Школы стратегического менеджмента
Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления — школами стратегического менеджмента. В литературе последних лет наиболее обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента представлен в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997). Авторы выделяют десять научных школ.
Ключевые положения школы дизайна
1. Формирование стратегии — продуманный и жестко контролируемый процесс сознательного мышления. Это означает, что стратегические способности — не врожденные, а приобретенные или интуитивные умения, которым можно и нужно обучаться.
2. Ответственность за контроль над стратегическим процессом и его сознательный характер возлагается на топ-менеджера, который и является единственным стратегом. Таким образом, стратегия выражает перспективы и ценности руководителя, а все остальные члены организации исполняют в разработке стратегии подчиненные роли. Кроме этого, не допускается участие людей со стороны.
3. Модель стратегического процесса должна оставаться достаточно простой и неформальной, так как это единственный способ контролировать его силами одного человека (топ-менеджера).
4. Разработка стратегии проводится на основе требований конкретной ситуации, а не на общих для всех случаев переменных, что позволяет получить индивидуализированную под конкретную организацию стратегию.
5. Процесс моделирования стратегии считается завершенным, когда она четко сформулирована и, по возможности, понятна членам организации. В школе дизайна практически не обсуждаются проблемы новых, неожиданно или постепенно развивающихся стратегий.
6. Только после того как уникальная, ясная и простая стратегия окончательно определена, начинается процесс ее внедрения. Представители школы дизайна разграничивают формулирование стратегии и ее осуществление, отличают размышление от действия в полном соответствии с классическими представлениями о рациональности (оценка, следующее за ней предписание, а затем действие).
Школа планирования
1. Стратегии — это результат контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные этапы, схематически изображаемые в виде контрольных таблиц и поддерживаемые соответствующими методами.
2. Ответственность за идейную составляющую стратегического процесса возлагается на высшее руководство организации, за конкретную реализацию — на кадровых плановиков.
3. При завершении процесса планирования стратегии предстают полностью готовыми к использованию, когда четко понятно их практическое приложение.
Школа позиционирования
1. Стратегии — это генерические, рыночные позиции компаний, которые могут быть идентифицированы.
2. Эти рыночные позиции являются экономическими и конкурентными.
3. Содержание стратегического процесса — это сделанный на основе аналитических расчетов выбор одной определенной генерической позиции, основную роль в котором играют аналитики, представляющие результаты официально контролирующим выбор менеджерам.
4. На выходе стратегического процесса организация получает готовую к осуществлению стратегию.
5. Структура рынка активно стимулирует возникновение предначертанных стратегий позиционирования, которые в свою очередь активно воздействуют на организационную структуру.
Школа предпринимательства
Ключевые положения школы предпринимательства:
1. Стратегия существует в сознании руководителя в виде интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации.
2. Процесс формирования стратегии базируется на жизненном опыте и интуиции руководителя организации независимо от того, рождается идея в его сознании или он воспринимает ее извне.
3. Руководитель целеустремленно продвигает свою концепцию, постоянно контролируя ее осуществление, чтобы в случае необходимости внести в процесс своевременные коррективы.
4. Следовательно, для стратегического предвидения характер на гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей — предначертанной с
точки зрения целостной концепции и развивающейся, поскольку детали определяются в контексте процесса.
5. Предпринимательскую организацию отличает адаптивность, так как она представляет собой относительно простую, чутко реагирующую на указания руководителя структуру — будь то недавно
созданная организация с единственным владельцем или крупная компания, в которой установленные процедуры и властные отношения оставляют руководителю-провидцу свободу для маневра.
6. Предпринимательская стратегия тяготеет к поиску защиты организации от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.