Стратегическая альтернатива и условия реализации стратегии.
1. Определение стратегических альтернатив
1. Стратегия инвестиции в товарные рынки определяет инвестиционные решения и отвечает на вопрос «где конкурировать»:
- расширит бизнес (уменьшить БКГ);
- в какие направления роста осуществлять инвестиционную деятельность;
- появились ли новые привлекательные сферы бизнеса (Ансоффа).
2. Стратегия достижения конкурентных преимуществ «как конкурировать»:
- какие базовые стратегии достижения преимуществ наиболее адекватны в существующей ситуации на рынке и возможности предприятия;
- какие функциональные стратегии должны быть реализованы;
- какими должны быть стратегии 4Р;
- какие ресурсы и сферы деятельности предприятия необходимо вовлечь в реализуемую стратегию.
Возможные варианты реализации стратегии предприятия, как правило, не исключают друг друга и могут по-разному комбинироваться. Работая над альтернативными решениями, следует относиться к ним прагматически, так как может не хватить ресурсов для проработки ряда возможности одновременно.
Кроме того, детальный расчет и планирование нескольких альтернатив может быть неэффективным, если необходимо оставить только одно решение. В этом случае можно начать работу по двум – трем альтернативам, но осуществлять ее лишь на предпроектном уровне. Это позволит собрать больше фактических данных и более реально оценить выбранные альтернативы, сосредоточившись на одном варианте.
При другом подходе детально прорабатывается одна альтернатива.
Важно в первую очередь определить миссию, так как:
- решение о масштабе анализа уточняется после определения миссии;
- определение миссии дает понятие о масштабе предприятия и о направлениях его роста.
Причины выделения отдельных бизнес-единиц из предприятия (или их продажа).
1. Приспособление к изменяющейся экономической ситуации;
2. Неспособность использовать бизнес-единицу также эффективно, как если бы она была независимой компанией;
3. Попытка исправить принятые ранее неверные инвестиционные решения;
4. Решение выгодно продать ранее приобретенное невыгодное предприятие, стоимость которого увеличилась в результате искусного менеджмента или других факторов;
5. Избавление от убыточного бизнеса;
6. Потребность в деньгах, которые можно получить от продажи.
Возможные критерии выбора стратегических альтернатив.
1. Реакция на возможности (угрозы) внешней среды;
2. Получение конкурентных преимуществ:
- использование сильных сторон фирмы, слабых сторон конкурента;
- нейтрализация слабых сторон фирмы, сильных сторон конкурента.
3. Соответствие целям предприятия:
- достижение заданных долгосрочных показателей;
- совместимость целей и миссии.
4. Выполнимость стратегии:
- достаточность наличных ресурсов;
- совместимость стратегии с внутренней организацией.
5. Учет взаимосвязи с другими структурами предприятия:
- достижение портфельного баланса;
- учет выполнимости стратегии;
- использование эффекта синергизма.
2. Условия реализации стратегии, структура и система управления.
Механизм реализации выбранных стратегий включает:
1. Построение адекватных стратегиям организационных структур.
2. Финансирование функциональных стратегий.
3. Подбор руководителей, обладающих определенными качествами.
4. Создание корпоративной культуры на фирме, которая позволит использовать самые лучшие качества персонала.
Управленческая структура предприятия – взаимосвязи, складывающиеся между его структурными подразделениями, направленные на выполнение миссии и достижение поставленных целей.
Структура управления предприятия определяется на основе схем коммуникаций и распределения полномочий.
Один из ключевых структурных измерителей – степень централизации управления.
Централизованная функциональная структура – применима в случае производства только одного семейства продукта. Наоборот, дивизионная - придает особое значение децентрализованной организации, основанной на группировке по товарам или рынкам.
Изменения в корпоративной стратегии ведут к изменениям в структуре корпорации. Другие авторы подтверждают вывод о том, что структура предприятия определяется его стратегией.
Система управления – система планирования, составления бюджета, система учета и информации, оценки и вознаграждения за труд, система управления ресурсами.
Система управления ресурсами, исходя из функционального деления:
Маркетинг
Цель – выбор рыночной позиции, т.е. определение сферы рыночной концентрации на основе понятий - РЫНОК – ПРОДУКТ – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ.
Производство
Тип производственной системы (дискретная или непрерывная) в большой степени влияет на стратегию. Системы управления анализы должны учитывать сложные взаимодействия в системе ИЗДЕРЖКИ- ПРИБЫЛЬ-ВЫПУСК-ЦЕНА.
