Уязвимых в террористическом отношении
№ п/п | Наименование объектов |
1. Особо важные государственные объекты | |
Административные здания и объекты центральных исполнительных государственных органов, специальных, правоохранительных органов, их структурных и территориальных подразделений, местных представительных и исполнительных органов | |
Объекты Национального Банка Республики Казахстан, его филиалы и хранилища | |
2. Стратегические объекты | |
Объекты Республики Казахстан, охраняемые Службой охраны Президента и Республиканской гвардией Республики Казахстан совместно с подразделениями органов внутренних дел, включенные в перечень, утверждаемый Президентом Республики Казахстан, а также объекты, имеющие важное государственное значение | |
Воинские части Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований | |
Объекты с государственными материальными резервами (склады по хранению медицинских препаратов, горюче-смазочных материалов, продовольственные и вещевые склады) | |
Государственная организация по проведению стационарной судебно-психиатрической экспертизы и исследования лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений | |
Объекты космической инфраструктуры | |
Объекты жизнеобеспечения, в том числе в сфере: теплоснабжения – теплоэлектроцентрали (свыше 50 Гкал); питьевого водоснабжения – водозаборные сооружения | |
Объекты, связанные с добычей и переработкой топливно-энергетических полезных ископаемых, объекты химической промышленности | |
Объекты водного хозяйства (гидротехнические сооружения: гидроузлы, шлюзы, плотины; водохранилища, используемые для управления водными ресурсами) | |
Объекты связи, теле- и радиовещания республиканского значения | |
3. Опасные производственные объекты | |
Объекты государственных организаций и учреждений по разработке, производству, испытанию, исследованию и хранению особо опасных, бактериологических, биологических, химических, наркотических средств и прекурсоров | |
Объекты юридических лиц по хранению взрывчатых и ядовитых веществ | |
Объекты использования атомной энергии | |
4. Объекты массового скопления людей | |
Торговые объекты торговой площадью от 500 квадратных метров и более | |
Объекты общественного питания на 100 и более посадочных мест | |
Концертные залы, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек | |
Спортивные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек | |
Развлекательные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек | |
Транспортные сооружения (вокзалы, станции, порты, аэродромы, аэропорты), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек | |
Иные публичные сооружения (культовые здания (сооружения), объекты государственных органов и подведомственных организаций, физических и юридических лиц, оказывающих государственные услуги, почтовой сети и обслуживания пользователей услуг связи с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек) | |
Организации образования, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек | |
Организации здравоохранения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек | |
Места размещения туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания туристов и их обслуживания), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек |
В целях выстраивания единых подходов реализации вновь принятых нормативных правовых актов, с целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта на объектах УТО рекомендуется реализовать следующие меры:
Организационные мероприятия:
1.Руководителям объектов УТО создать специальные рабочие комиссии по вопросам организации антитеррористической защиты вверенного объекта.
Состав комиссии объекта назначается приказом руководителя учреждения, организации.
В состав комиссии включаются: заместители руководителя учреждения, организации (заместитель директора) по безопасности, руководители служб безопасности (охраны), ведущие специалисты по энерго-, тепло-, водоснабжению (механик, энергетик и т.д.) и другие лица по усмотрению руководителя. Один из членов комиссии назначается секретарем комиссии и отвечает за ведение документации комиссии.
Работа комиссии может осуществляется на основании Положения, которое утверждается руководителями учреждения и определяет функции и задачи комиссии.
2. Разработать Типовую инструкцию для персонала объекта УТО при возникновении угрозы совершения террористического акта и иных чрезвычайных ситуаций (приложение № 1 к методическим рекомендациям).
Практические мероприятия:
Осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защиты руководителем объектов УТО включает следующее:
1.Общие положения
1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта несет его руководитель.
1.2. Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, несут ответственность согласно договору, связанному с охраной объекта.
1.3. Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения акта терроризма, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
1.4. Охрана объектов может осуществляться специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел Республики Казахстан, частными охранными организациями, частными охранниками, охранными подразделениями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведомственными охранными подразделениями государственных органов (далее - службы безопасности).
1.5. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией объекта о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования техническими средствами охраны (далее - ТСО).
2.Руководитель объекта обязан:
2.1. организовать охрану объекта и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации и выполнение сторонами обязанностей по договору;
2.2. проводить совместно с руководителем службы безопасности (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест.
2.3. организовать разработку планов обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны);
2.4. обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования;
2.5. организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;
2.6. обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;
2.7. совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала объекта действиям при возникновении угроз террористического характера и чрезвычайных ситуаций;
2.8. проводить совместно с руководителем службы безопасности (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.
