Раздел 19. Освоение невозделанных земель.


Тема 1. Определение понятия «мават» и шариатское законоположение о невозделанных землях.


1- Определение понятия «мават»
В языковом значении слово «мават» означает «мёртвая земля». Под этим словом подразумеваются залежные и бесхозные земли.
В шариатской терминологии слово «мават» означает такую категорию земель, которая является неосвоенной [без построек или посевов] и никому не принадлежит. Это либо залежные земли, на владение которыми никто не претендует и которые находятся в невозделанном состоянии, либо земли, у которых есть признаки принадлежности и освоения, однако их владелец неизвестен.

2 — Шариатское законоположение о невозделанных землях
Основным доводом в данном вопросе является хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Невозделанная земля будет принадлежать тому, кто её освоит. А за труд человека, который посягнул на чужие владения, ничего не причитается». [Абу Дауд и ат-Тирмизи. Аль-Албани назвал это хадис достоверным в «Ирва аль-Галиль», 1551].

Под выражением «за труд человека, который посягнул на чужие владения» подразумевается такая ситуация, когда один человек приходит на землю, которую уже освоил [«оживил»] другой, и засаживает либо засеивает её, с целью присвоения права на эту землю.
Освоение залежных земель бывает даже желательным по Шариату, когда это отвечает потребностям людей и приносит пользу животным. Этот вывод следует из слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тому, кто освоит невозделанную землю, полагается награда, а всё, что будет съедено из неё любой живностью, зачтётся ему как милостыня». [Ад-Дарими и Ахмад. Аль-Албани назвал это хадис достоверным в «Ирва аль-Галиль», 6/4].

Тема 2. Условия освоения невозделанных земель.


Для того, чтобы освоение невозделанных земель считалось действительным, оно должно отвечать двум условиям:
1Земля не должна находиться в собственности другого мусульманина. Если же она принадлежит другому мусульманину, то её запрещено осваивать без законного разрешения.

2Тот, кто осваивает землю, должен быть мусульманином. Неверующим запрещено осваивать залежные земли, которые находятся на исламской территории.


Невозделанная земля становится собственностью человека в следующих случаях:
1Если человек оградил невозделанную землю достаточно надежным забором, как обычно практикуется в народе, то он освоил данный участок. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек оградил забором [бесхозную] землю, то она стала его собственностью».[Абу Дауд. Аль-Албани назвал это хадис достоверным в «Ирва аль-Галиль», 1554].
2 Если человек вырыл в невозделанной земле колодец и добрался до грунтовых вод, то он освоил данный участок. Если же он не добрался до грунтовых вод, то он имеет больше всех прав на владение этой землёй. То же самое касается того, кто проложил оросительный канал.
3 Если человек провёл к невозделанной земле воду из источника, реки и т.д., то тем самым он освоил данный участок.
4 Если человек расчистил невозделанную землю и посадил на ней дерево, тогда как до этого она была непригодна для насаждений, то тем самым он освоил данный участок.
5Исламские учёные сказали, что освоение невозделанных земель не ограничивается вышеприведёнными случаями. Этот вопрос регулируется обычаями людей определённой местности (‘урф): то, что они считают освоением земли, таковым оно и является, а то, что они не признают за освоение земли, то таковым оно не является.

Тема 3. Некоторые шариатские законоположения, связанные с невозделанными землями.


1Тот, кто освоил какой-либо участок невозделанной бесхозной земли, становится его собственником. Этот вывод следует из общего смысла вышеприведённых хадисов, в том числе из слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Невозделанная земля будет принадлежать тому, кто её освоит».

2 Участок вокруг возделанной земли не становится собственностью в результате его освоения, поскольку владелец возделанной земли имеет право на прилегающую к ней территорию.

3Правитель мусульман имеет право выделить участок невозделанной земли тому, кто её освоит. Этот вывод следует из хадиса, который передал Ваиль ибн Худжр: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выделил для него землю в Хадрамауте». [Ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, а аль-Албани — достоверным в «Сахих Сунан ат-Тирмизи», 1116].

4Правитель мусульман имеет право при необходимости объявлять те или иные участки невозделанной земли заповедными и устраивать на них пастбище для выпаса верблюдов, которые предназначены для закята, или лошадей, которые предназначены для джихада. Однако это не должно причинять неудобства и ущерб мусульманам. Кроме того, право выделять бесхозные земли под пастбища принадлежит только правителю мусульман, и делается это исключительно в общественных интересах.

Ас-Са’б ибн Джассама передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Заповедные земли могут принадлежать только Аллаху и Его Посланнику». [Аль-Бухари].

Раздел 20. Вознаграждение.


Тема 1. Определение понятия «джи’аля» и шариатское законоположение о вознаграждении.


1- Определение понятия «джи’аля»
В арабском языке слово «джи’аля» означает принятие на себя обязательства выплатить оговорённую сумму в виде вознаграждения за определённую работу без конкретизации лица, которое её выполнит. Например, когда человек объявляет: «Тот, кто найдёт мою пропавшую машину, получит вознаграждение в размере тысячи риалов».

2 — Шариатское законоположение о вознаграждении и довод на это
Согласно Шариату объявление о вознаграждении относится к дозволенному виду договорных обязательств. Что касается довода из Корана, то на это указывают Слова Всевышнего: «Кто принесет её, получит верблюжий вьюк. Я ручаюсь за это» (сура 12 «Йусуф=Иосиф», аят 72).
Что касается довода из Сунны, то на это указывает хадис, который передал Абу Саид аль-Худри: “Однажды, находясь в пути, люди из числа сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проезжали мимо стоянки одного бедуинского племени. Они попросили оказать им гостеприимство, однако получили отказ. Вождь этого племени был ужален, и его соплеменники стали спрашивать сподвижников: «Умеет ли кто-нибудь из вас читать заклинания?» Сподвижники ответили: «Да, но только если вы дадите нам за это вознаграждение». И бедуины пообещали дать им вознаграждение в размере стада овец. Один из сподвижников стал заговаривать вождя, читая суру «аль-Фатиха», и этот человек исцелился. Соплеменники вождя дали сподвижникам обещанное стадо овец, но они сказали: «Мы не возьмём себе ни одной овцы, пока не спросим об этом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Когда они пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщили ему о случившемся, он сказал: «Возьмите их себе и выделите одну долю и мне!» [Аль-Бухари и Муслим].

Тема 2. Некоторые шариатские законоположения, связанные с вознаграждением.


1 Тот, кто взял на себя обязательство вознаградить за работу, должен иметь возможность выплатить обещанное вознаграждение [т.е. иметь право распоряжаться имуществом – прим. ред.], а тот, кто принимается за работу, должен быть способен выполнить её [т.е. быть дееспособным – прим. ред.].

2 Работа, за которую обещается вознаграждение, должна быть дозволенной по Шариату. Нельзя предлагать запретные виды работ, как, например, занятие пением, производство алкоголя и т.п.

3 Работа, за которую обещается вознаграждение, не должна быть ограничена каким-либо сроком. Например, если кто-то скажет: «Тот, кто вернёт мне моего верблюда до конца недели, получит вознаграждение в размере одного динара», – то такой договор недействителен.

4 Договор джи’аля относится к дозволенному и свободному [т.е. добровольному, не носящему обязательный характер – прим. ред.] типу договоров. Поэтому каждая сторона имеет право расторгнуть его. Если расторжение договора происходит по инициативе заказчика, то исполнителю полагается компенсация за выполненный труд [т.е. рыночная цена за подобный труд – прим. ред.]. Если же договор расторгается по инициативе исполнителя, то ему ничего не полагается.

Раздел 21. Находка.


Тема 1. Определение понятия «луката» и шариатское законоположение о находке.


1- Определение понятия «луката»
В арабском языке слово «луката» означает находку. Иными словами, «луката» — это вещь, которую человек обнаружил и подобрал.
В шариатской терминологии слово «луката» означает взятие утраченного кем-то ценного имущества с целью его сбережения либо приобретения права собственности на него после надлежащего объявления о находке. [Если не будет установлен её владелец после определенного периода времени].

2- Шариатское законоположение о находке и доводы на это.


Основным доводом на то, как надлежит распорядиться найденной вещью, является хадис, который передал Зейд ибн Халид аль-Джухани: «Однажды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, что следует делать с найденным золотом или серебром, и он ответил: «Сначала определи и запомни шнурок, которым завязано то, что ты нашёл, и кошель, в котором содержится найденное, а затем объявляй о находке в течение года. Если ты не найдешь хозяина, то можешь расходовать эти деньги. Если же к тебе когда-нибудь явится хозяин находки и потребует вернуть деньги, то отдай их ему». Потом этот человек спросил, что следует делать с заблудившимся верблюдом, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «А какое тебе дело до этого верблюда? Оставь его, ведь у него есть ноги и бурдюк с водой. Он будет пить воду и есть листья с деревьев, пока не отыщется его хозяин». Потом этот человек спросил, что следует делать с заблудившимися овцами, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Возьми этих овец, ведь они достанутся либо тебе, либо твоему брату, либо волку»[Аль-Бухари и Муслим].

Тема 2. Виды находок.


1- Находки, которые не вызывают в человеке желание подобрать их [т.е он относится к ним безразлично — прим. редактора]. Например, плеть, лепёшка, фрукт, посох и т.д. Подобного рода находки дозволено подбирать. Обнаруживший такую вещь вправе пользоваться ею и стать её владельцем, не объявляя о находке.

2 - Находки, которые способны защититься от небольших диких зверей и других живностей. Например, верблюды, лошади, коровы и мулы. Обнаружившему такую находку запрещено присваивать её себе, и более того он не становится её владельцем на основании объявления о находке. Этот вывод следует из вышеупомянутого хадиса, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А какое тебе дело до этого верблюда? Оставь его, ведь у него есть ноги и бурдюк с водой. Он будет пить воду и есть листья с деревьев, пока не отыщется его хозяин».

