-кредитная, коммерческая. Требования, предъявляемые к информации, относящейся к коммерческой тайне. Информация, относящаяся к коммерческой тайне. Утечка конфиденциальной информации. Причины и условия утечки информации. Источники утечки информации (люди, документы, публикации, доклады, технические носители информации, технические средства, выпускаемая продукция, производственные и промышленные отходы). Защита информации, относящейся к коммерческой тайне.

Раздел 5. Управление ресурсами субъектов предпринимательской деятельности.

Финансовые ресурсы организаций. Показатели финансового состояния организации.

Финансовые ресурсы организации. Показатели, характеризующие финансовое состояние организации (ликвидность, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент платежеспособности, рентабельность и т.д.) и методика их расчета. Анализ финансового состояния, платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Показатели эффективности вложения средств.

[13] с. 240 – 248; [11] с. 399 – 408; [16] с. 372 - 409

Финансово-кредитное обеспечение предпринимательства.

Банковское и небанковское кредитование предпринимательских структур. Выбор источников финансирования. Внутренние источники финансирования деятельности фирмы. Основные формы внешнего финансирования предпринимательской деятельности. Основные виды банковских кредитов. Финансирование организаций путем предоставления бюджетного кредита. Условия получения и порядок возврата банковских кредитов. Особенности и условия льготного кредитования и субъектов предпринимательской деятельности.

[14] с. 62 – 88; [16] с. 65 - 70

Управление кадрами.

Управление кадрами. Основные цели управления персоналом предпринимательской деятельности. Персонал предпринимательских структур. Основные задачи кадрового обеспечения, отбор, состав, классификация, численность. Обучение и повышение квалификации работников.

Оценка эффективности труда персонала организации. Система стимулирования персонала.

[14] с. 151 - 171

Раздел 6. Планирование предпринимательской деятельности.

Бизнес-планирование в деятельности предпринимателей. Цель и функции разработки бизнес-плана. Поиск экономической информации, необходимой для бизнес-планирования. Методика подготовки бизнес-плана. Структура и последовательность разработки бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана и их характеристика: резюме бизнес-идеи, описание бизнеса, система управления, план маркетинга, план производства, финансовый план и его оценка и т.д.

[12] с. 119 – 129; [11] с. 422 – 435; [16] с. 194 - 201

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА».

1.Охарактеризуйте исторические аспекты развития предпринимательства. Приведите краткую характеристику учений о предпринимательстве в XVIII – XIX вв., развитие учения о предпринимательстве в ХХ веке.

2.Охарактеризуйте состояние, условия, проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь, предпосылки предпринимательства.

3.Охарактеризуйте в чем заключается государственная поддержка предпринимательской деятельности в Республике Беларусь?

4.Охарактеризуйте сущность предпринимательской среды (внешняя предпринимательская среда, внутренняя предпринимательская среда).

5.Перечислите и дайте характеристику признаков предпринимательства. Охарактеризуйте основные экономические и социальные условия предпринимательства.

6.Перечислите и раскройте сущность целей, принципов и функций предпринимательства.

7.Назовите субъекты предпринимательской деятельности. Охарактеризуйте виды предпринимательской деятельности и формы предпринимательских структур.

8.Охарактеризуйте законодательную базу предпринимательской деятельности. Ее основные задачи, цели и значение.

9.Охарактеризуйте права, обязанности и ответственность предпринимателя. Какова юридическая ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

10.Охарактеризуйте организационно-правовые формы предпринимательских структур, их преимущества и недостатки (единоличное владение; хозяйственные товарищества).

11.Охарактеризуйте организационно-правовые формы предпринимательских структур, их преимущества и недостатки (хозяйственные общества).

12.Охарактеризуйте организационно-правовые формы предпринимательских структур, их преимущества и недостатки (производственные кооперативы; унитарные предприятия; крестьянские (фермерские) хозяйства).

13.Охарактеризуйте сложные предпринимательские структуры, их преимущества и недостатки (концерн, картель, трест, консорциум, синдикат, пул, холдинг и т.д.).

14.Перечислите этапы создания предпринимательских структур. Охарактеризуйте программу проведения приватизации в Республике Беларусь и ее роль в становлении предпринимательства.

15.Охарактеризуйте порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства (регистрирующие органы; плата за регистрацию; документы, необходимые для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)

16.Охарактеризуйте порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства (порядок рассмотрения документов; основания для отказа в регистрации).

17. Охарактеризуйте порядок: получения учетного номера налогоплательщика; открытия расчетного счета в банке; получения печатей и штампов.

18. Охарактеризуйте порядок: получения лицензии; проведения сертификации продукции.

19.Дайте понятие «банкротства». Охарактеризуйте основные причины банкротства, виды банкротства, виды неплатежеспособности.

20.Каков порядок предупреждения банкротства? Какие процедуры предусмотрены при рассмотрении дела о банкротстве, перечислите и охарактеризуйте их.

21.Охарактеризуйте порядок и условия проведения ликвидации предпринимательских структур.

22.Каковы условия реорганизации предпринимательских структур? Охарактеризуйте порядок реорганизации предпринимательских структур.