3.Организация службы по охране объектов УТО
3.1. Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, в соответствии с условиями договора обеспечивают:
- пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие со службой безопасности объекта, администрацией;
- охрану объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей (покупателей, учащихся, отдыхающих, пациентов и т.п.), охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;
- реагирование на сигналы срабатывания средств охранно-пожарной сигнализации и тревожной сигнализации;
- пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;
- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие совершения актов терроризма.
3.2. Сотрудники службы безопасности выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы осуществляющей охрану объекта.
Применение оружия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
3.3. Ответственными лицами подразделения службы безопасности проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже службы безопасности могут принимать участие руководители объектов, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) специализированной охраны при территориальных органах внутренних дел.
4.Наличие разработанной документации
В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта рекомендуется иметь следующие документы:
1) наличие приказов по организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной и промышленной безопасности объекта, определяющих ее состав и задачи при выполнении предупреждающих мероприятий;
2) наличие распорядительных документов по определению ответственного должностного лица за обеспечение безопасности объекта, и утвержденного порядка действий руководства объекта и субъекта охранной деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) сведения о системе контроля за соблюдением требований аварийной безопасности;
4) сведения о проведении инструкций о действиях сотрудников объекта и субъектов охранной деятельности при выявлении вызывающих опасность предметов, возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) сведения о мероприятиях по обучению персонала способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
6) наличие памяток для персонала, посетителей и арендаторов (на объектах массового скопления людей) по действиям в период чрезвычайных ситуаций с указанием телефонов органов МВД, МЧС, КНБ, в том числе аналогичных памяток на информационных стендах;
7) наличие утвержденных схем эвакуации населения и информационных указателей эвакуации.
Меры инженерно-технической укрепленности объекта
Инженерно-техническая укрепленность объекта - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.
Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.
В целесообразных случаях для усиления защиты объекта и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного видеонаблюдения и оповещения.
В обоснованных случаях допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного видеонаблюдения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.
Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объекта системой пожарной сигнализацией, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами в области пожарной безопасности.
Пожарная сигнализация при наличии технической возможности подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.
5.1. Ограждение периметра, отдельных участков территории объекта.
5.1.1. Ограждение должно исключать случайный вход (проход) людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).
5.1.2. На объектах, к которым предъявляются требования о запрете несанкционированного проникновения, должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории объектов.
5.1.3. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.
К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажное здание, следует также устанавливать дополнительное ограждение.
Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.
5.1.4. Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).
5.2. Ворота, калитки
5.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных и железнодорожных въездах на территорию объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.
На отдельных участках периметра объектов и с внешней стороны ворот на объектах (в соответствии с ведомственными требованиями) следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных объектах - противотаранные устройства, либо использовать шлюзовую систему ворот.
5.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.
Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.
Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).
5.2.3. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота (запасные или аварийные) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.
Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.
5.3. Контрольно-пропускной пункт
5.3.1. Объект, на котором установлен пропускной режим, должен оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта.
Осмотр автотранспорта на КПП рекомендуется осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад.
5.3.2. Для пропуска на объект сотрудников и посетителей КПП оборудуется турникетами. В случае, если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.
5.3.3. Устройства управления механизмами открывания, прохода/ проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.
5.3.4. Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и «глазками», целесообразно также использовать средства видеонаблюдения и переговорное устройство.
5.3.5. Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникновению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и возможности принятия мер противодействия.
5.3.6. В зависимости от категории объекта на КПП рекомендуется предусмотреть:
- помещение для хранения и оформления пропусков (карточек);
- камеру хранения личных вещей персонала и посетителей объекта;
- комнату досмотра;
- помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.
5.4. Дверные конструкции
5.4.1. Входные двери объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.
Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу.
Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.
5.4.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью.
При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.
5.5. Оконные конструкции
5.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.
5.5.2. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию.
Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.
При установке защитного остекления всех классов - решетки, ставни, жалюзи и др. силовые элементы на окна могут не устанавливаться.
5.6. Другие технологические каналы
Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией объекта.
6.Оборудование объекта техническими средствами охранной и тревожной сигнализации
6.1. Защита периметра территории и открытых площадок
6.1.1. Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, помеховой обстановки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, её ширины.
6.1.2. Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной.
В целесообразных случаях для усиления охраны, определения направления движения нарушителя, блокировки уязвимых мест следует применять многорубежную охрану.
6.1.3. Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний, вибраций.
6.1.4. Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра, должно иметь защиту от вскрытия.
6.2. Защита здания, помещений
6.2.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. д.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.
6.2.2. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрытно или маскироваться.
6.3. Защита персонала и посетителей объекта
6.3.1. Для оперативной передачи сообщений на центральный пункт охраны или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелками, мобильными телефонными системами, педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.
Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения».
