Влияние культуры на экономику: Самые популярные музеи мира как часть индустрии развлечений
Влияние культуры на экономику: Самые популярные музеи мира как часть индустрии развлечений
Особенно это касается музеев больших городов и курортных регионов, потому что именно им придётся реагировать в первую очередь.
Повод поговорить на эту тему в очередной раз возник буквально на днях.
IAAPA ATTRACTIONS EXPO 2013
С 17 по 22 ноября во Флориде (США) проходила международная выставка IAAPA ATTRACTIONS EXPO 2013. Это одно из важнейших событий мировой индустрии развлечений, которое оказывает большое влияние на рынок в целом.
IAAPA – Международная ассоциация парков развлечений и аттракционов – это крупнейшее мировое объединение постоянно действующих развлекательных учреждений из 97 стран. В настоящее время в ассоциации представлены более 4,3 тыс. объектов. Это парки развлечений, тематические парки, семейные развлекательные центры, музеи и научные центры, аквапарки и курорты, зоопарки и аквариумы, а также производители оборудования и всевозможных сервисов для индустрии.
В упомянутой выставке приняли участие более 26 тыс. человек, в том числе - представители ключевых игроков рынка из более 100 стран. Совместно они оказывают огромное влияние на управление туристическим потоком и соответственно, на монетизацию этого трафика.
Так вот в программе этого представительного события был целый блок мероприятий, посвященный музеям и научным центрам (они объединены в одну категорию). В частности, в рамках образовательной программы выставки был организован ряд семинаров, названия которых говорят сами за себя: «Управление брендом для музеев и научных центров», «Стратегия и инструменты продвижения в социальных медиа», «Подгонка вашего музея или научного центра под запросы детей», «Музеи и научные центры: новые тенденции в дизайне аттракционов», и др.
Т.е., музею пытаются помочь лучше удовлетворить запросы публики. Растущее направление в музейной работе – это создание инструментов для того, чтобы каждый посетитель мог получить какой-то индивидуальный опыт, учитывающий его потребности.
На аналогичной выставке, состоявшейся в ноябре 2012 г., музейной проблематике был посвящен целый день. Особо следует отметить две презентации. В первой речь шла о новых трендах и инновациях в создании экспозиций. Были представлены наиболее яркие мировые проекты за последний год. На второй говорили об инструментах анализа и измерения музейной деятельности с точки зрения ведения бизнеса и влияния на аудиторию.
В общем, музейная тематика представлена очень достойно и постоянно развивается.
О том, что это не случайность, говорит ещё один факт. В 2012 г. анализ посещаемости музеев и основные факторы, влияющие на её рост, впервые были включены в Global Attractions Attendance Report (GAAR) - ежегодный отчет, который совместно готовят две влиятельные аналитические группы - Themed Entertainment Association (TEA) и AECOM.
Данный отчет ранее был посвящен исключительно анализу парков развлечений и аквапарков. В отчете за 2012 г. подчеркнуто, что отныне в нем будут представлены и музеи. В нём же был опубликован рейтинг наиболее посещаемых музеев мира, а также отдельные рейтинги по трём ключевым рынкам – Северной Америке, Европе и Азии. Именно на этот отчет ссылались мировые СМИ, рассказывая о популярности музеев.
Этот документ достаточно интересен, остановимся на нём более подробно.
