Оценка практического управления формированием прибыли на предприятии
Политика управления формированием прибыли в ООО «СтройДом» как документ формируется на данном предприятии финансовым отделом, а утверждается директором. Непосредственное управление формированием прибыли в ООО «СтройДом» также осуществляется финансовым отделом, в задачи которого, прежде всего, входит, планирование прибыли, которое осуществляется на основе метода прямого счета. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчет ведется по формуле:
П = (В*Ц) - (В*С), (3)
где П – плановая прибыль;
В – объем товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С – полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли предшествует определение объема реализации сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом г. по полной себестоимости и в ценах, а также остатков товаров на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого г. .
Для определения эффективности управления формированием прибыли рассмотрим плановые и фактические показатели доходов, расходов и прибылей ООО «СтройДом» как по основной деятельности (рисунок 7), так и от прочей деятельности (рисунок 8)
Согласно представленным данным, фактические показатели доходов реализации товаров по основной деятельности предприятия на всем протяжении анализируемого периода были выше плановых показателей..
В 2014 г. отклонение фактической величины доходов от плановых составило 290 тыс. руб. или 1,38%. В 2015 г. планировалось реализовать товаров на сумму 22075 тыс. руб., однако фактический доход составил 25141 тыс. руб., что выше планового показателя на 3066 тыс. руб. или на 13,89%
Рисунок 7 – Отклонение фактических доходов от основной деятельности от плановых показателей
В 2016 г. наблюдается та же картина. По плану сумма дохода составляла 25600 тыс. руб., а фактически было реализовано товаров на сумму 28593 тыс. руб. Отклонение от плана составило 11,69% или 2993 тыс. руб.
Что касается доходов от прочей деятельности, то здесь несколько иная картина (рисунок 8).
Рисунок 8 – Отклонение фактических доходов от прочей деятельности от плановых показателей
На рисунке 8 наглядно видно, что сумма фактических доходов от прочей деятельности в 2014 г. практически не отставала от плановых показателей.
В 2015 г. фактическая сумма прочих доходов была выше планового показателя на 12 тыс. руб., а в 2016 г. наоборот фактические показатели доходов от прочей реализации составили 90 тыс. руб., что на 20 тыс. руб. ниже планового показателя.
На доходы от основной деятельности торгового предприятия оказывают влияние факторы, связанные с товарным обеспечением, которые влияют на объем выручки через изменение величины запасов на начало и конец отчетного периода, поступления товаров и их прочего выбытия. Между этими величинами имеется балансовая связь, выражаемая формулой товарного баланса:
ТЗН + ПТ = В +ПВТ +ТКК, (4)
где ТЗН – запасы товаров на начало периода;
ПТ – поступление товаров;
В – объем выручки;
ПВТ – прочее выбытие товаров;
ТКК – запасы товаров на конец периода.
Используя формулу (1) можно определить величину каждого из слагаемых. Сумма продажи товаров будет равна:
В = ТЗН + ПТ – ПВТ –ТКК, (5)
Степень влияния этих факторов на доходы торгового предприятия можно рассчитать способом цепных подстановок. Исходные данные для расчета приведены в таблице 7.
В1 (2015) = 912+21298-840 = 21370 В1 (2016) = 840+25280-979 = 25141
В2 (2015) = 840+21298-840 = 21298 В2 (2016) = 979+25280-979 = 25280
В3 (2015) = 840+25280-840 = 25280 В3 (2016) = 979+28792-979 = 28792
В4 (2015) = 840+25280-979 = 25141 В4 (2016) = 979+28792-1178 = 28593
Таблица 7 – Исходные данные для расчета влияния изменения показателей товарного баланса на динамику объема выручки от реализации
Показатель | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Отклонение | |
2015 г. к 2014 г. | 2016 г. к 2015 г. | ||||
Запасы на начало года | -72 | ||||
Поступление товаров | |||||
Прочее выбытие товаров | - | - | - | - | - |
Запасы на конец года | |||||
Реализация |
Анализ показателей товарного баланса показал, что объем выручки в 2015-2016 гг. увеличился.
Рассчитаем влияние указанных выше факторов на изменение суммы выручки в 2015 и 2016 г. х.
1. Влияние запасов товаров на начало периода:
2015 = В2 (2015) – В1 (2015) = 21298-21370 = -72 тыс. руб.
2016 = В2 (2016) – В1 (2016) = 25280-25141 = 139 тыс. руб.
2. Влияние поступления товаров:
2015 = В3 (2015) – В2 (2015) = 25280-21298 = 3982 тыс. руб.
2016 = В3 (2016) – В2 (2016) = 28792-25280 = 3512 тыс. руб.
3. Влияние запасов товаров на конец периода:
2015 = В4 (2015) – В3 (2015) = 25141-25280 = -139 тыс. руб.
2016 = В4 (2016) – В3 (2016) = 28593 – 28792 = -199 тыс. руб.
4. Общее отклонение:
2015 = В4 (2015) – В1 (2015) = 25141 -21370 = 3771 тыс. руб.
2016 = В4 (2016) – В1 (2016) = 28593-25141 = 3452 тыс. руб.
