Титул I. О дарении между мужем и женой

(De donationibus inter virum et uxorem)

1. (Ульпиан). В силу обычая у нас принято, что дарения между мужем и женой не имеют силы. Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви (супруги) не отнимали путем дарений (имущества) друг от друга, не соблюдая меры и (действуя) с легкомысленной расточительностью в отношении себя,

2. (Павел) и дабы не утратилось стремление прежде всего воспитывать детей. Секст Цецилий присоединил и другую причину: часто происходило, что браки расторгались, если тот, кто имел возможность, не совершал дарения и в силу этого случалось, что браки являлись продажными.

3. (Ульпиан). Это основание приводится и в обращении к сенату нашего императора Антонина Августа: ибо (император) сказал так: «Наши предки запретили дарения между мужем и женой; они оценивали достойную уважения любовь лишь на основании душевного настроения и заботились о репутации супругов, дабы (супружеское) согласие не имело вид приобретенного посредством цены и дабы лучший не впал в бедность, а худший не обогатился».

§ 1. Посмотрим, между кем запрещены дарения. И если брак установлен на основании наших обычаев и законов, то дарение не имеет силы. Но если имело место какое-либо препятствие, так что вообще нет брака, то дарение будет иметь силу. Поэтому если дочь сенатора вышла замуж за вольноотпущенника в нарушение сенатусконсульта или женщина, являющаяся жительницей какой-либо провинции, (вышла замуж) вопреки мандату за того, кто управляет провинцией или там служит, то дарение является действительным, так как нет брака. Но не является пристойным (fas), чтобы эти дарения имели силу, дабы положение тех, которые поступили противоправно, не было более хорошим. Однако божественный Север по делу вольноотпущенницы Понтия Паулина вынес противоположное постановление, так как эта (вольноотпущенница) находилась в положении не жены, а скорее конкубины.

§ 2. Лицам, находящимся во власти одного (лица), запрещается делать друг другу дарения, например брат мужа, который находится во власти свекра жены[1123]...

§ 4. Вследствие этого если мать совершает дарение в пользу сына, который находится но власти отца, то дарение не имеет никакого значения, так как это приобретается отцом; но если она совершила дарение в пользу сына, идущего на военную службу, то дарение рассматривается как действительное, так как это приобретается сыном и входит в его военный пекулий (peculium castrense). Поэтому если сын, или пасынок, или кто-либо другой, подчиненный власти мужа, совершил дарение

С.549

из своего военного пекулия, то дарение не является недействительным.

§ 5. И тому, кто находится во власти тестя, запрещается совершать дарения в пользу жены и невестки, если только муж находится под властью своего отца...

§ 9. Муж, жена и прочие лица не могут совершать дарений не только непосредственно, но и через подставное лицо...

5. (Ульпиан)...

§ 3. Если должник мужа дал по приказу, мужа обещание жене (уплатить) деньги, то ничего не произошло.

§ 4. Если жена в целях совершения дарения дала обещание кредитору мужа (уплатить долг, лежащий на муже), и представила поручителя, то, по словам Юлиана, ни муж не является свободным (от обязательства), ни жена или поручитель не являются обязанными и дело рассматривается таким образом, как если бы она ничего не обещала.

§ 5. В отношении продажи, совершенной за меньшую цену[1124], Юлиан говорит, что (эта продажа) не имеет никакого значения. Но Нераций, мнение которого не опровергает Помпоний, (говорит), что продажа, совершенная между мужем и женой в целях дарения, не имеет никакого значения, если муж не имел намерения продать и совершил мнимую продажу, чтобы подарить; если же он, имея намерение продать, сделал скидку с цены, то продажа имеет силу, а скидка не имеет силы в тех пределах, в которых жена обогатилась. Поэтому если вещь, стоящая пятнадцать, продана за пять, а в настоящее время стоит десять, то нужно уплатить только пять, ибо жена рассматривается как обогатившаяся на эту сумму...

§ 8. Предоставляется делать дарение в целях погребения, ибо известно, что жена может подарить мужу участок для погребения[1125], или наоборот, и если будет произведено погребение, то участок станет религиозным. Это устанавливается в силу того, что только те дарения являются запрещенными, которые делают дарителя более бедным, а получившего дарение более богатым; и здесь не видно, что имеет место обогащение в силу получения той вещи, которая посвящена религии...

§ 9. Это дело понимается таким образом, что если муж подарил жене (участок) в целях погребения, то считается, что участок только тогда начнет принадлежать женщине, когда погребено тело; до тех пор пока он (участок) не станет религиозным, он остается принадлежащим дарящему; поэтому если женщина отчудит (участок), то он остается принадлежащим дарителю.

§ 10. Из этого следует, что если муж подарит своей жене чистый[1126] надгробный памятник, весьма ценный, то дарение будет иметь силу, [но таким образом, что оно явится действительным, когда памятник сделается религиозной вещью][1127]...