Топ-20 музеев мира
№ | Музей | Местонахождение | Посещаемость | Вход |
Лувр | Париж, Франция | 9 720 000 | Платный | |
Национальный музей природы | Вашингтон, США | 7 600 000 | Свободный | |
Национальный аэрокосмический музей | Вашингтон, США | 6 800 000 | Свободный | |
Музей искусств Metropolitan | Нью-Йорк, США | 6 116 000 | Платный | |
Британский музей | Лондон, Великобритания | 5 576 000 | Свободный | |
Галерея современного искусства Tate | Лондон, Великобритания | 5 319 000 | Свободный | |
Национальная галерея | Лондон, Великобритания | 5 164 000 | Свободный | |
Музеи Ватикана | Ватикан | 5 065 000 | Платный | |
Американский музей природы | Нью-Йорк, США | 5 000 000 | Платный | |
Музей Природы | Лондон, Великобритания | 4 936 000 | Свободный | |
Национальный музей истории Америки | Вашингтон, США | 4 800 000 | Свободный | |
Императорский дворец-музей | Тайбэй, Тайвань | 4 361 000 | Платный | |
Национальная галерея искусств | Вашингтон, США | 4 200 000 | Свободный | |
Национальный музей Китая | Пекин, Китай | 4 100 000 | Свободный | |
Центр Помпиду | Париж, Франция | 3 800 000 | Платный | |
Музей Орсе | Париж, Франция | 3 579 000 | Платный | |
Музей Виктории и Альберта | Лондон, Великобритания | 3 232 000 | Свободный | |
Национальный музей Кореи | Сеул, Республика Корея | 3 128 000 | Свободный | |
Геологический музей Китая | Пекин, Китай | 3 000 000 | Платный | |
Музей Науки (Южный Кенсингтон) | Лондон, Великобритания | 2 990 000 | Свободный |
В Европе во многих музеях свободный вход, что способствует росту посещаемости. Государственная политика Великобритании относительно того, что в государственных музеях должен быть бесплатный вход, позволила им доминировать в списке самых популярных. Музей Виктории и Альберта в Лондоне в 2012 г. имел самую высокую посещаемость за всю историю, благодаря проведению нескольких специальных выставок-блокбастеров, посвященных дизайну. Среди них – британский дизайн, выставка костюмов Голливуда и выставка британских бальных платьев.
Причиной всплеска посещаемости также были существенные обновления музеев: открытие новых выставок или целых крыльев. В Лувре отрылось крыло исламского искусства. А реконструкция стоимостью 47 млн. фунтов позволила Национальному музею Шотландии увеличить посещаемость в три раза.
Топ-20 музеев Европы
№ | Музей | Местонахождение | Посещаемость | Вход |
Лувр | Париж, Франция | 9 720 000 | Платный | |
Британский музей | Лондон, Великобритания | 5 576 000 | Свободный | |
Галерея современного искусства Tate | Лондон, Великобритания | 5 319 000 | Свободный | |
Национальная галерея | Лондон, Великобритания | 5 164 000 | Свободный | |
Музеи Ватикана | Ватикан | 5 065 000 | Платный | |
Музей Природы | Лондон, Великобритания | 4 936 000 | Свободный | |
Центр Помпиду | Париж, Франция | 3 800 000 | Платный | |
Музей Орсе | Париж, Франция | 3 579 000 | Платный | |
Музей Виктории и Альберта | Лондон, Великобритания | 3 232 000 | Свободный | |
Музей Науки (Южный Кенсингтон) | Лондон, Великобритания | 2 990 000 | Свободный | |
Государственный Эрмитаж | Санкт-Петербург, Россия | 2 882 000 | Платный | |
Национальный музей Прадо | Мадрид, Испания | 2 830 000 | Платный | |
Городок науки и промышленности | Париж, Франция | 2 641 000 | Платный | |
Музей королевы Софии | Мадрид, Испания | 2 572 000 | Платный | |
Тауэр | Лондон, Великобритания | 2 444 000 | Платный | |
Национальная портретная галерея | Лондон, Великобритания | 2 097 000 | Свободный | |
Национальный музей Шотландии | Эдинбург, Шотландия | 1 894 000 | Свободный | |
Галерея Уффици | Флоренция, Италия | 1 769 000 | Платный | |
Галерея британского искусства Тэйт | Лондон, Великобритания | 1 534 000 | Свободный | |
Третьяковская галерея | Москва, Россия | 1 492 000 | Платный |
Китай планирует построить 1000 новых музеев в течение ближайших 10 лет и к 2020 году довести их посещаемость до 1 млрд. человек в год. Китайское правительство недавно приняло закон, согласно которому вход в музеи в стране будет бесплатным. Музеи медленно развиваются от простой демонстрации древностей в заведения с более клиент-ориентированными, интерактивными выставками, что позволяет использование технологий.
Лидирующие художественные музеи также собирают мощный поток туристов. Часть крупнейших музеев Северной Америки являются бесплатными и входят в состав Smithsonian Institution.
Крупнейшие музеи Нью-Йорка, включая Американский природоведческий музей, Метрополитен и MoMA, привлекают массу иностранных посетителей.
Обновления и новые выставки остаются важным фактором. Например, размещение шаттла Endeavor помогло Калифорнийскому научному центру увеличить в прошлом году посещаемость до 2 млн. человек.
