Резюме анализа внешних стратегических факторов
Внешние стратегические факторы | Вес фактора, доли единицы | Оценка, балл | Взвешенная оценка, балл (гр.2 х гр. 3) |
Демографический взрыв | 0,3 | 1,2 | |
Экономическая интеграция стран СНГ | 0,2 | 1,0 | |
Государственное регулирование ввоза продукции | 0,3 | 1,2 | |
Конкуренция на внутреннем рынке | 0,1 | 0,3 | |
Новые технологии конкурирующих фирм | 0,1 | 0,1 | |
Итого | 1,0 | 3,8 |
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то рекомендуется ограничиться теми сферами, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации. Рассмотрим четыре основных фактора, анализ которых получил название PEST-анализ (табл. 2).
Таблица 2. PEST-анализ
Факторы | Направления анализа |
Политико-правовые | Правительственная стабильность Налоговая политика и законодательство в этой сфере Антимонопольное законодательство Законы по охране природной среды Регулирование занятости населения Внешнеэкономическое законодательство Позиция государства по отношению к иностранному капиталу Профсоюзы и другие группы давления |
Экономические | Тенденции валового национального продукта Стадия делового цикла Процентная ставка и курс национальной валюты Количество денег в обращении Уровень инфляции Уровень безработицы Контроль над ценами и заработной платой Цены на энергоресурсы Инвестиционная политика |
Социокультурные | Демографическая структура населения Стиль жизни, обычаи и привычки Социальная мобильность населения Активность потребителей |
Технологические | Затраты на НИОКР из разных источников Защита интеллектуальной собственности Государственная политика в области НТП Новые продукты (скорость обновления, источники идей) |
PEST – по первым буквам английских слов – political-legal (политико-правовые), economic (экономические), sociocultural (социокультурные), technological forces (технологические факторы).
Целью анализа макросреды является отслеживание (мониторинг) и анализ тенденций (событий), неподконтрольных организации, которые могут повлиять на потенциальную эффективность его стратегии.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми она находится в прямом взаимодействии.
К непосредственному окружению организации относят покупателей, поставщиков, конкурентов, рынок рабочей силы.
Анализ покупателей в первую очередь ставит своей задачей составление профиля тех, кто покупает товар, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой товар в наибольшей мере будет приниматься покупателем, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены товару именно этой организации, что ожидает товар в будущем и т. д.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
· географическому положению;
· демографическим показателям (возраст, образование, сфера деятельности);
· социально-психологическим характеристикам;
· отношению покупателя к товару.
Изучая покупателя, фирма выясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга.
В процессе анализа выявляются факторы, определяющие торговую силу покупателя, зависящую от качества товара, который он покупает.
При измерении показателей важно обращать внимание на то, кто платит, кто покупает и кто потребляет, так как не обязательно все три функции выполняет одно и то же лицо.
Анализ поставщиков направлен на выяснение тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами, от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество товара.
При изучении поставщиков особое внимание уделяется следующим вопросам:
· стоимости товара;
· гарантии качества товара;
· временному графику поставки товаров;
· пунктуальности и обязательности выполнения условий поставки товара.
Изучение конкурентов направлено на то, чтобы выявить их достоинства и недостатки и на основе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы за покупателя и ресурсы, которые организация стремится получить из внешней среды для обеспечения своего существования.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичный товар и реализующими его на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной борьбы являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, и те, которые производят замещающий товар.
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами с точки зрения наличия на рынке кадров нужной специальности, квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола и стоимости рабочей силы.
Выделяют следующие основные типы внешней среды:
· изменяющаяся среда характеризуется быстрыми переменами. Это могут быть технические инновации, экономические перемены (изменение уровня инфляции), изменения законодательства, новшества в политике конкурентов. Такая нестабильная среда создает большие трудности для управления;
· враждебное окружение, создаваемое жесткой конкуренцией, борьбой за потребителей и рынки сбыта. Такая среда присуща, например, автомобильной промышленности стран Западной Европы, США и Японии;
· разнообразное окружение свойственно глобальному бизнесу. Типичным примером глобального бизнеса является фирма «Макдональдс»,работающая во многих странах;
· технически сложная среда характеризуется развитием электроники, вычислительной техники, телекоммуникаций, которые требуют сложной информации и высококвалифицированного обслуживающего персонала. Стратегическое управление организациями в технически сложной среде должно быть ориентировано на инновации, так как изделия быстро устаревают.