Решение №5 : Событие, а не склад
Сергей Лоханов: «Недавно был в Плесе, посетил музей Левитана. Экскурсовод великолепно рассказывал про картины, что изображено и почему, как жил художник, вспоминал интересные моменты из его биографии. Но это всего лишь двухэтажный домик, где выставлено порядка 15 картин. Вопрос – что заставит меня второй раз посетить этот музей? Ответ – ничего. К сожалению, многие наши музеи занимаются банальным стяжательством - собирают тысячи экспонатов, большинство из которых пылится в подвалах и редко выставляется для показа. Для того, чтобы я захотел вернуться в музей второй раз мне интересно новое оригинальное событие, которое было бы непохоже на предыдущее и какой-то интересный сувенир на память. Музей – это всего лишь красивая оболочка для организации интересных событий (ивентов). Наша задача – сформировать устойчивый денежный поток от наших клиентов, состоящий из двух частей: оплата за какое-то событие и оплата какой-то покупки на выходе. В этой логике я вижу три направления:
1. Организация тренингов и/или стратегических сессий для компаний. Сегодня сотни тренинговых компаний и консультантов предлагают свои услуги по организации обучений (нужно составить базу данных и обзвонить/отписаться). Музей – это замечательная площадка (в отличие от конференц-залов отелей). Ключевые условия – удобная мебель, проектор и флип-чарт (можно арендовать) и хороший Интернет.
2. Организация ивентов. На рынке также масса компаний, организующих различные корпоративные мероприятия. Думаю, что в процессе обсуждений с ними возникнут интересные идеи.
3. Реализация хорошей уникальной сувенирки на данных мероприятиях – взаимодействие с несколькими сувенирными компаниями и, возможно, книжными магазинами.
Другие идеи:
4. Следующее направление – гранты. Нужно держать нос по ветру относительно всевозможных конкурсов федералов, а также различных организаций (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также разного рода европейские агентства, которые просто жаждут пристроить свои средства на очередное исследование по влиянию предпринимательства начала 1990-х на становление демократии в России).
5. Коллекционеры. Возможно, интересно раз в неделю организовывать сбор любителей старины, которые захотят продать или купить что-нибудь раритетное. Обстановка музея будет к этому располагать. Выгода для музея – стоимость входа. Дополнительно я бы выделил некоторую сумму для оборота коллекционных вещей (купля-продажа), чтобы музей сам мог выставлять интересные экспонаты для продажи или покупать что-то на будущее также для продажи.
6. В кейсе не описана система продаж и маркетинга в музее, но, думаю, здесь есть, что подправить. Пригласите хорошего специалиста по маркетингу, чтобы он бесплатно помог вам найти новые идеи/каналы продаж. С него никаких затрат, но зато хорошее вложение в репутацию (можете повесить его большое фото на входе). Я бы также подумал о вирусном маркетинге (вбросить в СМИ какую-нибудь «утку» и обязательно дать опровержение, например, раз в неделю появляется привидение какого-нибудь купца и советует женщинам, куда лучше всего вложить свободные средства). Это позволит на ровном месте увеличить поток посетителей. Нужно также привлечь консультанта.
7. Можно предоставлять помещения для съемок фильмов/рекламы (пообщайтесь с киностудиями и рекламными агентствами).
8. Где-то читал, как какой-то британский студент по Интернету «распродал» свой монитор. Он «нарезал» его по кусочкам и «распродал», т.е. все желающие присылали ему небольшие деньги и могли в он-лайне посмотреть, как на его мониторе появился кусочек с их фамилией. Продайте одну из своих стен за один млн. руб. («нарежьте» ее на фрагменты и предложите бизнесу выкупить). Здесь будет и игра, и конкуренция».
Решение № 6 :Точка зрения
Дарья Захарова: «Из текста следует, что продукт музея – большое количество интересных экспонатов, коллекция пополняемая, есть клуб потомков (но неизвестно, как они участвуют в жизни музея), библиотека. В таком музее хотелось бы видеть: читальный зал с литературой разных лет, также современной деловой; хорошо оборудованный зал для проведения каких-либо деловых мероприятий или встреч (особенно для студентов, они часто проводят различные тематические встречи, это можно было бы делать в помещении музея); сайт обновить, перевести на английский язык (как минимум), еще больше наполнить информацией, изменить дизайн. Сейчас нет ощущения связи с современностью, как будто это музей-квартира кого-нибудь из меценатов. Можно добавить электронные версии некоторых книг, форум, где обсуждались бы прошедшие мероприятия музея, более подробно анонсировались бы события; кафетерий или место, где можно попить чай, обсудить увиденное/услышанное.
