МДК 01.01. «Организация коммерческой деятельности»
МДК 01.01. «Организация коммерческой деятельности»
Лекция
Тема. Информационное обеспечение коммерческой деятельности
План лекции
1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
2. Роль информации в управлении коммерческой деятельностью
3. Технологические средства для сбора , обработки и выдачи информации
4. Автоматизированная технология обработки информации
5. Защита коммерческой информации
Содержание лекции
1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
Коммерческая информация представляет собой сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.
Коммерческая информация позволяет торговым фирмам проводить анализ своей деятельности, планировать и осуществлять контроль за ее результатами.
Источниками коммерческой информации могут служить маркетинговые исследования. Важным источником коммерческой информации являются также внутренние материалы и документы торговой фирмы (сведения об объемах товарооборота, затратах на продажу, товарных запасах, прибыли, расходах на рекламу и др.). Еще одним из источников коммерческой информации являются данные внешней статистики и публикуемые в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка.
В последнее время все большее распространение получила покупка информации у различных фирм, основным видом деятельности которых является "производство и продажа чистой информации".
Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.
Коммерческие секреты – форма коммерческой тайны; представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащие защите от возможных посягательств.
Носитель коммерческого секрета – лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия или фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители).
Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т.п. Не последнее место в этом ряду занимает промышленный шпионаж.
Промышленный шпионаж – незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием, не уполномоченным на то ее владельцем. Объектом промышленного шпионажа могут выступать документы, чертежи, образцы продукции, неоформленные патенты, технические проекты, информация о ценах, контрактах, поставщиках, маркетинговых исследованиях и иных сведениях, представляющих предпринимательский интерес.
Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. Это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.
К коммерческой тайне относится:
· Деловая информация:
Ø финансовые сведения:
Ø данные о цене (стоимости) продукции и услуг, технологии;
Ø деловые планы и планы производства новой продукции;
Ø списки клиентов и продавцов, контракты, преференции и планы;
Ø информация о маркетинге:
Ø соглашения, предложения, квоты;
Ø списки персонала, организационные схемы и информация о сотрудниках.
· Техническая информация:
Ø научно-исследовательские проекты;
Ø конструкторские разработки по производству продукции и параметры;
Ø заявки на патенты;
Ø дизайн, эффективность и возможности производственных мощностей, оборудования и систем;
Ø информационный процесс;
Ø программное обеспечение ЭВМ.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность информационного обеспечения коммерческой деятельности.
2. Какие требования предъявляются к качеству информации?
3. В чем заключаются достоинства автоматизированной технологии получения и обработки информации?
4. Назовите составляющие в подборе комплекса технических средств для сбора, обработки и выдачи информации.
5. На какие классификационные группы подразделяются используемые технические средства?
6. Поясните содержание автоматизированной технологии обработки информации.
7. В каких целях осуществляется защита коммерческой информации в торговом предприятии?
8. Перечислите коммерческие сведения конфиденциального характера, исключающие ее утечку.
9. Какие существуют правила в торговом предприятии при работе с документами, представляющими коммерческую тайну?
МДК 01.01. «Организация коммерческой деятельности»
Лекция