Малые нучно-инновационные предприятиятия
Среди всех инновационно ориентированных предприятий в отдельную категорию следует выделить малые научно-инновационные предприятия (МНИП). Они являются наиболее «хрупкими» хозяйственными образованиями, но при этом именно им принадлежит ведущая роль в инновационном развитии мировой экономики.
Цель создания МНИПов коммерциализация принципиально новой технологии, которая обладает высоким потенциалом для формирования нового сегмента рынка, либо является революционно новым способом производства товаров/услуг (радикальных инноваций, приносящих максимально высокую интеллектуальную ренту).
Производственная специализация начальные стадии НИОКР, не требующие значительного начального капитала. Противовес крупным компаниям, ориентированным на капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств.
«Материнская ветвь» лаборатории и отделы научных организаций.
Учредителиученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся к получению интеллектуальной ренты от воплощения в жизнь результатов исследований.
СТАРТА́П-КОМПА́НИИ
В англоязычном варианте понятие МНИПадекватностарта́п-компа́нии или старта́пу (от англ. start-up – запускать).
Стартап это только что созданная компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий.
Разновидность стартапов спин-офф компании (academic spin-offs), создаваемые на базе университетских научных разработок. Как правило, они небольшие (2 – 5 человек). И даже после 5 лет работы в их штате чаще всего насчитывается менее 10 сотрудников, а их годовой оборот не превышает 1 млн. долларов.
История стартапов связана с Кремниевой Долиной, где выпускники Стэнфорда Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард основали первый стартап, ставший потом крупнейшей корпорацией.
Классические примеры компаний, начинавших состартапов: Microsoft (1975), Apple Computer inc. (1976), Google (1998).
ИНКУБИРОВАНИЕ СТАРТА́ПОВ
Этот механизм поддержки в развитых странах мира поставлен на высокий системный уровень. При этом многое зависит от самих учредителей стартапа.
Три важнейшие составляющие
успеха стартап-проекта:
Идея. 2. Профессионализм и энтузиазм учредителей. 3. Капитал
Но даже в этом случае, только один из десяти стартапов добивается успеха.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ СТАРТАПА
1. Посевная стадия. Изучается конъюнктура рынка, составляется перспективный план развития, готовится техническое задание, создается и тестируется прототип, идет поиск первых инвесторов и подготовка проекта к запуску.
2. Стадия запуска. Это решающая стадия развития. На ней происходит ввод проекта в эксплуатацию или продукта в производство. Начинается работа с первыми клиентами.
3. Стадия роста. Стартап стабилизирует свою экономическую деятельность и занимает на рынке производственную нишу, которая была им намечена в бизнес-плане.
4. Стадия расширения. Стартап уже полностью или в основном достиг целей бизнес-плана и начинает расширять границы рынка за счет завоевания других перспективных сегментов
5. Стадия выхода. Первичная публичная продажа акций компании. Частичный или полный выход из бизнеса бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, принимавших участие в проекте.
Выход может происходить через полную продажу компании стратегическим инвесторам или через размещение ее акций на бирже.