§ 13. Если муж, будучи назначен наследником[1128], откажется от наследства в целях совершения дарения, то, как пишет Юлиан в 17-й книге дигест, дарение имеет силу; ибо становится более бедным не тот, который не приобретает, а тот, который выдал что-либо

С.550

из своего имущества; отказ мужа (от наследства) идет в пользу жены, если она является подназначенным наследником или же будет наследником по закону...

§ 16. Итак, когда ничего не израсходовано из имущества, то правильно говорится, что дарение имеет силу. Таким образом, во всех тех случаях, когда совершивший дарение не уменьшает своего имущества, дарение имеет силу, или если даже он уменьшит (свое имущество), но принявший подаренное не сделается богаче, то дарение имеет силу.

§ 17. Марцелл в 7-й книге дигест разбирает вопрос: если женщина получила от мужа деньги и внесла их за своего когната в качестве сбора при вступлении его в муниципальный совет, то имеет ли дарение силу? И (Марцелл) говорит, что (дарение) имеет силу; и не видно, чтобы женщина обогатилась, хотя она взяла деньги и израсходовала на свойственника (мужа).

§ 18. В случае совершения запрещенных цивильным правом дарений дарение истребуется обратно от того или от той, в чью пользу совершено дарение, следующим образом: если вещь еще имеется в наличности, то она виндицируется, если же вещь потреблена, то предъявляется кондикция в объеме обогащения одного из них (супругов)...

7. (Ульпиан)...

§ 1. Если муж дал жене деньги на мази, а она этими деньгами уплатила (свой долг) кредитору, а вскоре затем купила мази на свои деньги, то, как пишет Марцелл в 7-й книге дигест, она не рассматривается как обогатившаяся. Так же, если муж по той же причине дал ей чашу, а она удержала чашу у себя и купила мази на свои деньги, то не применяется виндикация (чаши), ибо не обогатилась та женщина, которая израсходовала столько же на мертвые вещи[1129]...

9. (Ульпиан)...

§ 2. Дарения между мужем и женой на случай смерти являются принятыми[1130],

10. (Гай) так как результат дарения падает на то время, когда они уже перестали быть мужем и женой.

11. (Ульпиан). [Однако вещи не делаются немедленно принадлежащими тому, кому они подарены, но лишь тогда, когда наступила смерть.] Поэтому в промежуточное время собственность остается у того, кто совершил дарение.

§ 1. Но сказанное о действительности дарений на случай смерти между мужем и женой является правильным в том смысле, что [не только] те дарения являются, согласно Юлиану, действительными, которые делаются с намерением, чтобы вещь сделалась принадлежащей жене или мужу, когда наступит смерть, [но всякое дарение на случай смерти...]...

14. (Павел). Если здания, принадлежащие жене, уничтожены пожаром и муж дал жене деньги на восстановление строений, то дарение является действительным в той сумме, которая требуется для постройки здания.

15. (Ульпиан). Из тех денег, которые муж дает жене (на ведение хозяйства) на год или на месяц, может быть истребовано излишнее в том случае

С.551

если эти выдачи чрезмерны, т.е. выходят за пределы приданого.

§ 1. Если муж дал жене деньги, а она извлекла из данных ей денег проценты, то это идет в ее пользу...

26. (Павел). Если я прикажу лицу, которое продало мне вещь, передать ее моей жене и он передаст (ей) владение по моему приказу, то он будет освобожден[1131], так как хотя жена и не признается владеющей по цивильному праву[1132], однако продавец не имеет ничего, что он мог бы передать...

27. (Модестин). Между лицами, намеревающимися вступить в брак, дарение, совершенное до брака, соответствует праву, хотя бы брак последовал в тот же день.

28. (Павел)...

§ 2. Если рабы мужа выполнили какую-либо работу для жены или наоборот, то более правильно признать, что этому не уделяется внимания; и, конечно, право, устанавливающее воспрещение дарения, не должно быть применяемо строго, и не так, как если бы речь шла о взаимоотношениях враждебных лиц, но (право должно быть применяемо) сообразно с взаимоотношениями лиц, связанных великой любовью и боящихся лишь бедности.

§ 3. Если жена на подаренные ей десять купила себе раба и стоимость его составляет пять, то можно истребовать[1133] пять, как указано у Плавция; таким же образом, если он (раб) умер, то ничего не может быть истребовано; если же раб стоит пятнадцать, то может быть истребовано не более чем десять, так как на эту сумму обеднел даритель...

29. (Помпоний)...

§ 1. Если муж подарил жене шерсть и жена сделала себе из этой шерсти одежду, то Лабеон говорит, что одежда принадлежит жене,

30. (Гай) [однако мужу принадлежит actio utilis].

