Занесу газету; везу санки; запел песню; засверкали звёзды; заблестел снег; зазвенел звонок; посеяла гвоздику; закапали слёзы; созданы условия; заплести косы; использовал насос.
Выпиши из них слова в 3 столбика: в 1-й — со звуком С; во 2-й — со звуком 3; в 3-й — со звуками С—3.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Составь такое же задание своему товарищу.
4. Четко и внимательно прочитай слова, выделяя ударный слог:
искусственный, задача, незабудка, изумруд, стрекоза, изобретатель, условие, сазан, инструмент, озеро. |
Определи: сколько слов со звуком С; сколько — со звуком 3; сколько — со звуками С и 3.
Какова особенность слова искусственный?
Проанализируй слова, содержащие одновременно 2 изучаемых звука.
Подбери к данным словам пару по смыслу.
Образец: завтрак — изюм. |
Определи в этих парах наличие изучаемых звуков.
(Это задание для 2 учеников: один — выполняет задание; второй — контролирует его.)
5. Чётко прочитай предложения, вставляя недостающие буквы. Объясни свой выбор.
• пать на воздухе очень поле•но. |
Ли•а сегодня в •оопарке видела поло•атую |
•ебру и обезьян. |
Ро•а •обрала полную кор•ину подберё•овиков |
и подо•иновиков. |
к •е*тре. |
Сколько в предложениях слов, содержащих только звук С; только звук 3; звуки 3 и С?
Проанализируй слова, содержащие звуки 3 и С.
Назови чётко слова, в которых звуки С и 3 находятся перед согласной.
Запиши слова: содержащие оба изучаемых звука; слово, в котором 2 звука С; слова, в которых звук 3 находится между согласной и гласной.
Звуки ш-ж
1. Прослушай предложения и найди в них слова, которые отличаются друг от друга только одним звуком:
Около крыльца большая лужа. Луша обошла её. Женя жила на окраине города. Жанна шила платье. У Саши часто болят уши. Ужи живут в лесу. Его шутка была безобидной. Ночью в лесу было жутко.
Чётко назови пары слов, которые различаются одним звуком. Скажи, меняется ли при этом значение слова? Почему?
2. Составь слова со слогами жи- и ши-:
• •жи ши•• ••жи••
• •ши жи•• ••ши••
Чётко произнеси и проанализируй каждое слово.
• Ножи, лыжи, лужи, ерши, мыши, шина, шило, рожица, кожица, лужица, машина.
3. Чётко и внимательно прочитай слова, выделяя ударный слог:
машина, пирожок, старушки, лужи, обжора, |
опушка, дорожить, ворошить. |
Теперь чётко прочитай слова со звуком Ш, затем — со звуком Ж. Прочитай все трёхсложные слова, выделяя ударный слог. Проанализируй слово старушки по звуковому составу. Ещё раз внимательно рассмотри слова и найди в каждом слове новое слово со звуком Ш или Ж. Запиши найденные слова. Обведи чёрным цветом звонкий согласный, синим — глухой.
4. Какие буквы надо вставить?
• | и | л | о |
• | и | л | а |
• | и | т | ь |
• | и | т | ь |
• | и | н | а |
• | и | р | ы |
• | е | с | т | ь |
• | е | с | т | ь |
• | и | р | а | ф |
• | и | з | н | ь |
у | • | и | |
у | • | и | |
н | о | • | и |
н | о | • | а |
м | ы | • | и | |
к | о | • | а | |
с | у | • | а | |
л | ы | • | и | |
с | т | у | • | а |
к | р | ы | • | а |
Обоснуй правильность своего выбора.
Проанализируй последние 4 слова из таблицы слева; 5-е и 6-е слово — из таблицы справа. Составь с ними предложения.
5. Прослушай слова и запиши их в 3 столбика: в 1-й — слова со звуком Ш; во 2-й — со звуком Ж; в 3-й — со звуками Ш и Ж.