Тема 7. Контроль за реализацией экономической стратегии
1. Сущность, значение контроля за реализацией стратегии.
2. Виды стратегического контроля.
3. Стратегические карты и методика их построения.
4. Система сбалансированных показателей.
Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных работ, осуществляемых в следующей последовательности:
1. Определение параметров, подлежащих оценке, или сферы контроля.
2. Разработка критериев эффективности или точного определения целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Критерии эффективности, используемые для оценки хода реализации стратегии, представляют собой количественное представление стратегических целей. В системе контроля критерии эффективности разрабатываются для оценки не только конечных, но и промежуточных результатов. Критерии эффективности выступают стандартом, по отношению к которому оценивается реализация стратегии. На данном этапе устанавливается также величина допустимого отклонения от выбранного критерия эффективности.
3. Оценка результатов функционирования за обозначенный период.
4. Сопоставление фактических результатов функционирования с установленными критериями эффективности. Выявление размеров отклонений, оценка их допустимости.
5. Выработка корректирующих воздействий в случае, если отклонения больше допустимых, т.е. выявление причин отклонений и путей их устранения. Система контроля может указать на необходимость пересмотра самих планов и критериев эффективности (например, поставленные цели могут оказаться излишне оптимистичными).
В управлении предприятием различают три типа контроля: стратегический (результаты функционирования более чем за год), тактический (6–12 месяцев), операционный (до 6 месяцев), т.е. наряду с иерархией стратегий существует и иерархия контроля.
Показатели эффективности предназначены для количественного измерения эффективности деятельности организации. Показатели эффективности позволяют измерять эффективность функционирования деловых процессов, количественно измерить, насколько увеличивается эффективность деловых процессов после реализации предлагаемых изменений.
Система показателей эффективности применяется на различных уровнях организационной структуры организации: начиная со стратегического менеджмента и заканчивая отдельными технологическими операциями.
Среди основных направлений использования показателей эффективности следует особо выделить:
1. Ежедневное принятие управленческих решений. При подготовке решения показатели эффективности позволяют сравнивать альтернативы.
2. Планирование совершенствования деловых процессов. Показатели эффективности позволяют увидеть, насколько улучшится эффективность делового процесса в результате реализации предлагаемых изменений.
3. Идентификация и устранение операций, не добавляющих стоимость. Показатели эффективности позволяют выявить операции в деловых процессах, у которых соотношение "эффективность – затраты" является неудовлетворительным.
Выбор показателей для стратегического контроля является сам по себе задачей стратегического значения, так как от этого будет зависеть оценка успешности выполнения стратегии.
При выборе показателей для стратегического контроля руководство должно расставить их приоритеты, для того чтобы суметь сделать однозначный вывод в том случае, если одни показатели говорят о том, что есть проблемы при реализации выбранной стратегии, а другие говорят, что все идет отлично.
Кроме того, при установлении показателей стратегического контроля руководство должно установить субординацию временных предпочтений. Субординация должна отражать общее стратегическое отношение организации к долгосрочному и краткосрочному взглядам на эффективность.
Также при установлении показателей стратегического контроля важно отразить в структуре этих показателей структуру интересов отдельных групп влияния.
Показатели соответствия стандартам устанавливают соответствие качества продуктов и процессов соответствующим нормам.
Показатели, характеризующие соответствие деловых процессов целям организации, фокусируются на взаимодействии участников делового процесса, а также на том, в какой степени это взаимодействие позволяет обеспечить достижение целей делового процесса.
Показатели времени процесса связаны с производственным циклом, пропускной способностью и чувствительностью.
Показатели стоимости процесса связаны с расходованием ресурсов в рамках процесса производства продуктов и услуг.
Показатели эффективности делового процесса – это характеристики этого процесса. Для указанных характеристик делового процесса должны выполняться следующие условия:
- Связь со стратегией. Отказ от показателей, не влияющих на реализацию стратегии и не зависящих от нее.
- Показатели эффективности делового процесса должны быть количественно измеряемы, т.е. для показателя эффективности имеется возможность определить а) единицу измерения; б) базовое значение, которое принимает эта характеристика в настоящее время; в) целевое значение, которое эта характеристика должна принимать в будущем.
- Показатели эффективности должны быть доступны к исчислению и интерпретации (не предполагать двойного толкования).
- Показатели эффективности делового процесса адекватно отражают условия контекста, в которых этот процесс функционирует, т.е. эти характеристики через соответствующие методы связаны с обобщенной целью процесса, ключевыми факторами успеха, участниками процесса, метриками эффективности и т.п.
- Показатели эффективности должны быть непротиворечивы.
- Показатели эффективности должны быть сбалансированы (не должны предполагать улучшение одного праметра за счет ухудшения прочих)
Существует четыре возможных подхода к построению систем контроля.
Первая система — это система контроля на основе рыночных показателей функционирования фирмы.