Теоретические аспекты политики управления формированием прибыли на предприятии
Содержание
Введение. 3
1 Теоретические аспекты политики управления формированием прибыли на предприятии. 5
1.1Прибыль предприятия: понятие, функции и роль. 5
1.2 Сущность политики управления формированием прибыли. 9
1.3 Пути максимизации прибыли предприятия. 13
2 Анализ и оценка политики управления формированием прибыли в ООО «СтройДом». 18
2.1 Анализ источников формирования прибыли в ООО «СтройДом». 18
2.2 Оценка практического управления формированием прибыли на предприятии 25
3 Разработка мероприятий по совершенствованию политики управления формированием прибыли в ООО «СтройДом». 33
3.1 Рекомендации по совершенствованию политики управления формированием прибыли в ООО «СтройДом». 33
3.2 Мероприятия по увеличению источников формирования прибыли в ООО «СтройДом» и их экономическая эффективность. 39
Заключение. 44
Список использованных источников и литературы.. 46
Приложение А «Структура источников прибыли ООО «СтройДом». 49
Приложение Б «Анализ плановых и фактических показателей прибыли ООО «СтройДом», тыс. руб». 50
Введение
Актуальность темы исследования. Цель управления любого предприятия – повышение эффективности его деятельности, одним из главных показателей этой эффективности является величина прибыли. Это обусловлено, в первую очередь тем, что рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования и расширенного воспроизводства предприятия. Кроме того, именно прибыль определяет решение главных проблем рынка: что производить, как производить и для кого.
Важнейшая роль прибыли в деятельности предприятия определяет необходимость совершенствования политики управления формированием прибыли на предприятии, поскольку от того, насколько достоверно будет определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Степень изученности проблемы.Проблемы управления формированием прибыли рассматривали в своих работах И.А. Бланк[1], М.Н. Крейнина[2], В.В. Ковалев[3], Г.В. Савицкая[4], Е.С. Стоянова[5], А.Д. Шеремет[6] и др. Вместе с тем, отметим, что несмотря на многочисленные исследования прибыли, они не всегда соответствуют реальным современным тенденциям.
Таким образом, актуальность темы и ее недостаточная изученность обусловили выбор темы данного исследования.
Цель курсовой работы – исследовать политику управления формированием прибыли на предприятии.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
- исследовать теоретические аспекты политики управления формированием прибыли;
- оценить систему практического управления формированием прибыли объекта исследования;
- разработать мероприятия по совершенствованию политики управления формированием прибыли на анализируемом предприятии и их эффективность.
Объектом исследования выступает политика управления формированием прибыли ООО «Стройдом».
Предметом работы является совокупность общественно-экономических отношений, возникающих в процессе управления формирование прибыли.
Методология и методы исследования.Методологической основой явились труды авторов, посвященных проблеме управления формированием прибыли. При выполнении работы применены методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, приемы сравнительного, экономико-статистического анализа и другие методы исследования.
Информационной базой исследования послужили научные публикации российских экономистов в периодических изданиях, общая и специальная литература, посвященная проблемам совершенствования политики управления формированием прибыли на предприятиях.
Теоретическая значимость результатов исследованиязаключаются в том, что в работе рассмотрен круг вопросов, недостаточно исследованных и представляющих научно-практическую значимость. В работе решены задачи, позволившие усовершенствовать политику управления формированием прибыли.
Практическая значимость курсовой работы обусловлена разработкой практических рекомендаций по увеличению прибыли и возможностью их реализации на практике в деятельности ООО «СтройДом».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Работа содержит 8 рисунков и 10 таблиц. Объем основной части работы – 45 страниц.
Рекомендации по совершенствованию политики управления формированием прибыли в ООО «СтройДом»
Как уже было сказано выше, в ООО «СтройДом» нет системного подхода при изучении факторов, влияющих на прибыль, а также нет системного подхода к изучению процесса формирования и прогнозирования величины прибыли. Решить эту проблему возможно, используя маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход. В связи с этим рекомендуем в ООО «СтройДом»:
- использовать новый формат формирования прибыли, в основе которого лежит разделение затрат предприятии на переменную и постоянную части;
- проводить анализ безубыточности в целом по предприятию и по отдельным товарным позициям с целью выяснения убыточных ее видов, а также для определения запаса финансовой прочности предприятия, который позволит контролировать прибыль в случае ухудшения конъюнктуры рынка;
- использовать эффект операционного рычага, который должен быть рассчитан для предприятия в целом и для отдельных товарных позиций, что позволит предприятию, задавая тот или иной темп прироста выручки от реализации или структуры себестоимости, изменение прибыли в плановом периоде;
- осуществлять анализ и прогнозирование прибыли на основе маржинального подхода, что позволит изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов, а также учесть взаимосвязи между этими показателями и точнее измерить их влияние.
Осуществление вышеперечисленных мероприятий позволит создать эффективную систему управления прибылью и улучшить показатели деятельности предприятия.
Для использования маржинального подхода при управлении формированием прибыли в ООО «СтройДом» предлагаем разделить все издержки обращения (затраты) на условно переменные и условно постоянные издержки (приложение В), при этом именно условно постоянные издержки обращения ООО «СтройДом» вместе с прибылью и будут составлять маржинальный доход предприятия.
Объем реализации товаров в точке безубыточности для ООО «СтройДом» может быть определен по формуле[25]:
, (6)
где РТБ – объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности;
ИОпост – сумма постоянных издержек обращения;
УВД – уровень валового дохода от реализации товаров к товарообороту;
УИОпер – уровень переменных издержек обращения к товарообороту.
РТБ 2014 = 1822/(7365/21370 - 4256/21370) = 12530,95 тыс. руб.
РТБ 2015 = 2070/(8665/25141-5081/25141) = 14516,13 тыс. руб.
РТБ 2016 = 2769/(12872/28593-7254/28593) = 14091,6 тыс. руб.
Расчет точки безубыточности показал, что объем безубыточной выручки в 2015 г. по сравнению с 2014 г. повысился на 1985,18 тыс. руб. в связи с ростом удельных переменных издержек, а в 2016 г. наоборот снизился до 14091,6 тыс. руб. или на 2,9%, что связано с увеличением доли маржинального дохода в выручке предприятия.
Рассчитаем запас финансовой устойчивости (предел безопасности) ООО «СтройДом», т.е. размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность.
Предел безопасности рассчитывается по следующей формуле:
, (7)
где ПБ – объем товарооборота (реализации товаров) предприятия, обеспечивающий предел его безопасности (запас финансовой прочности);
РРТ – выручка от реализации товаров;
РТБ – объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности.
ПБ2014 = 21370 – 12530,95 = 8839,05 тыс. руб.
ПБ2015 = 25141 – 14516,13 = 10624,87 тыс. руб.
ПБ2016 = 28593 – 14091,6 = 14501,4 тыс. руб.
Согласно расчетам, в ООО «СтройДом» запас финансовой устойчивости из года в год увеличивается. Если в 2014 г. запас финансовой устойчивости составлял 8839,05 тыс. руб., то в 2016 г. – 14501,4 тыс. руб., что на 5662,35 тыс. руб. больше чем в 2014 г.
Уровень запаса финансовой прочности может быть выражен и относительной величиной – коэффициентом безопасности (коэффициентом финансовой прочности). Его расчет осуществляется по следующей формуле:
, (8)
где КБ – коэффициент безопасности (финансовой прочности);
ПБ – объем товарооборота (реализации товаров) предприятия, обеспечивающий предел его безопасности (запас финансовой прочности);
РРТ – выручка от реализации товаров.
КБ2014 = 8839,05 / 21370 х 100 = 41,36%
КБ2015 = 10624,87 /25141 х 100 = 42,26%
КБ2016 = 14501,4 / 28593 х 100 = 50,72%
Таким образом, видим, что в 2016 г. уровень запаса финансовой прочности составляет 50,72%, что является достаточно высоким показателем для торговой организации.
Рост выручки торгового предприятия приводит к увеличению суммы затрат, однако их относительный уровень при этом должен уменьшаться. Уменьшение выручки обычно сопровождается снижением абсолютной величины издержек и повышением относительного уровня.
В связи с тем, что рост товарооборота должен сопровождаться ростом издержек, необходимо выявить, пропорционально ли меняются издержки по отношению к росту товарооборота. Чтобы оценить эффективность изменения руководству нужно определить, оправдывает ли увеличение объема продаж связанное с ним увеличение затрат, или рост издержек опережает рост товарооборота и, таким образом, дополнительные затраты не способствуют в достаточной мере увеличению объема реализации. Имея данные о переменных и постоянных издержках можно выявить величину относительной экономии или перерасхода, влияние товарооборота на величину затрат.
Для расчета относительной экономии издержек обращения находят скорректированную к прошлому году величину затрат, для чего сумму переменных издержек прошлого периода умножают на темп роста товарооборота в процентах. Умножение лишь переменной части издержек обусловлено тем, что переменные затраты изменяются пропорционально изменению товарооборота. Полученный результат складывают с величиной постоянных издержек прошлого периода.
Скорректированная сумма издержек в ООО «СтройДом» составила в 2015 г. – 6829 тыс. руб. (4256 х 117,6% + 1822), а в 2016 г. – 7848,6 тыс. руб. (5081 х 113,7% + 2070). Относительную экономию (перерасход) издержек обращения определяют как разность между отчетной и скорректированной суммой затрат:
2015 г. = 7151 – 6829 = +322 тыс. руб.
2016 г. = 10029-7848,6 = +2180,4 тыс. руб.
Положительный знак в полученных расчетах свидетельствует о перерасходе издержек обращения в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 322 тыс. руб., а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. – на 2180,4 тыс. руб.
Скорректированный уровень издержек обращения по прошлому году определяется как отношение скорректированной суммы затрат к отчетному товарообороту. В 2015 г. скорректированный уровень издержек составил 27,2% (6829/25141 х 100), а в 2016 г. – 27,4% (7848,6/28593 х 100).
Влияние изменения товарооборота было найдено вычитанием из скорректированной суммы издержек фактического их размера предшествующего года:
2015 г. = 6829-6078 = +751,0 тыс. руб.
2016 г. = 7848-7151 = +697,6 тыс. руб.
Для определения относительной экономии затрат по уровню из отчетного уровня издержек вычитают их скорректированный уровень:
2015 г. = 28,4-27,2 =1,3%. 2016 г. = 35,1-27,4 = 7,6%.
Влияние товарооборота по уровню находят как разность между скорректированным уровнем издержек и уровнем прошлого периода:
2015 г. = 27,2 – 28,4 = - 1,3%. 2016 г. = 27,4-28,4 = -1,0%.
Таким образом, для увеличения объема продаж, ООО «СтройДом» закономерно могло увеличить сумму издержек в 2015 г. на 751 тыс. руб., а в 2016 г. – на 697 тыс. руб. Но фактически предприятие увеличило сумму издержек в 2015 г. на 1073 тыс. руб., а в 2016 г. – на 2878 тыс. руб. В результате было достигнуто повышение уровня затрат в отношении к товарообороту в 2015 г. на 1,3%, а в 2016 г. – на 7,6% и получен перерасход издержек в 2015 г. в сумме 322 тыс. руб., а в 2016 г. – в сумме 2180,4 тыс. руб. относительно роста товарооборота, что отрицательно сказалось на формировании балансовой прибыли.
Также для совершенствования управления формированием прибыли предлагаем в ООО «СтройДом» внедрить удобную в эксплуатации систему автоматизации «1С-Рарус: Магазин строительных и отделочных материалов, редакция 2.5», предназначенную для автоматизации деятельности непродовольственных предприятий розничной торговли, ориентированных на продажу строительных и отделочных материалов, сантехники, инструментов, тканей, штор, покрытий. Основу решения составляет конфигурация для программы «1С: Предприятие 8.0».