23.Дайте понятие коммерческой (предпринимательской) тайны. Приведите классификацию предпринимательской тайны (промышленная, финансово-кредитная и коммерческая), охарактеризуйте.

24.Перечислите требования, предъявляемые к информации, относящейся к коммерческой тайне. Охарактеризуйте информацию, относящуюся и не относящуюся к коммерческой тайне.

25.Охарактеризуйте причины и условия утечки конфиденциальной информации. Источники утечки информации.

26.Охарактеризуйте в чем заключается защита информации, относящейся к коммерческой тайне?

27.Охарактеризуйте финансовые ресурсы организации.

28.Перечислите показатели, характеризующие финансовое состояние организации, приведите методику их расчета.

29.Охарактеризуйте финансово-кредитное обеспечение предпринимательства: выбор источника финансирования (внутренние источники, формы внешнего финансирования).

30.Перечислите и охарактеризуйте основные виды банковских кредитов. 31.Охарактеризуйте особенности и условия льготного кредитования субъектов предпринимательской деятельности.

32.Охарактеризуйте сущность предпринимательского риска, виды предпринимательских рисков (чистые, спекулятивные).

33. Раскройте зоны риска, причины и виды предпринимательских потерь.

34.Перечислите и охарактеризуйте формы и методы снижения степени риска? В чем заключается управление риском и обеспечение устойчивости организации?

35.Перечислите и раскройте сущность видов и форм страхования предпринимательских рисков.

36.Охарактеризуйте основные цели управления персоналом предпринимательской деятельности, основные задачи кадрового обеспечения, отбор, состав, классификация, численность.

37. Охарактеризуйте роль обучения и повышения квалификации работников.

38.Каким образом оценивается эффективность труда персонала? Охарактеризуйте систему стимулирования персонала.

39.Охарактеризуйте бизнес-планирование в деятельности предпринимателей (цели и функции разработки бизнес-плана, методика подготовки бизнес-плана).

40.Охарактеризуйте структуру и последовательность разработки бизнес плана, основные разделы бизнес-плана и их содержание.

ЗАДАНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ВАРИАНТ №1

Задание 1.

Охарактеризуйте состояние, условия, проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь, предпосылки предпринимательства. В чем заключается государственная поддержка предпринимательской деятельности в Республике Беларусь?

Задание 2.

Раскройте понятие «банкротства». Охарактеризуйте основные причины банкротства, виды банкротства, виды неплатежеспособности. Каков порядок предупреждения банкротства? Какие процедуры предусмотрены при рассмотрении дела о банкротстве?

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №2

Задание 1.

Охарактеризуйте сущность предпринимательской среды (внешняя предпринимательская среда, внутренняя предпринимательская среда). Перечислите и дайте характеристику признаков предпринимательства.

Задание 2.

Охарактеризуйте порядок и условия проведения ликвидации предпринимательских структур. Каковы условия реорганизации предпринимательских структур?

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №3

Задание 1.

Охарактеризуйте основные экономические и социальные условия предпринимательства. Перечислите и раскройте сущность целей, принципов и функций предпринимательства.

Задание 2.

Охарактеризуйте сущность предпринимательского риска, виды предпринимательских рисков (чистые, спекулятивные). Раскройте понятие «зоны риска», перечислите причины и виды предпринимательских потерь.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №4

Задание 1.

Назовите субъекты предпринимательской деятельности. Охарактеризуйте виды предпринимательской деятельности и формы предпринимательских структур.

Задание 2.

Охарактеризуйте предпринимательский риск и его страхование. Каковы формы и методы снижения степени риска? В чем заключается управление риском и обеспечение устойчивости организации? Перечислите и раскройте сущность видов и форм страхования предпринимательских рисков.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №5

Задание 1.

Охарактеризуйте законодательную базу предпринимательской деятельности. Назовите основные задачи, цели и значение предпринимательской деятельности.

Задание 2.

Охарактеризуйте причины и условия утечки конфиденциальной информации. Перечислите источники утечки информации. В чем заключается защита информации, относящейся к коммерческой тайне?

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №6

Задание 1.

Охарактеризуйте права, обязанности и ответственность предпринимателя. Какова юридическая ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

Задание 2.

Охарактеризуйте финансово-кредитное обеспечение предпринимательства: выбор источника финансирования (внутренние источники, формы внешнего финансирования), основные виды банковских кредитов. Охарактеризуйте особенности и условия льготного кредитования субъектов предпринимательской деятельности.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №7

Задание 1.

Охарактеризуйте организационно-правовые формы предпринимательских структур, их преимущества и недостатки (единоличное владение; хозяйственные товарищества; хозяйственные общества, производственные кооперативы; унитарные предприятия; крестьянские (фермерские) хозяйства)).

Задание 2.

Охарактеризуйте финансовые ресурсы организации. Перечислите показатели, характеризующие финансовое состояние организации, приведите методику их расчета.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №8

Задание 1.

Перечислите этапы создания предпринимательских структур. Охарактеризуйте программу проведения приватизации в Республике Беларусь и ее роль в становлении предпринимательства.

Задание 2.