Важным инструментом анализа взаимосвязи является:
- производственный рычаг – отражает воздействие заданных изменений, объема продаж на прибыль
- «точка безубыточности» – количество проданных единиц продукции, после которых доход от продаж больше общих издержек.
Финансы
В процессе финансового анализа изучается структура и динамика активов и пассивов предприятия, его прибыли и убытков. Проводится анализ структуры затрат предприятия, определяется, пройдена ли «точка безубыточности»
Информационная система
Разработка и управление потоками информации в компании в целях увеличения производительности и усовершенствования процесса принятия решений.
3. Условия реализации стратегии. Персонал и предприятие.
Корпоративная культура – система неофициальных правил, норм, которые устанавливают, как люди должны вести себя в большинстве случаев.
Управление персоналом – управление людьми, работниками как одной из самых существенных подсистем компании.
Основная задача управления:
Обеспечение соответствия между работниками и выполняемыми ими операциями.
Управление персоналом включает:
- планирование людских ресурсов;
- формирование кадрового состава;
- обучение;
- повышение квалификации;
- организация труда;
- оценка его результатов;
- охрана труда и здоровья;
- удовлетворение социально-бытовых нужд;
- поддержание системы коммуникаций внутри компаний
4. Планирование реализации стратегии
В зависимости от характера и направления решаемых задач, выделяют три вида планирования:
- стратегическое (более 5 лет);
- среднесрочное (3-5 лет);
- тактическое (до 1 года).
Для успешной реализации стратегии необходимо создать систему интегрированного внутрифирменного планирования, которая предполагает координацию стратегических среднесрочных и текущих планов на всех уровнях управления, а так же между основными разделами плана, т.е. планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы по всем видам деятельности и технологическим цепочкам.
Система среднесрочного планирования предусматривает определение последовательности достижения стратегических целей с учетом перспектив развития рыночной конъюнктуры, прогнозируемой динамики потребительского спроса, имеющегося ресурсного потенциала.
В системах внутрифирменного планирования среднесрочные планы часто разрабатываются в формах программы, т.е. последовательности мероприятий, направленных на достижение конкретных стратегических целей.
Текущее планирование осуществляется через детальную проработку оперативных планов по производству, разработкам и исследованиям, сбыту.
Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов (бюджет фирмы – это финансовый план, охватывающий все системы хозяйственных операция предприятия на определенный период в будущем)
Проблема внедрения бюджетирования на российских предприятиях:
1. Применению стандартных технологий бюджетирования в российских условиях препятствует отсутствие маркетинговой информации.
2. Российский бух.учет мало приспособлен к принятию оперативных решений по управлению финансами, т.е. необходим управленческий учет для обеспечения менеджмента финансовой и оперативной информацией.
Финансовая структура – это центры финансового учета и центры финансовой ответственности и их взаимосвязи.
Центр финансового учета необходим для того, чтобы выделять хозяйственные подразделения и оценить отдельно результаты его функционирования.
Существует три тапа финансового учета:
1. Центр прибыли (профит-центр). Менеджеры центра –прибыли контролируют объем реализации и ресурсы и отвечают за получение прибыли (обычно используются в компании с вертикальной интеграцией).
2. Венчурные центры (подразделения, связанные с реализацией новых проектов, прибыль от которых ожидается в будущем).
3. Центры затрат (обеспечивает функционирование центров прибыли и венчурных центров) непосредственно не приносят прибыли (административные отделы, отделы НИОКР и др.).
Чтобы обеспечить равновесие между стратегической и текущей ориентацией деятельности предприятия, следует организовать систему двойного управления: текущими затратами и стратегическими затратами, через процедуры. Процедуры определяются как система последовательных шагов или приемов, которые подробно описывают процесс выполнения отдельных задач или работ.
Заключительной частью модели стратегического управления является контроль:
- сфера контроля;
- разработка стандартов (точного определения целей);
- оценка результатов функционирования за обозначенный период;
- сопоставление фактических результатов функционирования с установленными стандартами;
- выработка корректирующих действий.
Существует три типа контроля: стратегический (1 год), тактический (10-12 месяцев), операционный (до 0,5 года).
Для оценки результатов функционирования отдельных подразделений часто используются стандартные показатели:
- доход от инвестиций = чистая прибыль/общие активы (определяет конкурентоспособность предприятия);
- чистая прибыль.