3 — Находки, которые дозволено подбирать и о которых необходимо объявлять. Например, золото, серебро, товары и животные, которые не способны защититься от небольших диких зверей, как, например, овцы, курицы и другие животные. Этот вывод следует из вышеупомянутого хадиса, который передал Зейд ибн Халид. Подбирать такую вещь вправе лишь тот, кто уверен, что он не присвоит себе это имущество и сможет объявить о находке.

Тема 3.Некоторые шариатские законоположения, связанные с находкой.


1 Если найденная вещь представляет собой животное, которое пригодно для употребления в пищу, то у нашедшего есть выбор, как с ним поступить. Он может либо съесть животное, а в случае обнаружения хозяина тотчас выплатить владельцу его стоимость, либо продать его, а вырученные от этой сделки деньги сохранить для хозяина, предварительно определив внешние свойства находки, либо сохранить животное и тратить на его содержание свои средства, не становясь его хозяином. В последнем случае, если отыщется хозяин животного, который захочет его забрать, то он должен возместить нашедшему расходы, понесенные на содержание животного. Если же хозяин явится до того, как нашедший употребит в пищу найденное животное, то владелец вправе его забрать.

2 Если найденная вещь представляет собой скоропортящийся продукт, например, фрукты, то нашедший имеет право либо съесть его и выплатить нашедшемуся владельцу его стоимость, либо продать его и сохранить вырученные деньги, пока не отыщется хозяин пропажи.

3 Если найденная вещь представляет собой деньги, посуду или товар, то нашедший их человек обязан сохранить находку и отнестись к ней как к вверенному на хранение имуществу и объявлять о ней в публичных местах.

4Находку вправе подобрать лишь такой человек, который уверен, что сможет удержаться от [искушения] присвоения её себе и способен объявить о ней, поскольку оповещение о найденной вещи является обязательным. Если человек подберёт находку, то он должен определить ее внешние характеристики и затем объявлять о ней в течение года в местах собрания людей. Если за ней явится хозяин, и его описание пропажи совпадёт с описанием найденного предмета, то ему следует отдать находку. Если же хозяин найденной вещи не появится в течение года после начала оповещения о находке, то нашедшему дозволено присвоить её себе.

5 Человек, подобравший находку, вправе забрать её себе по прошествии года с момента оповещения о найденной вещи. Однако он не может распоряжаться ею до тех пор, пока не узнает об отличительных свойствах найденной вещи. Если кто-нибудь придёт и предъявит права на находку, описав её теми качествами, которые присущи найденной вещи, то её следует отдать ему, не требуя предъявления [ясного] доказательства или принесения клятвы. Этот вывод следует из приказа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором сказано в вышеупомянутом хадисе Зейда ибн Халида.

6Если найденную вещь подберёт малолетний или слабоумный, то находкой должен распорядиться их попечитель, как было разъяснено выше.

7Вещь, найденная на заповедной территории (Мекки и Медины), запрещено брать себе. Необходимо оповещать о находке постоянно [т.е. объявление не ограничено временем — прим. редактора].


Тема 4.Некоторые шариатские законоположения, связанные с подкидышем.


Слово «лакит» (подкидыш) означает дитя, которое бросили на улице, у двери мечети и т.д., либо потерявшегося ребёнка, который не знает ни своего происхождения, ни своего опекуна. Нельзя оставлять таких детей на произвол судьбы, поскольку Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (сура 5 «аль-Маида=Трапеза», аят 2). Общий смысл этого аята указывает на то, что необходимо позаботиться о найдёныше. Попечение над такими детьми и расходование на них средств является коллективной обязанностью мусульман. Кроме того, забота о них равнозначна спасению человеческой жизни. Если у найдёныша обнаружится какое-либо ценное имущество, то оно принадлежит ему [т.е. считается его имуществом по умолчанию, т.к. оно найдено при нем — прим. редактора]. Из этого имущества можно тратить средства на его содержание. Если же таких средств не обнаружится, то содержать ребёнка следует за счёт общественной казны мусульман.
Если ребёнок найден на территории, где проживают мусульмане, то он считается свободным человеком и мусульманином, и в отношении него действуют соответствующие шариатские законоположения. Если же он найден на территории, где проживают неверующие, то он считается неверующим. Установление принадлежности ребёнка к какому-либо роду происходит по заявлению личности, которая предъявляет на него права. Если же права на ребёнка предъявляют два и более человека, и у них нет явного доказательства в свою пользу, то ребёнка следует показать физиогномисту.
Преимущественным правом на попечение найдёныша обладает тот, кто обнаружил его, если он является свободным, надёжным, справедливым и рассудительным человеком. При этом ни неверующий, ни нечестивец не имеют права опекунства над мусульманином.
Тот, кто обнаружил найдёныша, должен отвечать следующим условиям: разум, совершеннолетие, свобода, безопасность, справедливость и рассудительность. Если подобравший человек является малолетним, сумасшедшим, подневольным, нечестивцем или слабоумным, то он не имеет права попечения, равно как и неверующий над мусульманином.

Наши рекомендации