Музеи являются влиятельными генераторами культурного капитала. Общины и избираемые должностные лица (в городах, где проводилось исследование) рассматривают музеи как способ оживить прилегающие территории. Исследования подтверждают их социальный и экономический эффект.
Исследование зафиксировало прямую связь между успехами культуры и искусств с одной стороны, и региональными экономическими успехами с другой. Было обнаружено, что музеи являются локомотивами экономического развития и ревитализации местных сообществ способом, который выходит далеко за рамки оценки обычного экономического эффекта.
Музеи поддерживают креативные индустрии и играют большую роль, помогая городам привлечь хорошо образованную рабочую силу – «креативный класс», и те виды бизнеса, в которых эти люди заняты.
Связь между экономикой и музеями подчеркивают многие современные исследования. В книге «Экономика Уорхола: Как мода, искусство и музыка развивали Нью-Йорк» Элизабет Керрид отмечает, что индустрия культуры и искусств, четвертая по числу занятых в Нью-Йорке, является конкурентным преимуществом города и играет значительно большую роль в поддержке местной экономики, чем финансовая индустрия.
В отчете приведена цитата из World Culture Report 2012: «Выдающиеся возможности культуры и экономические успехи все больше выглядят взаимосвязанными. Города с исторически сильным культурным спектром, такие как Лондон, Париж, Нью-Йорк, рассматривают культуру как жизненно важную часть их экономического усиления. Во-первых, коммерческие формы культуры – креативные индустрии – составляют значительную и растущую часть экономики больших городов. Бросая вызов другим секторам экономики, креативные индустрии являются большим источником рабочих мест, продукции на экспорт и поступлений от налогов, что должны понимать лица, формирующие политику в обоих секторах - и в культуре, и в экономике. Второй вклад культуры в городскую экономику, если уж на то пошло, более фундаментальный. Культура во всем разнообразии её форм является центром того, что делает город притягательным для образованных людей и, следовательно, для бизнесов, в которых они заняты. В глобальной «экономике знаний» наличие хорошо образованной рабочей силы – это ключ к успеху. Богатая и живая культура таким образом становится прямым источником экономического успеха».
Если бы я был CEO такого музея, то я бы переформатировал традиционный взгляд на музей, как на большой склад, по которому проводят экскурсии, а стал бы его рассматривать как центр предпринимательской культуры. Я бы пригласил туда бизнес-тренеров, пусть проводят в тематических залах тематические семинары и тренинги.
Еще, я бы написал письма всем олигархам из ТОП 100 FORBES, поставил эти письма в рамки, указав, кто, как и чем из сегодняшних Купцов реально откликнулся. Ну и третье, раз в две недели я бы делал закрытые пресс-пати для журналистов деловых изданий. Первая и третья пятница месяца, после 18 часов все посетители уходят, вход только акредитванным журналистам (типа ночи музеев). Ставил бы им ведро чаю, и пусть до 21 часа общаются между собой. А после того, как они пропиарят это пресс-пати, сделал бы то же самое, но во вторую и четвертую пятницу и уже за какие-то значимые деньги для гостей (при этом круг аккредитованных можно мало-мало урезать). Повторюсь - главное, перестать смотреть на музей советскими глазами».
Предоставление площадей в аренду, в том числе для проведения многочисленных предпринимательских и стартап событий. Многие мероприятия проходят в будние дни вечером, поэтому здесь не будет конкуренции с другими программами музея, которые в основном должны проводиться в выходные дни; продажа связанной продукции, также через интернет-магазин (литература, вещи, связанные со знаменитыми предпринимателями и меценатами); небольшое кафе, если позволяют площади. Хотя бы поставить хорошую кофе-машину и добавить снеки (малозатратно, мало места, просто и прибыльно). Просто необходимо, если устраивать лекторий; гранты, конкурсы: 1. «Меняющийся музей в меняющемся мире». 2. Конкурс грантов для музеев и библиотек EMC Heritage Project.
Финансовый менеджмент: Необходимо переходить от системы «что вышло, то вышло» к постановке финансовых целей, стратегии их достижения и регулярной обратной связи. Должно быть понятно, какие продукты и какие объемы продаж позволят достигнуть финансовых целей, насколько эти цели выполнимы. Ежемесячно отслеживать финансовые результаты, и корректировать стратегию.
