По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, откорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль разделяют на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерскую прибыль определяют как разницу между доходами и текущими явными расходами, отображенными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что в расчете ее величины учитывают не только явные расходы, но и неявные, не отображенные в бухгалтерском учете (например, расходы на содержание основных средств, которые принадлежат владельцу фирмы).
7. По характеру использования чистую прибыль разделяют на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль - это часть чистой прибыли, которую направляют на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль – та его часть, которую тратят на выплату дивидендов акционерам и основателям предприятия.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятие получает разнообразные доходы, которые объединяют в три группы:
- выручка от реализации продукции, выполнения работ и предоставления услуг;
- выручка от другой реализации (продукции подсобного хозяйства, лишних товарно-материальных ценностей, нематериальных активов);
- внереализационные доходы (полученные штрафы, доходы от ценных бумаг). Доходы - это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к росту собственного капитала. Денежные поступления предприятия играют значительную роль в процессе круговорота средств. Отчисляя авансированные в производство вложения, они создают экономические условия для нового цикла производства и реализации продукции и расширения собственного хозяйства.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучают динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяют факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня упорядоченности : объема реализации продукции(VРП);ееструктуры (ПВі);себестоимости (Сі) и уровня среднереализационных цен (Ці):
(6.1)
Объем реализации продукции может оказывать позитивное и негативное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции также может по-разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится часть более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли вырастет, и наоборот, при увеличении части низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно-пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо-пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли растет, и наоборот.
Качество прибыли от основной деятельности считается высоким, если ее увеличение предопределено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения расходов на рубль продукции.
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которого зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПі), себестоимости (Сі) и среднереализационных цен (Ці). Факторная модель прибыли от реализации продукции отдельных видов:
(6.2)
Объем прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это в первую очередь доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также другие операционные доходы и расходы. К инвестиционным доходам принадлежат проценты по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и других активов и др.
К финансовым расходам относят выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, ссуд).
Другие операционные доходы и расходы - это прибыли (убытки) от операционной аренды и реализации оборотных активов, доход от списания кредиторской задолженности; прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы операций в иностранной валюте; полученная и выплаченная пеня, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности с просроченными сроками для иска; убытки от уценки и недостатка материальных ценностей и тому подобное.
В процессе анализа изучают состав, динамику, выполнение плана и факторы изменения суммы убытков и прибыли в каждом конкретном случае.
Величина прибыли (убытка) от реализации основных средств и других материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации. При этом нужно учитывать не только прямой финансовый результат, но и эффект от ускорения оборотности капитала.
Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. Во время анализа устанавливают причины невыполнения обязательств, принимают меры для предотвращения нарушением.
Для правильного оценивания результатов деятельности предприятия необходимо выделять прибыли и убытки от чрезвычайных событий, не связанных с его обычной деятельностью, - это убытки от стихийных бедствий, техногенных катастроф, возмещения убытков от чрезвычайных событий, доходы от списания кредиторской задолженности, полученная бесплатная помощь, безоплатное целевое финансирование из бюджета и другие доходы и расходы, которые могут как уменьшить, так и увеличить финансовый результат и прибыльность бизнеса и ввести в заблуждение инвесторов и кредиторов предприятия. В завершение анализа разрабатывают конкретные меры, направленные на сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и предотвращения их, на увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса, ее измеряют с помощью целой системы относительных показателей, которые характеризуют эффективность работы предприятия в целом, прибыльность разных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и тому подобное), выгодность производства продукции и услуг отдельных видов. Показатели рентабельности полнее, чем прибыль, характеризуют результаты ведения хозяйства, потому что их величина отображает соотношение эффекта с вложенным капиталом или употребленными ресурсами; их используют для оценивания деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, которые базируются на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);
2) показатели, которые характеризуют прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
3) показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и т. др.).
Рентабельность продукции (Рп) вычисляют как отношение прибыли от реализации к выплате процентов и налогам (ПРП) к сумме расходов на реализованную продукцию (ВРП): (6.3)
Она показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, потраченного на производство и реализацию продукции, ее можно рассчитывать в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и по видам продукции.
Рентабельность операционной деятельности(Род) рассчитывают в целом по предприятию как отношение брутто-прибыли от операционной деятельности к выплате процентов и налогам(П0Д)к общей сумме затрат на операционную деятельность (В0д):
(6.4)
Этот показатель характеризует окупаемость расходов в операционной деятельности. Он полнее чем предыдущий показатель отображает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, которые принадлежат к основной деятельности.
Аналогично определяют доходность инвестиционных проектов: полученную или ожидаемую сумму прибыли от инвестиционной деятельности делят на сумму инвестиционных расходов (ІВ):
(6.5)
Рентабельность продаж (оборота), или коммерческую маржу, рассчитывают делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученного чистого дохода (ЧД). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия. Этот показатель рассчитывают в целом по предприятию и по отдельным видам продукции :
(6.6)
Результаты анализа отобразить в таблицах 6.1; 6.2.
Таблица 6.1. Динамика финансовых результатов деятельности предприятия за 3 года
Показатель | ед.изм. | 1-й г. (факт) | 2-й г. (факт) | 3-й г. (факт) | Динамика показателя | |||
2-й г. к 1-му г. | 3-й г. ко 2-му г. | |||||||
абс. откл. | % отн. откл. | абс. откл. | % отн. откл. | |||||
Таблица 6.2. Анализ показателя рентабельности за 3-й г.
Показатель | ед.изм. | План | Факт | % выполнения плана | абс. откл. | %отн. откл. |
Все таблицы должны сопровождаться соответствующими объяснениями с определением причин отклонений, на основании чего сделан вывод по результатам анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Выводы.
На основании проработки и обобщения аналитических материалов студент должен выявить и отобразить в отчете по практике современные тенденции и характер влияния внешних и внутренних факторов на изменения режима функционирования производственной системы, определить возможные причины и следствия проблем, которые возникают в процессе текущей производственной деятельности, оценить возможности предприятия относительно совершенствования тех или других элементов производственной системы и производства в целом, обобщить выводы и рекомендации относительно внедрения предложений для решения отмеченных проблем.
Примеры отображения результатов анализа в виде рисунков, графиков и столбиковых диаграмм
Рисунок 1 – Структура себестоимости продукции за 1-й год
Рисунок 2 - Себестоимость реализованной продукции 1-3й год, тыс. руб.
Рисунок 3 - Балансовая прибыль (убыток) предприятия в 1-3ем гг. тыс. руб.
Рисунок 4 – Динамика производства и реализации продукции за 3 года
Література
1. БакановМЛ., Шеремет АД. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.
2.Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 1994.
3. Волков ИМ., Грачева М.В. Проектный анализ. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.
4.Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. - М.: Финпресс, 2002.
5. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб. для вузов, - 6-е изд. - Минск: Новое знание, 2006.
6. Савицкая ГЗ.Экономический анализ: Учебник для вузов. - 10-е изд. - Минск: Новое знание, 2006
7. Шеремет АД., Щербакова ГЛ.Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Шеремет А* Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2006.