Сущность понятия управленческого решения
Управленческое решение это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой в анализе управленческой информации её состоянии, направленное на достижение поставленных целей.[1]
Объект управленческого решения – система или операция.
Субъектом управленческого решения могут быть как управляющая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение.
Для практического осуществления целенаправленного воздействия на объект управления принятое решение (в зависимости от уровня, на котором оно принято, сложности и времени действия) конкретизируется в виде соответствующей программы действий. Программа включает перечень мероприятий, методы их осуществления, сроки и границы действий, круг исполнителей и необходимые средства, а также необходимые результаты и критерии их оценки.
Программа определяет место каждой производственной единицы в процессе достижения поставленных целей. При этом действия и ресурсы структурных подразделений согласованы и увязаны в пространстве и времени. Вместе с тем решение, как правило, носит директивный характер и становится как бы сигналом, импульсом, побуждающим производственные коллективы к действию.
Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления.[2]
Управленческое решение: формирует управляющее воздействие, связывая таким образом, субъект и объект управления; становится результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательное использование объективных законов, привлечение личного опыта; определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения общих целей данной системы, т.е. ведет к действию, практическим результатам.[3]
В ходе процесса выработки и реализации решения менеджер осознанно (творчески) применяет все разнообразие методического аппарат менеджмента, мы тем самым отмечаем наличие субъективного момента, от которого не свободно ни одно решение, принимаемое человеком.
Присутствие субъективного в управленческом решении – не отрицательное явление при условии преобладания в нем объективного момента, о чем можно судить по тактическим результатам реализации решения, поскольку только практикой человек доказывает правильность своих гипотез, справедливость понятий, точность знаний. Максимальная объективизация представлений субъекта о решаемой проблеме достигается посредством использования в ходе ее решения научных методов, поэтому в определении подчеркивается, что управленческое решение должно быть научно обоснованным, т.е. приниматься менеджером на основе знания объективных законов и научного предвидения их действия и развития в будущем.[4]
Систематизируя многообразие свойств управленческих решений, можно выделить следующие их аспекты:
1. Экономические: эффективность использования всех видов ресурсов; материальная заинтересованность персонала; обоснованность управленческих решений; максимизация экономического эффекта;
2. Социальные: неформальная структура рабочих групп; качество трудовой деятельности; развитие системы участия в управлении; внепроизводственная деятельность неформальных групп;
3. Организационные: делегирование полномочий; локализация и устранение конфликтов; разделение труда; структуризация функций управления;
4. Правовые: соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений; придание управленческому решению формы нормативного или распорядительного акта; соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения; распределение ответственности за выполнение принятого решения
5. Психологические: учет инновационной готовности персонала; оценка социально-психологического климата; профессиональные качества руководителя; деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;
6. Педагогические: воспитательный характеруправленческих решений; квалификационный рост персонала; формирование позитивных моральных установок (формирование корпоративной культуры).[5]
Отличие управленческих решений, например, от инженерно-технических заключается в объекте управления (разработчик принимает решения о механизмах, деталях, менеджер – об организации производства этих деталей). Особая роль отводится менеджеру не только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку на данном этапе осуществляется обратная связь и менеджер может оказывать корректирующие управляющие воздействия.[6]
Управленческие решения, принимаемые на различных уровнях, имеют свои особенности:
1. Государственный уровень: широта охвата (круг вовлеченных в исполнение решения или затрагиваемых этим решением); масштабность решаемых проблем; ответственность перед обществом – финансовая, социально-политическая, нравственно-этическая, экологическая.
2. Уровень высшего руководства – стратегические, o высокоответственные;
3. Уровень функциональных начальников –тактические, текущие, с высоким экспертным уровнем и уровнем аргументации;
4. Уровень супервайзеров (младших начальников) ‑ оперативные, конкретные, четко формализованные, контролируемые.[7]
Таким образом, управленческое решение ‑ это творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных законов и опыте и ведущий к практическим результатам.