Система управления закупками данного программного продуктапозволяет хранить и анализировать ценовые предложения поставщиков. Осуществляет обработку первичной документации: загрузка прайс-листов, их корректировка, а также поиск и установка соответствий номенклатуры. Единожды зафиксированный протокол согласования цен на определенные период позволяет контролировать добросовестность выполнения договоров, предотвращать переплаты, контролировать цены поставщиков при приемке товара. На основании данных о товарообороте прошлых периодов система позволяет осуществлять прогноз продаж. Данная информация используется в алгоритмах автоматизированного заказа, которые позволяют оптимально рассчитать потребности в конкретной номенклатурной позиции. Кроме того, предусмотрен ряд отчетов, позволяющих оценить степень выполнения обязательств конкретным поставщиком, выявить расхождений согласованных и фактических цен до оприходования товара.
Для расчета эффективности от внедрения программы «1С-Рарус: Магазин строительных и отделочных материалов, редакция 2.5», воспользуемся методикой предложенной разработчиками программ «1С».
Общая стоимость автоматизации складывается из стоимости программного обеспечения (12600 руб.), оборудования для товароведа (47240 руб.) и 8 кассиров (579200 руб.) и составит 639040 руб.
Расчет эффективности внедрения программы «1С-Рарус: Магазин строительных и отделочных материалов, редакция 2.5» представлен в таблице 8.
Таблица 8 – Расчет эффективности автоматизации с помощью внедрения программы «1С-Рарус: Магазин строительных и отделочных материалов, редакция 2.5» по методике разработчиков программ «1С»
Показатели | Значение |
Повышение скорости обслуживания | 10 % |
Увеличение стоимости средней покупки | 7 % |
Количество покупок в смену, шт. (по данным ООО «СтройДом») | |
Количество покупок в смену после автоматизации, шт. | |
Стоимость средней покупки до автоматизации, руб. (по данным ООО «СтройДом») | 1740,8 |
Стоимость средней покупки после автоматизации, руб. | 1848,3 |
Средняя выручка за день до автоматизации, руб. (по данным ООО «СтройДом») | 78 335 |
Средняя выручка за день до автоматизации, руб. | 92 416 |
Увеличение выручки за день, руб. | 14 081 |
Увеличение выручки в год, руб. | 5 139 565 |
Таким образом, благодаря внедрению программы «1С-Рарус: Магазин строительных и отделочных материалов, редакция 2.5» и соответствующего оборудования, ООО «СтройДом» увеличит выручку на 5139,6 тыс. руб.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Политика управления формированием прибыли представляет собой часть общей политики управления формированием собственных финансовых ресурсов на предприятии, которая заключается в обеспечении формирования достаточного размера прибыли.
2. Анализ системы управления формированием прибыли в ООО «СтройДом» показал, что планирование источников доходов и прибыли на предприятии находится на должном уровне. С другой стороны опрос специалистов финансового отдела показал, что при планировании фактически не проводится систематическое, целенаправленное, комплексное изучение рынка различных товаров, не прогнозируются конъюнктурные изменения на рынке товаров. Также при планировании прибыли в ООО «СтройДом» не анализируется влияние сезонных колебаний на объем товарооборота. В результате не используются резервы увеличения выручки на предприятии.
3. Для совершенствования Политики управления формированием прибыли в ООО «СтройДом» было рекомендовано внедрить маржинальный подход при управлении формированием прибыли, а также внедрить систему автоматизации «1С-Рарус: Магазин строительных и отделочных материалов, редакция 2.5» – узкоспециализированное типовое отраслевое решение, реализованное в виде конфигурации для «1С:Предприятия 8.0».
4. Для увеличения источников формирования прибыли было рекомендовано: усовершенствовать товароснабжение предприятия и повысить эффективность использования товарных ресурсов за счет создания оптимального товарного ассортимента ООО «СтройДом» и оптимизации товарных запасов с помощью метода АВС; усилить контроль за издержками обращения в ООО «СтройДом» и оптимизировать сами издержки; внедрить в ООО «СтройДом» круглосуточный прием заказов и доставку строительных товаров с использованием Интернет-магазина.
