Сущность политики управления формированием прибыли
Система управления прибылью формируется в рамках предприятия, регламентируя те или иные управленческие решения. Ряд аспектов по формированию, распределению и использованию прибыли может регламентироваться требованиями устава, системой внутренних нормативов, т.е. целевой политикой управления прибылью.
Четкого определения понятий «политика управления формированием прибыли» и «управление прибылью» в научной литературе до настоящего времени так и не было выработано. В то же время в большинство авторов разделяют мнение о том, что политика управления формированием прибыли представляет собой часть общей политики управления формированием собственных финансовых ресурсов на предприятии, которая заключается в обеспечении формирования достаточного размера прибыли.
Разработка политики управления формированием прибыли на предприятии включает в себя следующие этапы (рисунок 3).
Рисунок 3 – Этапы разработки политики управления формированием прибыли на предприятии
Процесс управления формированием прибылью в научной литературе достаточно часто рассматривается как процесс принятия соответствующих управленческих решений, что, по мнению автора данной работы, не совсем верно.
Процесс управления формированием прибылью необходимо рассматривать с позиции системного подхода. С этой точки зрения, управление прибылью представляет собой сложную многоуровневую систему, включающую в себя такие подсистемы, как:
- подсистема планирования прибыли;
- подсистема анализа прибыли;
- подсистема прогнозирования прибыли;
- подсистема контроля[21].
Задачи системы управления формированием прибыли представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Задачи системы управления формированием прибыли на предприятии
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд следующих требований:
– интегрированность с общей системой управления предприятием;
– комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения должны быть взаимозависимы и каждое должно прямо или косвенно влиять на результативность формирования прибыли по предприятию в целом;
– высокий динамизм управления;
– многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений: при подготовке любого управленческого решения нужно учитывать возможные альтернативные действия. При этом отбор этих альтернатив осуществляется на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия, установленных на самом предприятии, в частности должны быть согласованы с миссией и стратегическими целями развития предприятия[22].
Политика управления формированием прибыли базируется на принципах, представленных на рисунке 5.
Рисунок 5 – Принципы Политики управления формированием прибыли
Заложенный в политике управления формированием прибыли, механизм управления формированием прибылью реализуется через совокупность методов и охватывает: финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль.
Для обеспечения эффективности механизма управления прибылью как правило, на предприятии разрабатывают достаточно гибкую политику формирования прибылью. Однако этого недостаточно. Необходимо внедрять, прежде всего, такой подход к прогнозированию прибыли, который учитывает будущую стоимость затрат и риска, а также необходимо создать систему мониторинга показателей прибыли.
Рассмотренные выше инструменты политики управления формированием прибыли предприятия являются основой управления прибылью, однако, отсутствие системности, четкого осознания стратегии управления предприятием и адаптации к конкретным условиям деятельности самого предприятия не всегда позволяет эффективно использовать вышеуказанные инструменты. Вследствие этого, использование их в рамках комплексного, системного управления прибылью в современных условиях возможно только на основе формирования его механизма. При этом следует учитывать, что в процессе формирования механизма управления прибылью предприятий актуальным является вопрос оптимального взаимодействия задач управления для достижения главной его цели: максимизации благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах.