Основы организационного проектирования систем управления
Система управления СБП может быть рассмотрена с позиции нищего подхода к построению социальных организационных систем. В этом случае выделяется три вида управленческой деятельности:
- Стратегическое управление- анализ и прогноз динамики внешней и внутренней ситуации на предприятии, определение целей организационных структур службы безопасности, выявление проблем на пути достижения основной цели; разработка возможных вариантов поэтапного достижения цели, оценка рисков и экономического обоснования.
- Текущее (календарное) управление-разработка основных технологий организации систем безопасности предприятия, организация взаимодействия всех подразделений службы безопасности, разработка оперативных планов реализации отдельных этапов выбранного варианта стратегической программы.
- Оперативное регулирование (руководство)- управление воздействиями на персонал СБП и всего предприятия с целью предотвращения угроз безопасности предприятия.
При разработке систем управления СБП обычно не удается использовать типовые организационные структуры, схемы структурных и функциональных регламентов отдельных подразделений, что связано с неповторяемостью рассматриваемых ситуаций в области защиты информации на конкретном предприятии. Учитывая это обстоятельство при создании службы безопасности предприятия и входящей в его состав службы защиты информации используются новые подходы, основанные на использовании методики организационного v организационно-кадрового проектирования систем управления, позволяющих учитывать конкретные условия, для которых создается СБП.
Наиболее известна в этом направлении работа B.C. Соловьева «Организационное проектирование систем управления», на основе которой ниже рассмотрены общие методы к решению рассматриваемой проблемы.
Система управления, как и любая система деятельности, состоящая из функционально взаимодействующих элементов, представляет собой совокупность материальных, технических, кадровых, информационных, финансовых ресурсов и организационных условий деятельности, обеспечивающих ее целостность. При рассмотрении системы управления как объекта проектирования рекомендуется выделять ряд функциональных элементов - объектов организационного проектирования:
- Субъекты управленческой деятельности: управленческие работники (управленческий персонал, кадры), описываемые в системе управления в качестве функциональных должностных позиций (с выделением позиций высшего управленческого персонала ируководителей) и реализуемые в форме организационной структуры системы управления как обособленного аппарата (органа) управления.
- Средства управленческой деятельности в форме нормативно-справочной и инструктивно-методической информации.
- Предмет управленческой деятельности, выступающей вформе информации, используемой для выработки управленческих решений, материальных ресурсов для предоставления информации (бумага, числовые носители информации и т.п.).
- Производственно-бытовые и организационно-экономические условия деятельности: административные здания, помещения, мебель, санитарно-гигиенические условия труда, техника безопасности, пространственное размещение и оборудование рабочих мест, система оплаты труда и т.п.
- Результат, содержание управленческой деятельности, отражающие динамику состояний всех элементов производственно-хозяйственной деятельности и предоставляемые в форме документированных организационно-распорядительных, проектно-технологических, планово-экономических управленческих решений.
Под организационным проектированием понимается разработка проекта системы управления и основных элементов (техники управления, организационных условий управленческой деятельности) в виде комплекса формализованных документов, описывающих информационные (документальные) функциональные взаимосвязи (содержательные) и административные связи (подчинения) в структуре функциональных подсистем, должностных позиций и подразделений системы управления.
В современном понимании организационное проектирование включает решение трех основных задач:
1) проектирование функциональной управленческой деятельности;
2) организационно-кадровое проектирование;
3) кадровое проектирование стратегического управления и руководства.
Общее содержание, структура и порядок организационного проектирования систем управления, включающий три рассмотренные задачи, может быть показан в виде схемы (рис.3.1).
Содержание управленческой деятельности, структура системы управления и численность аппарата управления обусловливаются, прежде всего, целями организации и соответственно задачами, которые должна решать система управления для достижения этих целей.
Рис 3.1. Принципиальная схема организационного проектирования систем управления
В связи с тем, что содержание управленческой деятельности обусловлено прежде всего особенностями определенных видов деятельности СБП, разработка организационного проекта системы управления создаваемой организации должна начинаться тогда, когда ость технический проект (ТП) или технорабочий проект (ТРП) организации предприятия и его соответствующих служб. В наиболее общем виде процесс организационного проектирования может быть представлен в виде 13 этапов.
Данные этапа 1 (рис.3.1), характеризующие производственно-хозяйственную деятельность организации, являются информационной основой для анализа и прогноза внешней ситуации, так как именно по этим элементам и этапам их «жизненных циклов» проводится анализ и дается прогноз внешней ситуации.
На основе анализа и прогноза динамики внешней ситуации с точки зрения экономического, кадрового, социального и криминального состояния региона, страны и международной ситуации устанавливается цель организации создаваемой службы (этапы 2, 3), которая затем декомпозируется во внутриорганизационные цели и задачи системы управления СБП по всем элементам и этапам «жизненных циклов» этих элементов, осуществляемых в рамках организации и собственно представляющих целевые характеристики содержания внутриорганизационной управленческой деятельности (этапы 4.5). Одновременно с этим формулируются цели и задачи системы управления, реализуемые во внешней среде (этап 6).
На основании сформулированных целей и задач системы управления и состояния внутриорганизационного объема (этап 7) проектируется содержание управленческой деятельности (этап 8) и определяется необходимая численность аппарата управления (этап 9). Содержание и объем функциональной управленческой деятельности определяются на основании разработки функциональных задач и соответствующего проектирования системы документов и технического обеспечения управленческой деятельности. Методика проектирования функционального содержания управленческой деятельности и информационного документального обеспечения рассмотрена ниже.
Заключительным этапом организационного проектирования, когда решаются основные принципиальные вопросы формирования и Функционирования системы управления, является разработка структуры системы управления (этап 12). На этом этапе окончательно устанавливается организационная структура (управленческая и производственная структуры организации), определяются состав и структура высшего управленческого персонала, информационного и технического обеспечения управленческой деятельности, схемы документооборота и информационных взаимосвязей, распределения полномочий и ответственности управленческого персонала, Методика проектирования организационной структуры системы управления также приводится ниже.
Завершается организационное проектирование системы управления СБП расчетом экономической эффективности проектных решений и разработкой рабочей документации организационного проекта (этап 13), в состав которого входят положения об основных структурных подразделениях службы безопасности предприятия, должностные инструкции, схемы организации рабочих мест, проект технического оснащения системы управления, рабочие формы документов и т.п.