Финансовый анализ: Издержки – предположим, около 350 тыс. руб. (включая аренду и зпл ключевых сотрудников). Могут возрасти с внедрением новых программ, но не должно быть существенного увеличения – предположим до 500 тыс. руб.
Целевая выручка – 1 млн руб. Базовый расчет необходимого уровня цен и загрузки музея: при средней цене на билет в 1000 руб., нужно 1000 посещений в месяц. Учитывая, что львиная аудитория платежеспособной аудитории приходит в выходные (80-90%), это должно быть 100 человек за один выходной. Это 10 сеансов, группы по 15-20 человек (с учетом не 100% загрузки по сеансам и по группам).
Расширить аудиторию: Новая аудитория: основной фокус на платежеспособной аудитории с интересом к предпринимательству и бизнесу.
Деловая аудитория: Удобные часы посещения (СБ и ВСКР обязательно, с 12 до 22.00. В будни можно работать два дня в неделю, несколько часов); маркетинг на целевую аудиторию; продвижение на целевых сайтах, в путеводителях, журналах, блогах (через тематические статьи об истории предпринимательства и личностях, а не прямая реклама музея); маркетинг отдельных программ (во вторую очередь самого музея). Успешный пример –
«Бункер-42»; продукт: тематика, интересная современным предпринимателям; иностранная аудитория: история бизнеса в России может быть интересна иностранцам (в первую очередь, долго живущим или работающим в России, нежели туристам). Перевести все названия на английский язык. Сайт на английском. Аудиогиды на русском и английском.
Текущая аудитория: Школьная и студенческая аудитории: познавательные программы по истории и предпринимательству могут быть интересны для молодежи. Данная аудитория может быть интересна с точки зрения социальной значимости музея. Минус – низкая платежеспособность. Семейная аудитория: данная аудитория не может рассматриваться как целевая с учетом тематики музея. Скорее, это случайные клиенты.
Найти новых партнеров: Партнерство с организациями, которые могут привлечь целевую аудиторию и сделать привлекательный продукт. В частности, бизнес-инкубаторами и клубами, передовыми музеями (в т.ч. международными), у которых можно перенимать опыт и делать совместные программы. Сообщество стартаперов, бизнес-молодежь. Вести совместные проекты: индивидуальные консультации для бизнеса, бизнес-уроки.
Быть «модным» местом: Попасть в тренд «Стартап», который сейчас очень популярен. Показать все на примере дореволюционных предпринимателей.
Продукт: Интерактивные и игровые программы. В музеи давно уже не ходят только смотреть экспонаты под стеклом. Самые успешные музеи одновременно образовывают и развлекают. Примеры в мире: у Таганки
«Бункер-42», Лекторий Политехнического музея, особенно на волне популярности предпринимательства и стартапов среди молодежи. Можно перевести опыт дореволюционных предпринимателей на современный бизнес-язык: например, как они решали наиболее актуальные задачи, как наращивали бизнес, почему было так популярно меценатство, взаимодействие с властью, параллели с современным бизнесом, и отличия, и т.д. Плюс – продукт может продаваться одновременно большому количеству участников (до 50-100 человек, в зависимости от помещения), тогда как интерактив предполагает не более 15-20 участников. К тому же, лекции – как правило, серийный, а не единичный продукт. Можно продавать не только одну лекцию, а целую серию или даже годовое членство. Минус – нужно обустраивать часть помещения под лекторий. Но можно обойтись минимумом инвестиций – стулья и экран. Продвижение лектория наиболее эффективно делать в партнерстве с успешными бизнес-инкубаторами и предпринимательскими сообществами, через тематические сайты, доказавшие свою эффективность. Также предпринимательские встречи и лекции с приглашенными гостями – популярный сейчас формат. Консультации для частных лиц при поиске и приобретении экспонатов. Плюс – это работа на самую платежеспособную аудиторию (коллекционеры, инвесторы). Минус – сложный маркетинг самого продукта и выход на целевую аудиторию.
Производство: Необходимые условия производства вышеобозначенных продуктов: сотрудники с новым мышлением (ключевая составляющая успеха), сервис музея (общение с посетителями, начиная со звонка по телефону, встречи посетителей на входе, ответы на вопросы, кафе, туалеты, кресла и т.п.), партнерство».
