Создание управленческой группы
Практика бизнеса показывает, что если на предприятии своевременно не было создано работоспособное управленческое звено, то трудно надеяться на благополучный выход этого предприятия из возникающих трудных ситуаций. В лучшем случае речь может идти только о выживании. К тому же неудачи подрывают моральный дух работников.
Возможно ли избежать такой участи? Да, возможно! Нужно лишь помнить об одном простом правиле.
Управленческое звено следует создавать до того, как новое предприятие почувствует в этом острую необходимость.
Ясно, что управленческую группу невозможно сформировать по мановению волшебной палочки, как только возникнет необходимость в ней. Должно пройти известное время, прежде чем управленческая группа «обкатается», сумеет глубоко вникнуть во все детали деятельности предприятия.
В то же время небольшое растущее предприятие не может себе позволить иметь целое управленческое звено, поскольку не в состоянии содержать несколько профессиональных менеджеров. Фактически получается так, что ограниченный круг лиц, занятых на малых предприятиях, отвечает за решение всех производственно-хозяйственных вопросов. Как же быть в этом случае?
Непременным условием успешной работы фирмы является готовность ее основателей создать специальную управленческую группу из своих же работников, а не делать все самим. Если один или два руководителя фирмы считают, что только они должны всем заниматься, то такая фирма рано или поздно обязательно попадет в полосу управленческого кризиса.
По мнению П. Друкера, если объективные экономические показатели работы нового предприятия говорят о том, что в ближайшие два-три года производство может быть удвоено, то необходимо создать управленческое звено, потребность в котором может появиться в скором времени.
Основателям фирмы вместе с ее ведущими специалистами следует начать с анализа особенностей производственно-хозяйственной деятельности своего предприятия. Их задача на этом этапе заключается в том, чтобы выявить те конкретные участки, от которых зависят выживание и благополучие предприятия. Причем для каждого конкретного предприятия это собственные ключевые участки. Для одного предприятия это может быть производство продукции, а для другого – обслуживание потребителей.
Есть, однако, два участка работы, которые в любой организации считаются очень важными: управление персоналом и управление деньгами. Важность же всех других параметров деятельности предприятия определяется исходя из конкретных условий, а также взглядов, задач и ценностных ориентации.
На следующем этапе внедрения эффективного управления необходимо выяснить, в каких видах деятельности проявляет себя с наилучшей стороны каждый член управленческой группы. Важно добиться полного взаимопонимания по этому вопросу и правильно распределить нагрузки. Затем следует определить, какой ключевой участок будет закреплен за каждым членом управленческой группы, исходя из его способностей и возможностей в качестве первой и основной его обязанности.
Иначе говоря, каждый ключевой участок должен быть закреплен именно за тем специалистом, который доказал свою состоятельность в соответствующих вопросах. Наконец, для каждого участка должны быть определены цели и задачи.
Стиль и методы руководства. Требования к личности менеджера малого бизнеса
Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Сам менеджер все время на виду, равно как и принимаемые им решения. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер.
Восемь лучших качеств менеджера способны обеспечить благоприятный климат в малом трудовом коллективе.
1. Иметь авторитет, который зависит от профессиональных и личных качеств.
2. Проявлять большую гибкость в работе, уметь предвидеть события и приспосабливать деятельность фирмы к меняющимся условиям.
3. Уметь формировать и развивать эффективные рабочие группы.
4. Воспринимать своих подчиненных как группу, а не как отдельных личностей, и поддерживать общение с ними как с группой.
5. Поддерживать атмосферу творческого взаимодействия.
6. Обладать способностью влиять на окружающих.
7. Уметь обучать подчиненных.
8. Нести ответственность за результаты работы и атмосферу в коллективе.
Перечисленные требования характеризуют хорошего, профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе.
Однако полезно знать и те ошибки в работе менеджера, которые порой встречаются в практике управления.
Тринадцать «смертных грехов» менеджера, которые надо стремиться не совершать.
1. Отказ от личной ответственности.
2. Сдерживание роста квалификации сотрудников.
3. Проверка результатов вместо влияния на мотивацию действий.
4. Чрезмерная принципиальность в оценке действий сотрудников.
5. Небрежное отношение к прибыли.
6. Одинаковый подход ко всем сотрудникам.
7. Акцентирование внимания на проблеме, а не на цели.
8. Подчеркивание статуса начальника, а не товарища.
9. Пользование привилегиями.
10. Нетерпение критики.
11. Наказание за инициативу.
12. Опоздание к назначенному сроку.
13. Невыполнение обещаний.