Законодательные и правовые акты РФ
К законодательным и правовым актам в сфере информации и документации относятся:
· законы РФ
· указы и распоряжения Президента
· постановления и распоряжения Правительства
· правовые акты федеральных органов исполнительной власти как общественного, так и ведомственного характера
· правовые акты органов правительственной и исполнительной власти субъектов РФ
· правовые акты нормативного и инструктивного характера
Государственные стандарты
По документированию управленческой деятельности (ГОСТы)
Стандартизация– это процесс установления и применения правил с целью упорядочения деятельности в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности. Стандартизация основывается на результатах науки, техники и практического опыта. Она определяет не только основу настоящего развития, но также и будущего и должна идти неразрывно с прогрессом.
Закон РФ «О стандартизации», принятый 10 июля 1993 года определяет стандартизацию как деятельность по установлению норм, правил и характеристик.
Области распространения стандартов, их содержание, сферы их действия определяются государственными органами управления. В соответствии с законом «О стандартизации» государственные стандарты принимает Госстандарт.
Единые требования к оформлению документов зафиксированы в Государственном Стандарте (ГОСТ). В настоящее время процесс создания документов и ведения делопроизводства регулируется стандартами, перечисленными в табл.2.
Таблица 2. Стандарты, регулирующие ведение делопроизводства
Наименование | Содержание |
ГОСТ6.10.3-83 | Унифицированные системы документации. Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате. |
ГОСТ 6.10.4-84 | Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам. Создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения. |
ГОСТ 6.01.1-87 | Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. |
ГОСТ 6.38-90 | Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. |
ГОСТ Р 6.30-97 | Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. |
ГОСТ Р 51141 98 | Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. |
Постановление Госстандарта № 9-СТ от 21.01.2000 | Об изменении к ГОСТ Р 6.30-97. Изменения введены с 01.04.2000 г. |
ГОСТ Р 6.30-2003 | Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформления документов. |
Создание Единой государственной системы документации (ЕГСД) было вызвано потребностями совершенствования управленческого труда и работы с документами, поскольку документирование организационной деятельности аппарата управления является одной из существенных форм его работы.
Единая государственная система документации (ЕГСД) представляет собой комплекс основных положений, определяющих и регламентирующих организацию документальных процессов на предприятиях в организациях и учреждениях. Внедрение основных положений ЕГСД в практику работы учреждений страны, хотя она не имела юридической силы нормативного документа, позволило в 1974 – 1987 гг. усовершенствовать на единой основе документирование управленческой деятельности, создать условие для разработки основ информационного обеспечения автоматизированных систем управления (АСУ) и их отдельных подсистем.
На основе ЕГСД был подготовлен нормативный документ – Единая государственная система документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ), проект которой был одобрен правительственной комиссией и после доработки рекомендован к внедрению.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативные документы по труду служат для определения численности работников. Затрат времени на выполнение конкретных заданий, объемов выполняемых работ. Существуют следующие нормативные документы:
1. Межотраслевые нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления;
2. Нормативы времени на работы по совершенствованию документационного обеспечения управления министерств, ведомств, предприятий и организаций;
3. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления.
Первые нормативы разработаны в ЦБНТ Минтруда РФ в 1995 году и рекомендованы для определения трудоемкости работ и численности работников в органах власти, на предприятиях. В учреждениях и общественных организациях.
Нормативная часть этого документа содержит:
· нормы затрат времени на работы по документационному обеспечению управления
· номы затрат времени на работы архива
Второй документ разработан во ВНИИДАД 1992 году и содержит нормативы времени для составления планов. Договоров. По ним можно произвести расчет трудозатрат, проанализировать производительность труда работников и рассчитать их численность.
Третьи нормативы разработаны в ЦБНТ Минтруда РФ в 1993 году. Они предназначены для определения затрат времени на работы с управленческой документацией в традиционных условиях и в условиях автоматизации управленческих процессов
Нормы времени распространяются на все виды работ с документами и разделены на два блока:
· нормы времени на работы по документационному обеспечения управления (разработка должностных инструкций, номенклатуры дел организации, унифицированных форм и типовых текстов документов и т.д.)
· нормы времени на работы, выполняемые в процессе автоматизированной архивной технологии работы (составление статистических отчетов, выполнение запросов по поиску документов и т.д.).
Классификаторы