Решение № 4: Реклама
Андрей Куренков: «Считаю решение одновременно простым и не очень. 1). Надо давать по возможности рекламу на максимуме предпринимательских площадок в Интернете. 2). Неплохо было бы сотрудничать с сетевыми гостиницами и туристическими фирмами, смысл – ознакомление групп туристов, как иностранцев, так и из РФ, с историей русского предпринимательства (Российского). Самому музею в данный этап времени имело бы смысл быть видимо в статусе НКО – это позволяет решить проблемы, которые существуют – одновременно получая средства для возможного дальнейшего развития. 3). Так же есть возможность рекламы компаний спонсоров музея в его стенах, в том числе с помощью распространяемых открыток и другой печатной и Интернет-продукцией».
Решение № 6 :Точка зрения
Дарья Захарова: «Из текста следует, что продукт музея – большое количество интересных экспонатов, коллекция пополняемая, есть клуб потомков (но неизвестно, как они участвуют в жизни музея), библиотека. В таком музее хотелось бы видеть: читальный зал с литературой разных лет, также современной деловой; хорошо оборудованный зал для проведения каких-либо деловых мероприятий или встреч (особенно для студентов, они часто проводят различные тематические встречи, это можно было бы делать в помещении музея); сайт обновить, перевести на английский язык (как минимум), еще больше наполнить информацией, изменить дизайн. Сейчас нет ощущения связи с современностью, как будто это музей-квартира кого-нибудь из меценатов. Можно добавить электронные версии некоторых книг, форум, где обсуждались бы прошедшие мероприятия музея, более подробно анонсировались бы события; кафетерий или место, где можно попить чай, обсудить увиденное/услышанное.
Еще хотелось бы видеть другой логотип, более современный.
Стоимость входа 50 руб. низкая для музея, у которого есть проблемы с оплатой аренды. В данном случае можно было бы разделить посетителей на группы с разной стоимостью билетов, как например: школьники, студенты, льготные группы граждан; все прочие посетители. Конечно, хорошо, что всего за 50 руб. можно увидеть так много, но, вспоминая о том, сколько стоит посмотреть экспозиции современного искусства (несколько предметов на всю выставку), сразу хочется повысить стоимость входа в данный музей, ведь это большое тематическое собрание. Как вариант можно создать группу вконтакте и/или на фейсбуке, твиттере и добавившимся в друзья группы делать скидки на вход, какие-то привилегии. В таких же сетях нужно обновлять новости хотя бы раз в месяц с сообщением о событиях. Новости появляются у тех, кто в друзьях группы, тем самым привлекая новых посетителей.
Считаю неправильным определение целевых посетителей. Я бы не включала в целевую аудиторию детей. Конечно, они могут посещать музей, но цель - это в первую очередь: студенты; предприниматели; прочие интересующиеся менеджеры и бизнесмены; иностранцы. На школьников, детей ставить акцент не нужно, особенно на проведение детских праздников. Это автоматически приводит музей к формату детского сада, подсознательно сигнализирует о детскости этого места. Воскресные лекции для взрослых и детей тоже считаю неправильным позиционированием. Данная тематика, на мой взгляд, не так интересна самим детям, но позиционирование «для детей и взрослых» натолкнет взрослых (студентов, например) на мысль, что данное мероприятие проводится для родителей с детьми.
Да, семейный бизнес и семья предпринимателя – темы, затрагивающие проблемы отцов и детей, отношений в семье, но целевая аудитория этих лекций – не маленькие дети. Это больше тема психологии, она была бы интересна ученикам психологических факультетов, заинтересованных в таких проблемах и примерах их решения в истории. То есть кроме экономистов, можно заинтересовывать и психологов, тоже полезно. Я думаю, что данный музей был бы отличным местом для проведения каких-либо регулярных (в выделенный день или, например, в какой-то период) благотворительных акций, сбор средств и т.д. Можно было бы связаться с волонтерскими организациями для совместной работы. Это была бы прямая связь с тематикой музея, полезно для общества. Люди, которым интересна тема помощи, всегда бы знали, что в этом музее они могут поучаствовать в деле благотворительности. Нужно повысить узнаваемость музея тем, что хотя бы раз в год размещать в институтах красивые листовки с приглашением в музей. Уверена, многие даже и не знают про этот музей, а в институте все объявления на виду, привлекают внимание. Экскурсии «Управление и маркетинг», «Личные финансы» вообще отлично бы подошли как обязательная программа для посещения в школах при экономических вузах, в самих вузах тоже. Рядом расположенный РЭУ им. Г.В. Плеханова – отличный вариант для начала «внедрения в учебные заведения».
Также повысить узнаваемость можно участием в ночи музеев, если есть такая возможность. Даже если человек не посетит музей, он хотя бы узнает о его существовании из буклета ночи музеев. Я выделила в целевую группу иностранцев, потому что столкнулась с такой проблемой: когда приезжают иностранцы на бизнес встречи, хочется показать им в свободное время что-то тематическое, деловое, но при этом интересное. В данном случае этот музей был бы отличным вариантом. Тем более, находится он почти в центре. И про еще одну целевую группу. Я думаю, большой интерес вызовет музей у молодых предпринимателей, менеджеров среднего звена и бизнесменов, заинтересованных в истории. Данный музей мог бы организовывать такие мероприятия, как мастер-классы, встречи, литературные презентации, обсуждения. Было бы интересно видеть экскурсоводов в деловых костюмах».
Решение № 8: Эксперимент
Ольга Вепрецкая: «У музея очень неудобные часы работы для бизнес-среды. Вся бизнес-среда в это время работает. Что если музею попробовать на условное время (например, месяц) перенести рабочие часы музея на выходные дни и понаблюдать динамику?
Москва – очень популярный город для иностранных туристов. Многие приезжают сюда работать, потому что считают, что здесь реально можно заработать, так почему бы не сделать одну экскурсию на иностранном языке для групп туристов. Обзвонить те же турфирмы, которые занимаются въездным туризмом, и предложить такой нестандартный вид времяпрепровождения. Назвать экскурсию можно «Откуда берет начало русское предпринимательство» или что-то более интригующее, типа «Откуда в Москве столько денег?», «Как зарабатывали русские?».
А почему бы музею не предложить себя в качестве недорогой площадки для какой-нибудь тематической клиентской вечеринки. Ведь антураж музей самый что ни на есть исторический, можно придумать красивую легенду и отлично вписать концепцию ивента в стены старого музея. Тогда рекламировать новую площадку станет заботой маркетологов/продажников компании, которая организует мероприятие. Если это крупная компания, то она может пригласить какую-нибудь «звезду», разместить пост-релизы в популярных изданиях и так далее.
Еще одним отличным способом повысить популярность музея может быть игра, проведенная в самом музее. Игра, которая подразумевает какую-то интригу изначально и ее разоблачение в ходе игры. А платформой может стать музей: например, в письмах, лежащих на витринах будут зашифрованы коды, которые нужно будет разгадать. Сделать в интернете специальный сайт, где рассказывалась бы «загадочная история создания музея». Добавить мистики, что, мол, он сейчас «выживает», потому что в этом здании раньше жил какой-нибудь «синяя борода», и с тех пор его дух часто появляется в стенах музея. Это как вариант. На самом деле сценарий может быть абсолютно любой.
Если говорить о бизнес-среде, то здесь можно говорить о проведении в стенах музея небольших деловых встреч, конференций и т.д. На начальном этапе, конкурентным преимуществом площадки будет ее недорогая стоимость. И рекламы здесь особой не надо. Просто обзвонить существующие агентства, которые профессионально занимаются организацией деловых мероприятий, найти ответственного человека и отправить ему коммерческое предложение.
Музей может стать отличной площадкой для мастер-классов по предпринимательскому делу. Сейчас огромной популярностью пользуется тема «стартапов» так почему бы не организовать какой-нибудь конкурс/обсуждение/круглый стол, на который пригласить молодых предпринимателей, рассказать им об истории музея, а заодно и какого-нибудь гуру, который и станет основной приманкой для них. Идей масса. При чем почти все не требует никаких материальных вложений».
Государственные музеи Стокгольма стали бесплатными! →
October 23, 2014
В 2005 году такая попытка уже делалась, но по вполне закономерным материальным причинам не увенчалась успехом.
Спустя 10 лет новое правительство и министр культуры Швеции Элис Бах Кунке (Alice Bah Kuhnke) решили воплотить утопию в жизнь и под девизом “Мы совместно владеем государственными музеями - они должны быть открыты для всех” весной 2015 сделали бесплатным вход в целый ряд музеев (согласно статье “Statliga museer gratis igen" в DN.se.