Еще хотелось бы видеть другой логотип, более современный.
Стоимость входа 50 руб. низкая для музея, у которого есть проблемы с оплатой аренды. В данном случае можно было бы разделить посетителей на группы с разной стоимостью билетов, как например: школьники, студенты, льготные группы граждан; все прочие посетители. Конечно, хорошо, что всего за 50 руб. можно увидеть так много, но, вспоминая о том, сколько стоит посмотреть экспозиции современного искусства (несколько предметов на всю выставку), сразу хочется повысить стоимость входа в данный музей, ведь это большое тематическое собрание. Как вариант можно создать группу вконтакте и/или на фейсбуке, твиттере и добавившимся в друзья группы делать скидки на вход, какие-то привилегии. В таких же сетях нужно обновлять новости хотя бы раз в месяц с сообщением о событиях. Новости появляются у тех, кто в друзьях группы, тем самым привлекая новых посетителей.
Считаю неправильным определение целевых посетителей. Я бы не включала в целевую аудиторию детей. Конечно, они могут посещать музей, но цель - это в первую очередь: студенты; предприниматели; прочие интересующиеся менеджеры и бизнесмены; иностранцы. На школьников, детей ставить акцент не нужно, особенно на проведение детских праздников. Это автоматически приводит музей к формату детского сада, подсознательно сигнализирует о детскости этого места. Воскресные лекции для взрослых и детей тоже считаю неправильным позиционированием. Данная тематика, на мой взгляд, не так интересна самим детям, но позиционирование «для детей и взрослых» натолкнет взрослых (студентов, например) на мысль, что данное мероприятие проводится для родителей с детьми.
Да, семейный бизнес и семья предпринимателя – темы, затрагивающие проблемы отцов и детей, отношений в семье, но целевая аудитория этих лекций – не маленькие дети. Это больше тема психологии, она была бы интересна ученикам психологических факультетов, заинтересованных в таких проблемах и примерах их решения в истории. То есть кроме экономистов, можно заинтересовывать и психологов, тоже полезно. Я думаю, что данный музей был бы отличным местом для проведения каких-либо регулярных (в выделенный день или, например, в какой-то период) благотворительных акций, сбор средств и т.д. Можно было бы связаться с волонтерскими организациями для совместной работы. Это была бы прямая связь с тематикой музея, полезно для общества. Люди, которым интересна тема помощи, всегда бы знали, что в этом музее они могут поучаствовать в деле благотворительности. Нужно повысить узнаваемость музея тем, что хотя бы раз в год размещать в институтах красивые листовки с приглашением в музей. Уверена, многие даже и не знают про этот музей, а в институте все объявления на виду, привлекают внимание. Экскурсии «Управление и маркетинг», «Личные финансы» вообще отлично бы подошли как обязательная программа для посещения в школах при экономических вузах, в самих вузах тоже. Рядом расположенный РЭУ им. Г.В. Плеханова – отличный вариант для начала «внедрения в учебные заведения».
Также повысить узнаваемость можно участием в ночи музеев, если есть такая возможность. Даже если человек не посетит музей, он хотя бы узнает о его существовании из буклета ночи музеев. Я выделила в целевую группу иностранцев, потому что столкнулась с такой проблемой: когда приезжают иностранцы на бизнес встречи, хочется показать им в свободное время что-то тематическое, деловое, но при этом интересное. В данном случае этот музей был бы отличным вариантом. Тем более, находится он почти в центре. И про еще одну целевую группу. Я думаю, большой интерес вызовет музей у молодых предпринимателей, менеджеров среднего звена и бизнесменов, заинтересованных в истории. Данный музей мог бы организовывать такие мероприятия, как мастер-классы, встречи, литературные презентации, обсуждения. Было бы интересно видеть экскурсоводов в деловых костюмах».