Расчет эффективности реализации предложенных мероприятий показал, что прогнозная выручка предприятия в 2017 г. составит 49369 тыс. руб., валовая прибыль предприятия составит 22225 тыс. руб. Снижение издержек предприятия на 269 тыс. руб. приведет к тому, что предприятие получит прибыли от продаж на сумму 12465 тыс. руб., что больше чем в базовом году на 9622 тыс. руб. Чистая прогнозная прибыль составит 9490 тыс. руб., что больше чем в базовом году на 7698 тыс. руб.
Содержание
Введение. 3
1 Теоретические аспекты политики управления формированием прибыли на предприятии. 5
1.1Прибыль предприятия: понятие, функции и роль. 5
1.2 Сущность политики управления формированием прибыли. 9
1.3 Пути максимизации прибыли предприятия. 13
2 Анализ и оценка политики управления формированием прибыли в ООО «СтройДом». 18
2.1 Анализ источников формирования прибыли в ООО «СтройДом». 18
2.2 Оценка практического управления формированием прибыли на предприятии 25
3 Разработка мероприятий по совершенствованию политики управления формированием прибыли в ООО «СтройДом». 33
3.1 Рекомендации по совершенствованию политики управления формированием прибыли в ООО «СтройДом». 33
3.2 Мероприятия по увеличению источников формирования прибыли в ООО «СтройДом» и их экономическая эффективность. 39
Заключение. 44
Список использованных источников и литературы.. 46
Приложение А «Структура источников прибыли ООО «СтройДом». 49
Приложение Б «Анализ плановых и фактических показателей прибыли ООО «СтройДом», тыс. руб». 50
Введение
Актуальность темы исследования. Цель управления любого предприятия – повышение эффективности его деятельности, одним из главных показателей этой эффективности является величина прибыли. Это обусловлено, в первую очередь тем, что рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования и расширенного воспроизводства предприятия. Кроме того, именно прибыль определяет решение главных проблем рынка: что производить, как производить и для кого.
Важнейшая роль прибыли в деятельности предприятия определяет необходимость совершенствования политики управления формированием прибыли на предприятии, поскольку от того, насколько достоверно будет определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Степень изученности проблемы.Проблемы управления формированием прибыли рассматривали в своих работах И.А. Бланк[1], М.Н. Крейнина[2], В.В. Ковалев[3], Г.В. Савицкая[4], Е.С. Стоянова[5], А.Д. Шеремет[6] и др. Вместе с тем, отметим, что несмотря на многочисленные исследования прибыли, они не всегда соответствуют реальным современным тенденциям.
Таким образом, актуальность темы и ее недостаточная изученность обусловили выбор темы данного исследования.
Цель курсовой работы – исследовать политику управления формированием прибыли на предприятии.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
- исследовать теоретические аспекты политики управления формированием прибыли;
- оценить систему практического управления формированием прибыли объекта исследования;
- разработать мероприятия по совершенствованию политики управления формированием прибыли на анализируемом предприятии и их эффективность.
Объектом исследования выступает политика управления формированием прибыли ООО «Стройдом».
Предметом работы является совокупность общественно-экономических отношений, возникающих в процессе управления формирование прибыли.
Методология и методы исследования.Методологической основой явились труды авторов, посвященных проблеме управления формированием прибыли. При выполнении работы применены методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, приемы сравнительного, экономико-статистического анализа и другие методы исследования.
Информационной базой исследования послужили научные публикации российских экономистов в периодических изданиях, общая и специальная литература, посвященная проблемам совершенствования политики управления формированием прибыли на предприятиях.
Теоретическая значимость результатов исследованиязаключаются в том, что в работе рассмотрен круг вопросов, недостаточно исследованных и представляющих научно-практическую значимость. В работе решены задачи, позволившие усовершенствовать политику управления формированием прибыли.
Практическая значимость курсовой работы обусловлена разработкой практических рекомендаций по увеличению прибыли и возможностью их реализации на практике в деятельности ООО «СтройДом».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Работа содержит 8 рисунков и 10 таблиц. Объем основной части работы – 45 страниц.
Теоретические аспекты политики управления формированием прибыли на предприятии