Её научно-технической политики.
В одном случае, для достижения технологического лидерства используется политика, ориентированная на выполнение научно-технических программ(США, Великобритания, Франция), для которой характерны широкие фундаментальные исследования, осуществление крупных проектов общенационального значения, большое число крупных корпораций, опирающихся на результаты масштабных НИОКР, общий высокий уровень научно-технического развития.
В другом - политика, ориентированная на распространение научно-технических знаний (первоначально Япония, Германия, Южная Корея, Китай). В значительной мере она направлена на повышение способности фирм осваивать новые технологии, ускоренное распространение технологических инноваций в промышленности. Главное внимание в ней уделяется не разработке самых передовых технологий, а развитию инновационной инфраструктуры, возможности быстрого внедрения и использования инноваций
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР
Страна | Источник финансирования, % | ||
Гос. бюджет | Корпорации | Университеты | |
США | |||
Германия | |||
Франция | |||
Аргентина | |||
Беларусь |
Источник: Беларусь и страны мира. Статистический сборник. 2016
Беларусь (иной статистический источник)
Собственные средства | Бюджет РБ | Внебюджетные фонды | ПИИ, включая кредиты | Другие организации |
12,7 % | 45,1 % | 6,9 % | 12,5% | 22,8 % |
Источник: Статистический ежегодник РБ. 2016
ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ФИНАНСИРОВАНИИ НИОКР
I. Корпорации проводят исследования в неоптимальном для общества объеме. Кроме того они не способны к быстрой концентрации капитала и научного потенциала на важнейших направлениях НТП. В условиях постоянно растущих затрат на НИОКРэто ведет к «провалам рынка». В результате государство должно компенсировать возникающие диспропорции из бюджета.
II. Фундаментальные исследования располагают позитивной косвенной составляющей имеющей важнейшее значение для развития общества:
Ø благодаря диффузии ученых, обладающих знанием высшей категории, происходит трансфер неформализованного знания в учебную и производственную среды.
Ø социальный доход от инвестиций в НИОКР вдвое превышает частный. При этом рентабельность фундаментальных исследований оценивается в 30% годовых.
Ø до 10 % промышленных инноваций вообще бы не существовало при отсутствии фундаментальных исследований.
Граничные условия ГЧП в финансировании НИОКР
Формы участия государства в финансировании НИОКР
Субсидирование
(прямое стимулирование)
Льготирование
(косвенное стимулирование)
Применение льгот по сравнению с субсидиями и займами является более предпочтительным.
Во-первых, налоговые льготы предполагают меньшее вмешательство со стороны государства в экономическую жизнь предприятия.
Во-вторых, они поощряют уже овеществленные действия, а субсидии – только те, которые еще предстоит осуществить.
В США, например, существует более 100 видов льгот и скидок для банковских и корпоративных структур, направленных на привлечение инвестиций в НИОКР.
Основные подходы к государственному финансированию НИОКР:
Принцип комплементарности.
Приоритет имеют работы, направленные на заполнение пробелов в технико-технологическом развитии страны.
Принцип поддержки предконкурентных исследований и разработок.
Государство субсидирует только создание
а)общедоступного научно-технического продукта, рассчитанного на одновременное внимание многих производителей, которые будут доводить его до потре-бительской кондиции, не нарушая, при этом, рыночного равновесия;
б)производственных технологических процессов.
Альтернативой государственному финансированию НИОКР служит МНТС