Но с тех пор прошел почти год и вот в феврале 2016 проект наконец воплощен в жизнь! Следующие музеи Стокгольма из платных стали бесплатными:
- Музей армии (Armémuseum),
- Этнографический музей (Etnografiska museet)
- Музей ВВC (Flygvapenmuseum)
- Дом Халлвилов (Hallwylska museet)
- Исторический музей (Historiska museet)
- Музей нумизматики (Kungl. myntkabinettet)
- Оружейная палата Ливрусткаммарен (Livrust kammaren)
- Музей ВВФ в Карлскруне (Marinmuseum)
- Музей Средиземноморья (Medelhavsmuseet)
- Музей современного искусства (Moderna museet)
- Национальный музей (Nationalmuseum)
- Музей естественной истории(Naturhistoriska riksmuseet)
- Дворец "Скуклостер" (Skoklosters slott)
- Центр архитектуры и дизайна (Statens centrum för arkitektur och design)
- Музей мировой культуры (Världskulturmuseet)
- Восточно-азиатский музей (Östasiatiska museet)
К слову сказать, на данный момент бесплатно или почти бесплатано работают Городской музей Стокгольма, Музей средневековья, Музей морской истории, Музей полиции, Музей морской истории, "Красильная фабрика”, Таможенный музей и Музей спорта.
Пиотровский: Музей – важнейшая институция, сохраняющая память. Все просто: пока человек помнит, он живет, когда же он не помнит, он не живет. Он – растение. Музеи не дают человеку превратиться в растение. Несправедливость в том, что дело, которым человек занят в экономике, принято называть отраслью, а то, чем занимаются музеи, – услугой. Но это не услуга – это государственная функция сохранения национальной памяти, которая воспитывает. Музей воспитывает прежде всего чувство собственного исторического достоинства. А оно и есть наше культурное наследие. У нас ведь очень богатая и сложная история.Со своими черными, белыми, красными и серыми страницами. Нам надо учиться не переписывать, фальсифицировать или предавать забвению свою историю, а воспринимать ее такой, какая она была и есть, но не посыпать себе голову пеплом. Если хотите, в этом наша национальная идея. музей может приобрести иное значение, состояние и качество. И даже исправлять огрехи части этих неровных реформ. Они же ведут к усреднению как возможностей, так и государственных функций, чтобы сделать жизнь людей более или менее нормальной или адаптивной к меняющимся условиям. Возьмем ту же реформу образования и введение ЕГЭ. Единый госэкзамен как явление повысил доступ значительно большего числа людей к высшему образованию, сломал налаженный конвейер коррупции, но одновременно реформа усреднила уровень образования, снизив его качество. А желающим расти как интеллектуально, так и профессионально нужно больше, чем нечто среднее. Для такого рода людей музеи приобретают все большее значение. Вот недавно мы награждали школьников и студентов, которые победили в Конкурсе имени Николая Карамзина. Этих конкурсов и олимпиад стало много, и они безумно важны, они – один из социальных лифтов, которые помогают как росту индивидуума, так и стиранию кастовости и корпоративной замкнутости современного общества, формированию гражданского общества. Музеи помимо настроения и просвещенческой функции дают еще и такие возможности.
Надо признать, что немалая часть общества не видит и не хочет видеть красоты исторического прошлого. Причин тому много: надоела бедность, плохое состояние зданий. Проще от полуразрушенных памятников отказаться и построить новые. Я как-то спросил одного иностранного гостя: «Что нужно сделать, чтобы сохранить культурное наследие?» Он ответил просто: «Сначала надо захотеть его сохранить». А богатые люди не хотят здесь жить и перебираются за границу или в загородные дома – за ограду, за охрану, в элитные концлагеря со своей спецификой. Огражденные забором и деньгами, они живут в другой стране и «эту страну» просто отряхивают. Их дети здесь не живут, они учатся «там», а родители сидят в «этой стране» по принципу – где больше доход. Коммунистическое воспитание дает плод культуры всеобщей озлобленности – корней нет, прошлое не важно, будущее непонятно, поэтому часть новых богатых имеют психологию молодых волков: главное – что сейчас. Недавно высокопоставленный чиновник приехал из Парижа и с восторгом рассказывал: «Я жил в старинном отеле, там так трудно было устроить лифт, что представляешь, его встроили в круговую лестницу? В этом лифте помещается один человек и еле-еле его вещи. Во дают, да?» Этот же человек возвращается сюда и сносит все свое. И это не враг. Это менталитет догоняющей культуры. История с «Охта-центром» в Санкт-Петербурге показывает, что он медленно, но меняется. С моей точки зрения, непростительно медленно, но…
А разве может менталитет общества развиваться или меняться, опережая темпы развития его элит?
