Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
Как видно из предыдущего изложения материала, важную роль в планировании составляют различные прогнозы и ориентиры. Финансовый менеджер должен уметь прогнозировать объем реализации, себестоимость продукции в целом и по важнейшим статьям, потребность в источниках финансирования, величину денежных потоков и т.д.
Из множества подходов к планированию наибольшее распространение на практике получили три, в основе которых методы экспертных оценок; методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; методы ситуационного анализа и прогнозирования.
Дадим им краткую характеристику.
2.1. Методы экспертных оценок.
Это наиболее простые и достаточно популярные методы. Они предполагают учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Метод экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер.
Экспертные оценки разделяют на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным оценкам относят: сценарии, метод интервью, аналитические докладные записки.
Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом экспертом, в которой ставятся вопросы о будущем состоянии фирмы и её среды.
Метод аналитических докладных записок означает самостоятельную работу эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей ее развития.
Коллективные экспертные оценки можно назвать комплексными методами прогнозирования, поскольку они включают:
-во-первых, подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;
- во-вторых, статистические методы обработки полученных материалов.
Коллективные экспертные оценки включают метод комиссий, метод мозговых атак, метод Дельфи.
Метод комиссий может означать организацию "круглого стола" и других подобных мероприятий, в рамках которой происходит согласование мнений экспертов.
Для метода "мозговых атак" характерны коллективная генерация идей и творческое решение проблем. Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи. Оптимальное число участников – 6-12 человек, желательно, чтобы это были люди, имеющие различные профессии и специализации.
Суть метода Дельфи состоит в проведении анкетных опросов специалистов выбранной области знаний. Полученные анкетные данные подвергаются статистической обработке, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов, отражающий их коллективное мнение по избранной проблеме.
2.2. Методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей
Как видно из названия подраздела, по этому параметру можно выделить три типовые ситуации.
Первая ситуация – наличие временного ряда - встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которого требуется построить приемлемый прогноз. Это можно сделать разными способами: простом динамическом анализе и анализе с помощью авторегрессивных зависимостей.
Первый метод исходит из предпосылки, что прогнозируемый показатель изменяется прямо (обратно) пропорционально с течением времени.
В основу второго метода заложена достаточно очевидная предпосылка о том, что экономические процессы имеют определенную специфику. Они отличаются, во-первых, взаимозависимостью и, во-вторых, определенной инерционностью. Т.е. считается, что значение практически любого экономического показателя в определенный момент времени зависит от состояния этого показателя в предыдущих периодах, абстрагируясь от влияния других факторов.
Уравнение авторегрессионной зависимости имеет вид:
Yt=A0+A1*Yt-1+ A2* Yt-2+….+ Ak* Yt-k
где Yt –прогнозируемое значение показателя Y в момент времени t
Yt-1 - значение показателя Y в момент времени t –i
Ai – коэффициент регрессии
Вторая ситуация – наличие пространственной совокупности - имеет место в том случае, если по каким-то причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай. В этом случае в результате качественного анализа выделяется какое-то число (k) факторов, влияющих, по мнению аналитика, на изменение прогнозируемого показателя, и строится линейная регрессионная зависимость типа
Y=A0+A1*X1+ A2*X2+ A3*X3+….+ Ak*Xk,
где А – коэффициенты регрессии.
Третья ситуация – наличие пространственно-временной совокупности - имеет место в том случае, когда:
а) ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов;
б) аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающихся по экономической природе и их динамике.
Исходными данными служат матрицы показателей, каждая из которых представляет собой значения тех же самых показателей за различные периоды или на разные последовательные даты.
2.3.Методы ситуационного анализа и прогнозирования.
В основе этих методов прогнозирования лежат модели, предназначенные для изучения функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.
В данном случае строится многомерная таблица важнейших показателей деятельности объекта в динамике. В режиме имитации, задавая самим себе вопрос "Что будет, если…", вводятся прогнозные значения факторов в различных комбинациях, в результате чего рассчитывается ожидаемое значение прибыли. По результатам имитации может выбираться один или несколько вариантов действий; при этом значения факторов, использованные в процессе моделирования, будут служить прогнозными ориентирами в последующих действиях.
Имитационное моделирование финансово-хозяйственной деятельности основано на сочетании математических (формализованных) методов и экспертных оценок специалистов и руководителей хозяйствующего субъекта, но с превалированием последних. Поэтому для разработки долгосрочного прогноза со стороны администрации необходимо включить 2-3 специалиста от различных служб и подразделений предприятия (коммерческой службы, планового отдела, финансового отдела и бухгалтерии).
3.Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей
Любая социально-экономическая система может быть описана различными способами; в числе основных её характеристик, имеющих существенное значение для понимания логики планирования финансово-хозяйственной деятельности, - взаимосвязь и инерционность.