Ручные и ножные устройства ТС должны размещаться в местах, незаметных для посетителей.
2.Устройства ТС на объекте рекомендуется устанавливать:
- на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;
- у центрального входа и запасных выходах в здание;
- на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запасных выходах (выездах);
- в кабинетах руководства организации;
- в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.
7.Применение систем охранного видеонаблюдения
7.1. Системы охранного видеонаблюдения (СОВ) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта в помещение охраны. Применение охранного видеонаблюдения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.
7.2. На объекте камерами видеонаблюдения следует оборудовать:
- периметр территории;
- КПП;
- главный и служебные входы;
- другие помещения по усмотрению руководства (собственника) объекта или по рекомендации подразделения охраны.
7.3. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности камерами видеонаблюдения, объект (зона объекта) должен оборудоваться охранным освещением видимого или инфракрасного диапазона. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора камерами видеонаблюдения. При использовании СОВ цветного изображения применение инфракрасного освещения недопустимо. Кроме того, СОВ цветного изображения не рекомендуется применять на периметре территории.
Для записи видеоизображений могут применяться видеонакопители.
8.Создание системы оповещения
8.1. Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, акте терроризма) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем объекта.
8.2. Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
- подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
- трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
8.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
- включением аварийного освещения;
- передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и других местах);
- включением световых указателей направления и путей эвакуации;
- дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
8.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
8.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
8.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
8.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.
8.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
9.Оборудование объекта системой охранного освещения
9.1. Периметр территории, здания охраняемого объекта должен быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТу, предусмотренного для этого объекта.
9.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания, зоны отторжения, тропы наряда (путей обхода).
9.3. В состав охранного освещения должны входить:
- осветительные приборы;
- кабельные и проводные сети;
- аппаратура управления.
9.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости и в дневное.
9.5. Сеть охранного освещения по периметру объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.
Для конкретизации использования данных методических рекомендаций целесообразно условно выделять следующие типовые ситуации:
- обострение криминогенной обстановки в регионе или городе в связи с неблагоприятными процессами, продолжающимися военными конфликтами в близлежащих государствах, высказываниями террористами угроз в СМИ;
- обнаружение персоналом объекта предмета с явными признаками ВУ или иного взрывоопасного предмета, способного причинить смерть, серьезные увечья людям или существенный материальный ущерб объекту;
- обнаружение подозрительных предметов, требующих специальной проверки в целях установления их реальной взрывной, радиационной, химической и биологической опасности (предметов, имитирующих ВВ и ВУ, радиационно-опасных предметов, сильнодействующих и ядовитых веществ, животных, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций);
- совершение акта терроризма (или диверсии) способом взрыва, повлекший за собой человеческие жертвы, уничтожение и повреждение материальных ценностей, панику, серьезные убытки в бизнесе, длительное отключение электроэнергии, тепла, газа;
- получение руководителем или служащими объекта конкретных угроз террористического характера по телефону, в виде анонимных писем или по иным средствам коммуникации;
- совершение актов терроризма путем захвата и удержания заложников на территории или в помещениях объекта;
- взаимодействие с правоохранительными органами и другими ведомствами и организациями, прибывшими на объект по факту происшествия террористической или диверсионной окраски;
- восстановление нормального режима работы объекта, ликвидация последствий происшествия, устранение причин и условий, способствовавших совершению акта терроризма и возникновению чрезвычайной ситуации.
По статистике первыми чаще всего обнаруживают взрывные устройства или подозрительные предметы рядовые сотрудники объекта УТО (уборщики, ремонтники, сотрудники технических служб, продавцы и т.д.). В этой связи, руководству администрации объекта УТО необходимо выстраивать отношения с персоналом так, чтобы они в максимальной степени содействовали в предотвращении актов терроризма, и проводить соответствующую работу со своим персоналом путём ознакомления с инструкциями (памятками), проведением регулярных инструктажей, учений и т. п.
Основными формами антитеррористического обучения являются лекции и семинары, индивидуальная подготовка и общие антитеррористические учения персонала.
Следует также организовывать и совместные антитеррористические учения персонала объектов с правоохранительными органами, что позволит отладить взаимодействие с правоохранительными органами, глубже понять роль и место объектовых профилактических мероприятий в общей системе профилактических мер в противодействии терроризму.
Одно из основных условий эффективности разрабатываемых мероприятий - поддержание системы антитеррористической защиты в постоянной готовности. Систематически следует проводить вводный инструктаж при приеме сотрудника на работу, повышении по службе, плановые занятия по подразделениям, внутренние учения для всего персонала и т. д.
Приложение № 1
К методическим рекомендациям для руководителей и персонала объектов, уязвимых в террористическом отношении, по вопросам организации работы по обеспечению их антитеррористической защищенности
Типовая инструкция