– В этом смысле поучительная история случилась у Эрмитажа со шведами. К 300-летию Полтавской битвы Эрмитаж задумал совместную международную выставку. Сначала мы думали, что шведы не согласятся делать выставку о своем поражении. К счастью, мы ошиблись. Она получилась, простите за нескромность, блестящей. И у нас, и в Стокгольме. Шведы помимо ценнейших документов привезли уникальные экспонаты – седло коня и мундир Карла XII. Для нас это пример того, как изучать общую историю своих побед и поражений. Полтава научила их не воевать, а много работать и созидать, чтобы процветать. А мы, победив, продолжили воевать, надорвав в конце концов экономику. Шведы через свое прошлое смогли совершить переворот в умах. Как элит, так и простого народа. Думаю, этот процесс может быть как параллельным, так и разноскоростным. Шведы через урок поражения обрели чувство собственного исторического достоинства и мультикультурного согласия с соседями – кстати, в эпоху, когда мультикультурность принято хоронить.
Я не понимаю, почему так всех сердит, что у нас много льгот для граждан. Общая цена билета в Эрмитаж 400 рублей, или 10 евро. Это нормально для такого музея. Дети, студенты, пенсионеры к нам ходят бесплатно, российские граждане платят 100 рублей за вход. Все эти льготы берутся из нашего собственного кармана. Никаких государственных льгот у нас нет, это собственная социальная программа. Я бы сказал – достижение, которое многих вовсе не радует. Обижают две вещи. Одна половина обижается на то, что надо предъявить документ о том, что ты российский гражданин. Мол, это унижает достоинство россиян перед иностранцами. Искренне не понимаю – почему? Я знаю, не всем легко заплатить 400 рублей за билет, за которым еще надо отстоять очередь. Мы можем себе позволить своим гражданам сделать скидку. Очередь унижает? А очереди в Лувр, итальянские, британские или американские музеи не унижают?
А как вы относитесь к тому, что некоторые музеи Великобритании, Германии и Нидерландов принципиально остаются бесплатными?
– Это, скорее, англосаксонская традиция. А в странах всего Юга Европы считается, что если музей доступен бесплатно, то ему нечего показывать. «То, что что-то стоит, то и лучше» – это важный элемент психологии человека, определяющий многие эстетические ценности. В российской культуре, увы, элемент халявы, особенно если речь заходит о культуре, к сожалению, считается почти нормой. Мол, пусть государство оплачивает музеи, тогда мы туда пойдем. Не пойдут. Сотни раз проверено. Хотя в культуру вкладываются и талант, и солидные инвестиции, и тяжелый человеческий труд. Не скрою, по моему мнению, англосаксы правы – музеи должны быть бесплатными, но для этого созреть должно общество и дорасти государство. Вообще, это моя сокровенная мечта – бесплатный музей без этикеток. Но я понимаю, что она, наверное, не осуществится.
А культура в широком ее проявлении позволяет нам не впадать в уныние или отчаяние. Именно культура в этих условиях обязана повторять, что дважды два – это четыре, а не пять и не нанопять.
Получается, культура – терапия разрухи в наших головах. А как же тогда дорасти до самостоятельного поиска?
– Это следующий этап модернизации – поисковая модернизация, когда искусство и культура создают не просто набор правил, в которых надо жить, а атмосферу, в которой рождаются озарение и вдохновение. И вот тогда проявляется новое качество модернизации – инновации. Тогда мы начинаем не догонять или обгонять, а искать. А это уже грань цивилизационного прорыва.
У каждого крупного российского музея должен быть фонд, который помогал бы обеспечивать его работу. С таким предложением выступил президент России Дмитрий Медведев во время посещения Государственного музея-заповедника "Павловск" под Петербургом. "Мы только что открыли на Амстеле филиал Государственного Эрми<