Таким образом, в 2015 г. положительное влияние на объем доходов от основной деятельности торгового предприятия ООО «СтройДом» оказал такой фактор, как увеличение поступления товаров на сумму 3982 тыс. руб. В то же время снижение суммы товарных запасов на начало периода и увеличение суммы товарных запасов на конец периода оказало отрицательное влияние в сумме 211 тыс. руб. То есть общее влияние проанализированных факторов составило 3771 тыс. руб. В 2016 г. совокупное влияние указанных факторов на объем доходов составило 3452 тыс. руб.
В таблице Приложения Б приводятся данные о плановых и фактических показателях различных видов прибыли ООО «СтройДом».
Валовая прибыль по плану в 2014 г. должна была быть 7378 тыс. руб.
Фактически было получено валовой прибыли на сумму 7365 тыс. руб., что в общей структуре выручки составило 34,46%. То есть, фактическая валовая прибыль меньше плановой на 16 тыс. руб. или на 0,18%. Фактическая прибыль от продаж также меньше планового показателя на 173 тыс. руб. Отклонение составило 11,85%. Доля прибыли от продаж в структуре выручки составила фактически 6,02%, тогда как по плану было предусмотрено 6,93%.
Фактическая прибыль до налогообложения в 2014 г. также оказалась меньше плановой на 263 тыс. руб., что связано со снижением прибыли от продаж и отклонением от плана доходов и расходов от прочей деятельности.
Чистая прибыль после уплаты налога на прибыль составила 1084 тыс. руб., что меньше запланированного. Отклонение составило 73 тыс. руб. Доля же чистой прибыли в общей структуре выручки по сравнению с плановым показателем снизилась на 0,42%.
В 2015-2016 гг. наблюдается иная картина. Так в 2015 г. валовая прибыль превысила плановые показатели на 12,15% или на 939 тыс. руб., что было связано и с отклонением фактической выручки от реализации от планового показателя и некоторым увеличением цен на реализованную продукцию. В 2016 г. превышение фактической валовой прибыли от плановой составило 2072 тыс. руб. или на 19,19%, в то время как фактическая выручка превысила плановую лишь на 11,69%.
Доля фактической валовой прибыли в общей структуре выручки составила 45%, в то время как по плану она должна была составить 42,5%. В данном случае отклонение связано с тем, что фактическая наценка реализованной продукции превысила плановую на 2,5%, что в свою очередь и привело к увеличению суммы валовой прибыли.
Прибыль от продаж в 2015 г. составила 1514 тыс. руб., что больше плановой на 125 тыс. руб. На данное отклонение оказала влияние не только сумма валовой прибыли, но и снижение удельного веса фактических коммерческих расходов от удельного веса плановых показателей данных расходов, не смотря на то, что в абсолютном выражении фактические коммерческие расходы превысили плановые показатели.
В 2016 г. прибыль от продаж составила 2843 тыс. руб., что больше плановой на 40,6% или 821 тыс. руб.
Фактические показатели экономической прибыли в 2015-2016 г. х, в отличие от 2014 г. , превысили плановые показатели: в 2015 г. на 2,61%, а в 2016 г. – на 39%. В 2015 г. отклонение связано с превышение фактической прибыли от продаж от плановой, а в 2016 г. отклонение связано также с превышение фактической прибыли от продаж от плановой, в то время как фактические расходы по прочей деятельности в 2016 г. составили 178 тыс. руб., что больше плановой величины на 28 тыс. руб., что отразилось отрицательно на прибыли ООО «СтройДом».
В связи с превышением фактической экономической прибыли, в 2015-2016гг. была увеличена и фактическая чистая прибыль. В 2015 г. отклонение от плановой чистой прибыли составило 26 тыс. руб. или 2,44%, а в 2016 г. – 286 тыс. руб. или на 18,97%. Наибольшее влияние на фактическую чистую прибыль оказало отклонение фактического налога на прибыль и иных обязательных платежей от плановых показателей, что в свою очередь было связано с отклонением фактических доходов от плановых.
Таким образом, анализ плановых и фактических показателей формирования прибыли показал, что на предприятии фактические показатели в 2015-2016 гг. превышают плановые. С одной стороны это свидетельствует о расширении производства и увеличении объема продаж, с другой стороны значительные отклонения фактических показателей от плановых свидетельствует о недостатках в управлении формированием прибыли, что, в конечном счете, может отрицательно повлиять на финансовое состояние ООО «СтройДом».
По итогам второй главы можно сделать следующие выводы:
1. На объем выручки торгового предприятия положительное влияние в 2016 г. оказало увеличение запасов на начало г. на 139 тыс. руб. и увеличение поступления товаров на 3512 тыс. руб., однако увеличение товарных запасов на конец года оказало отрицательное воздействие и уменьшило объем выручки на 199 тыс. руб. Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами.
Отрицательное влияние на сумму выручки оказали также потери товаров на сумму 192 тыс. руб.
2. Анализ системы управления формированием прибыли в ООО «СтройДом» показал, что планирование источников доходов и прибыли на предприятии находится на должном уровне. С другой стороны опрос специалистов финансового отдела показал, что при планировании фактически не проводится систематическое, целенаправленное, комплексное изучение рынка различных товаров, не прогнозируются конъюнктурные изменения на рынке товаров. Также при планировании прибыли в ООО «СтройДом» не анализируется влияние сезонных колебаний на объем товарооборота. В результате не используются резервы увеличения выручки на предприятии.
Выявленные в ходе анализа системы управления формированием прибыли в ООО «СтройДом» проблемы, позволили в следующей главе разработать мероприятия по совершенствованию политики управления формированием прибыли.