Дайте понятие коммерческой (предпринимательской) тайны. Приведите классификацию предпринимательской тайны (промышленная, финансово-кредитная и коммерческая). Назовите требования, предъявляемые к информации, относящейся к коммерческой тайне. Информация, относящаяся и не относящаяся к коммерческой тайне.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №9

Задание 1.

Охарактеризуйте порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства (регистрирующие органы; плата за регистрацию; документы, необходимые для регистрации; порядок рассмотрения документов; основания для отказа в регистрации).

Задание 2.

Управление персоналом. Охарактеризуйте основные цели управления персоналом предпринимательской деятельности, основные задачи кадрового обеспечения, отбор, состав, классификация, численность. Обучение и повышение квалификации. Система стимулирования персонала.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №10

Задание 1.

Охарактеризуйте порядок:

- получения учетного номера налогоплательщика;

- открытия расчетного счета в банке;

- получения печатей и штампов;

- получения лицензии и проведения сертификации продукции.

Задание 2.

Охарактеризуйте бизнес-планирование в деятельности предпринимателей (цели и функции разработки бизнес-плана, методика подготовки бизнес-плана, структура и последовательность разработки бизнес плана, основные разделы бизнес-плана и их содержание).

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Баллы Показатели оценок
(один) Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (предпринимательство, коммерческая тайна, предпринимательский риск и т.д.); наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя.
(два) Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (предпринимательство, объекты и субъекты предпринимательства, ответственность предпринимателя и т.д.); осуществление соответствующих практических действий (определение величины предпринимательского риска, знание расчета (выполнение) точки безубыточности и т.д.); наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя.
(три) Воспроизведение части программного материала по памяти по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения: видов предпринимательского риска, организационно-правовых форм предпринимательских структур и т.д.), осуществление умственных и практических действий по образцу (выполнение расчета прибыли предпринимательской деятельности, убытков и т.д.), наличие отдельных существенных ошибок.
(четыре) Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание с элементами объяснения в устной и письменной формах объектов предпринимательской деятельности, субъектов, организационных форм предпринимательства, учредительных документов и т.д.). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу (ориентация в самых общих вопросах дисциплины, темы, подхода и выбору методов, правил, приемов расчета прибыли, рентабельности, точки безубыточности, предпринимательского риска и т.д.). Наличие единичных существенных ошибок.
(пять) Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала дисциплины (описание с объяснением видов предпринимательских рисков, организационно-правовых видов деятельности, видов предпринимательской деятельности, разделов бизнес-плана и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (расчет различных показателей: прибыли, рентабельности, точки безубыточности, составление учредительных документов, величины предпринимательского риска, фондоотдача и т.д.); наличие несущественных ошибок.
(шесть) Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала дисциплины. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение сущности инновационных процессов, распределение прибыли, снижение и увеличение прибыли, снижение себестоимости и т.д.), выполнение задач и заданий по образцу (составление бизнес-плана и учредительных документов и т.д.). Применение знаний в знакомой ситуации путем выполнения устных, письменных или практических упражнений, задач (расчетов фондоемкости, прибыли, рентабельности, предпринимательских рисков и т.д.); наличие несущественных ошибок.
(семь) Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалов в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение организационно-правовых форм предпринимательства, формирование цен, составление бизнес-плана и т.д.; раскрытие сущности инвестиций в предпринимательской деятельности, планирования, контроля, обоснование процесса реорганизации, проведение мероприятий санации и банкротства; применение знаний для решения стандартных задач, систематизации результатов и обоснованный выбор методики решения стандартных задач по расчетам точки безубыточности, фондоотдачи, амортизации и т.д.; формирование выводов); недостаточно самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок.
(восемь) Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение истории развития предпринимательства, осуществление реорганизации и процесса банкротства, получение инвестиций и т.д., раскрытие сущности предпринимательских рисков, коммерческой тайны, инноваций, прибыли и т.д.; обоснование и доказательство осуществления бизнес-планирования; выбора форм предпринимательской деятельности, анализа основных показателей предпринимательской деятельности и т.д.; подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий, составление учредительных документов по образцу, осуществление расчетов экономической эффективности инвестиций и т.д.); наличие единичных несущественных ошибок.
(девять) Полное, прочное, глубокое, системное знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала при самостоятельном выполнении, как к типичным ситуациям, так и к операциям творческого характера, применение методов экономического анализа для оценки эффективности использования финансовых ресурсов, сравнения различных форм собственности и т.д., поиск нового знания, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения расчетов эффективности, финансовых ресурсов, инвестиций, себестоимости, построения графика точки безубыточности и т.д.).
(десять) Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению экономических процессов и явлений, обоснования экономических решений, определение мер защиты коммерческой тайны, анализ процессов эффективности предпринимательской деятельности, обоснование необходимости страхования предпринимательских рисков, самостоятельное составление бизнес-плана на определенные виды товара и услуг и т.д., демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий, расчет и составление графика точки безубыточности, рентабельности, прибыли и т.д.).

Примечание: при отсутствии результатов учебной деятельности обучающихся в учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, выставляется «0» (ноль) баллов.

Наши рекомендации