Хотя отсутствие долговых обязательств позволяет компании А
Показывать большую прибыль после налогообложения, владельцы компании Б получают более высокую прибыль на свои инвестиции. Это сравнение показывает преимущества, которые можно извлечь из использования долговых обязательств – до определенного предела. Слишком большие долги могут увеличить финансовый риск компании и, следовательно, стоимость финансирования.
Чистая прибыль/Собственный капитал (прибыль на инвестиции, или прибыль на собственный капитал).
Основной интерес владельцев любого предприятия заключается в прибыли, обеспечиваемой за счёт деятельности руководства и связанной с их долей инвестированных средств.
Эффективный показатель прибыли на инвестиции владельцев – отношение чистой прибыли к собственному капиталу компании. Это отношение отражает ту степень, до которой руководству фирмы удаётся обеспечить требуемый чистый доход. Низкая величина отношения чистой прибыли к собственному капиталу компании может свидетельствовать о том, что соответствующая деятельность ведётся не слишком успешно. Для этого может быть несколько причин: неэффективное и нерезультативное управление производством, распределением, финансами и слабое общее руководство; неблагоприятные общие экономические условия; перенакопление активов фирмы и т.п. Высокое значение отношения чистой прибыли к собственному капиталу компании может быть результатом эффективного управления, благоприятных общих экономических условий и удачного использования акционерного капитала (т.е. эффективного левереджа).
Как пояснили Б. Мак-Кэммон (B. McCammon) и его коллеги, у SPM есть четыре главных административных цели.
1. Эта модель свидетельствует о том, что главной финансовой целью фирмы является получение приемлемой или запланированной нормы прибыли на собственный капитал.
Эта модель определяет «три способа получения прибыли», которыми может воспользоваться предприятие. Т.е. фирма с недостаточной нормой прибыли на собственный капитал может улучшить свои экономические показатели, ускорив оборачиваемость активов, повысив коэффициент прибыльности и более активно используя заёмные средства для получения прибыли, - при условии, что будущие денежные поступления окажутся достаточными для покрытия затрат, связанных с дополнительным займом средств.
3. Эта модель, подчеркивает значение важнейших аспектов принятия решений в фирме: управления капиталом, управления прибылью и финансового менеджмента. Более того, фирмы, стремящиеся установить взаимосвязь между своими планами по капиталу, прибыли и финансам, можно определить как предприятия, практикующие высокоэффективное управление.
Эта модель представляет собой весьма удобный механизм оценки финансовых стратегий, используемых различными организациями для достижения намеченных норм прибыли на собственный капитал.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Используя стратегическую модель прибыли и методические указания по расчёту отдельных её элементов, а также конкретные показатели отчётных балансов и отчётов о прибылях и убытках, определите показатели экономической эффективности деятельности торговой фирмы «Х» (ROI)
Таблица 4 -Отчетные годовые балансы торговой фирмы «Х»
(тыс. долл.)
АКТИВЫ | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
Оборотные активы | |||
Денежные средства | |||
Рыночные ценные бумаги | |||
Дебиторская задолженность | |||
Товарно-материальные запасы | |||
Итого оборотных активов | |||
Здания и оборудование | |||
Итого активов | |||
ПАССИВЫ | |||
Краткосрочные обязательства | |||
Долгосрочный долг | |||
Итого пассивов | |||
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ | |||
Обыкновенные акции | |||
Нераспределённая прибыль | |||
Итого собственного капитала | |||
Итого пассивов и собственного капитала | |||
Таблица 6.- Отчёты о прибылях и убытках торговой фирмы «Х»
(тыс. долл.)
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |
Продажи | 98,3 | 120,0 | 56,6 |
Стоимость возвращённых товаров и уценка | 18,0 | 10,0 | 4,0 |
Чистая сумма продаж | 80,3 | 110,0 | 52,6 |
Стоимость проданных товаров | 52,0 | 63,0 | 28,0 |
Валовая прибыль | 28,3 | 47,0 | 24,6 |
Производственные расходы: | |||
Торговые расходы | 12,0 | 13,0 | 11,0 |
Административные расходы | 5,0 | 8,0 | 3,0 |
Итого производственных расходов | 17,0 | 21,0 | 14,0 |
Прибыль от основной деятельности | 11,3 | 26,0 | 10,6 |
Прибыль от неосновной деятельности | 4,0 | 1,0 | 2,0 |
Прибыль до уплаты процентов и налогов | 15,3 | 27,0 | 12,6 |
Затраты на выплату процентов | 2,0 | 2,0 | 1,0 |
Прибыль до уплаты налогов | 13,3 | 25,0 | 11,6 |
Налоги | 5,3 | 10,0 | 4,6 |
Чистая прибыль | 8,0 | 15,0 | 7,0 |
Практическая работа 5. Анализ эффективности организационной структуры действующего коммерческого предприятия.
Процесс и систему менеджмента надо постоянно совершенствовать. Проводящимся большим и малым реорганизациям должны предшествовать глубокие и тщательные обоснования. Недостатки существующих систем и преимущества, ожидаемые в результате их совершенствования, должны быть выражены в определённой системе показателей, с помощью которых можно было бы оценить качество и эффективность системы управления.
Используйте SPM для оценки эффективности менеджмента Вашей фирмы и определения «узких мест» в управлении. Для анализа возьмите данные за последние 2 – 3 года. Определите путём анализа должностных инструкций, планов, кто отвечает в Вашей фирме за достижение оптимальных показателей SPM? Какие направления деятельности менеджмента являются наименее эффективными и почему? Рассчитайте резервы повышения эффективности управления, в Вашем коммерческом предприятии используя методологию SPM. Определите, какие направления менеджмента нуждаются в вашей фирме в срочном совершенствовании, каковы возможные подходы к их улучшению.