Взаимосвязь: Одной из очевидных особенностей действующей коммерческой организации как системы является естественным образом согласованное взаимодействие её отдельных элементов. Поскольку многие стороны деятельности компании могут быть описаны с помощью количественных оценок, подобная согласованность распространяется и на указанные оценки. Это означает, что многие показатели, даже не будучи связанными между собой формализованными алгоритмами, тем не менее изменяются в динамике согласованно.
Инерционность: в приложении к деятельности компании также достаточно очевидна. Смысл её состоит в том, что в стабильно работающей компании с устоявшимися технологическими процессами и коммерческими связями не может быть резких "всплесков" в отношении ключевых количественных характеристик. Так, если дол себестоимости продукции в общей выручке составила в отчетном периоде около 70 %, как правило, нет основания полагать, что в следующем периоде значение этого показателя существенно изменится.
Эти достаточно очевидные заключения в отношении хозяйствующих субъектов послужили основой для разработки широкого использования метода прогнозирования, известного как метод пропорциональных зависимостей показателей.
Основу этого метода составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовой для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они "привязываются" к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной (произведенной) продукции. Обоснованность этого метода достаточно легко объясняется с позиции логики и, кроме тог, находит подтверждение при изучении динамики и взаимосвязей других показателей, описывающих отдельные стороны деятельности компании.
Последовательность процедур данного метода такова:
1. Идентифицируется базовый показатель В (например, выручка от реализации).
2. Определяются производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес для менеджера ( в частности, к ним могут относиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объективное представление об экономисеском потенциале компании), Как правило, необходимость и целесообразность выделения того или иного производного показателя определяются его значимостью в отчетности.
3. Для каждого производного показателя Р устанавливается вид его зависимости от базового показателя: Р=f(В). Выявление зависимостей в отдельных случаях может быть достаточно несложной процедурой: например, изменение дебиторской и кредиторской задолженностей чаще всего происходит спонтанно, т.е. с тем же темпом, что и изменение объема реализации. Для других показателей, например, статей производственных затрат, выявление зависимостей может быть достаточно трудоемким. Например, проценты за пользование банковской ссудой зависят от объема реализации лишь в той степени, в какой эти ссуды связаны с текущей деятельностью. Если банковский кредит был получен ранее (на капстроительство), и проценты по нему определены договором, соответствующая статья определяется без применения каког-либо формализованного подхода.
4. При разработке прогнозной отчетности прежде всего оставляется прогнозный вариант отчета о прибылях и убытках, поскольку в этом случае рассчитывается прибыль, являющаяся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса.
5. При прогнозировании баланса рассчитываются прежде всего ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей , то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей, а именно: чаще всего выявляется потребность во внешних источниках финансирования.
6. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор наилучшего из них и использование в дальнейшем в качестве ориентира делаются уже с помощью неформализованных критериев.
Описанный метод основан на предположении, что
а) значения большинства статей баланса и отчета о прибылях и убытках изменяются прямо пропорционально объему реализации,
и б) сложившиеся в компании уровни пропорционально меняющихся балансовых статей и соотношения между ними оптимальны.
Формализованные модели финансового планирования подвергаются критике по двум основным моментам:
- в ходе моделирования могут, а фактически и должны быть разработаны несколько вариантов планов, причем формализованными критериями невозможно определить, какой из них лучше;
- любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимосвязи между экономическими показателями.
На самом деле оба эти тезиса вряд ли имеют негативный оттенок; они лишь указывают на то, что жестко предопределенных и однозначных решений в плановой работе не может быть в принципе.
На этой особенности планирования вообще и финансового в частности постоянно акцентируют внимание ведущие российские и западные специалисты. Желая подчеркнуть важность тезиса о принципиальной невозможности "объять необъятное" при детализирование плановой работы и получить однозначные формализованные ориентиры и оценки планового характера, известные западные ученые Р.Брейли и С.Майерс (не без доли юмора) сформулировали некий закон:
- Аксиома. Набор нерешенных проблем бесконечен.
- Аксиома. Количество нерешенных проблем, которые отдельный человек способен держать в голове в данный момент, ограничено десятью.
- Закон. Следовательно, в любой области всегда будут существовать некие 10 проблем, которые можно обсуждать, но которые не имеют формализованного решения.
Именно поэтому плановая работа не должна сводиться к банальному стремлению рассчитать некоторые четко и однозначно определяемые плановые ориентиры, поскольку это недостижимо.
Планирование - один из краеугольных элементов философии научно обоснованного управления деятельностью любой более или менее сложной экономической системы, а, следовательно, его сущность, роль и предназначение гораздо шире, нежели простой расчет и утверждение в качестве ориентиров ряда количественных показателей. В этом смысле важен не столько план сам по себе, сколько собственно процесс планирования, неизбежно имеющий место в любом рационально функционирующем предприятии и осознанно применяемый для координации и оптимизации его деятельности.