31. (Помпоний). Но если муж сделал из принадлежащей ему шерсти одежду для жены, то хотя бы эта одежда была сделана для жены и жена заботилась об ее изготовлении, однако одежда принадлежит мужу и не является препятствием для мужа то, что жена в этом деле выступила в качестве как бы хозяйки ткачих[1134] и заботилась о делах мужа.

§ 1. Если жена сделала женскую одежду для себя из принадлежащей ей шерсти, но использовала труд рабынь мужа, то одежда принадлежит жене и она ничего не должна предоставить мужу за труд рабынь, но если сделана мужская одежда для мужа, то одежда принадлежит мужу с тем, что он предоставляет жене цену шерсти...

§ 8. Если муж дал жене чрезмерный подарок в мартовские календы[1135] или в день рождения, то это является дарением; не будет дарения, если

С.552

(муж) возместил расходы, которые жена сделала для того, чтобы более прилично содержать себя.

§ 9. Женщина не рассматривается как обогатившаяся, если она израсходовала подаренные ей деньги на съестные припасы, или на мази, или на пищу для рабов.

§ 10. Не может быть истребовано то, что муж дал жене для питания рабов и животных, которые находятся в общем пользовании; если же он питал домашних рабов жены или рабов, предназначенных для продажи, то я считаю, что нужно придерживаться противоположного взгляда.

32. (Ульпиан)[1136]...

§ 1. Обращение нашего императора о подтверждении дарений относится не только к тому, что приобретено мужем для жены, но ко всем дарениям, совершенным между мужем и женой, так что со смертью дарителя вещи становятся в силу самого права принадлежащими тому, кому они подарены, и имеется цивильное обязательство, и в подлежащих случаях следует рассмотреть вопрос о Фальцидиевой четверти; это, по моему мнению, имеет место таким образом, как если бы завещанием было подтверждено то, что подарено...

§ 3. Обращение говорит: «Является пристойным, что тот, кто подарил, может в этом раскаяться[1137]; но было бы проявлением жестокости и жадности, если бы подаренное было отнято наследниками, может быть, вопреки последней воле совершившего дарение»...

§ 7. Если муж совершил дарение в пользу жены и покончил свою жизнь вследствие того, что на его совести лежало злодеяние, то если после его (мужа) смерти память его была проклята, то дарение истребуется обратно; хотя совершенные им в пользу других лиц дарения имеют силу, если он не совершил дарения на случай смерти...

§ 10. Если после совершения дарения произошел развод или принявший дар умер раньше (дарителя), то остается прежнее право, [т.е. если муж желает, чтобы (данное им) было подарено жене, то дарение имеет силу; если же не желает, то дарение уничтожается, ибо одни расходятся[1138] с хорошими чувствами, другие - с душевным гневом и оскорбленными]...

§ 13. Если женщина и муж длительно жили раздельно, но взаимно воздавали честь, связанную с браком, что, как мы знаем, иногда случается и с лицами консульского достоинства, то я считаю, что дарения не имеют силы, как если бы длился брак; ибо не совокупление совершает брак, но супружеская любовь; если, однако, даритель умрет первым, то дарение будет иметь силу...

40. (Ульпиан). То, что предоставлено женой мужу для получения (им) почетной должности, является действительным постольку, поскольку это необходимо для расходов по должности,

41. (Лицинний Руф) ибо и император Антонин постановил, что жена может дарить мужу для продвижения последнего[1139].

С.553

42. (Гай). Недавно по милости принцепса Антонина признано еще дру roe основание дарения, которое мы называем дарением для почета (honori causa); например если жена совершает дарение в пользу мужа ввиду того что тот испрашивает себе пурпуровую полосу на тунику[1140], или для того чтобы муж вступил в сословие всадников, либо для устройства зрелищ[1141].

43. (Павел). Между мужем и женой может быть совершаемо дарение по причине изгнания[1142]...

51. (Помпоний). Квинт Муций говорит: когда происходит спор, откуда поступило что-либо к женщине, то при отсутствии указания на источник, из которого это поступило, более соответствует истине и пристойности считать, что это поступило к ней от мужа или от того, кто был во власти мужа. [По-видимому, Квинт Муций установил это для того, чтобы избежать (подозрения) в совершении женщиной позорного приобретения.]

52. (Папиниан). Если муж в целях дарения сдал жене внаем вещь за слишком низкую цену, то наем является ничтожным; если же между теми же лицами заключен договор хранения и сданная на хранение вещь оценена в целях совершения дарения слишком низко, то имеется (договор) хранения. Это различие обусловливается тем, что наем не может быть заключен без определения наемной платы, а сдача на хранение может быть произведена и без оценки...

53. (Папиниан). Установлено, что дарение, совершенное тестем или свекром на случай своей смерти в пользу зятя или невестки, является недействительным, так как в силу смерти тестя (или свекра) брак не прекращается; и не имеет значения, лишил ли отец[1143] своего сына или свою дочь наследства; в силу тех же оснований иное решение получает вопрос о действительности дарения на случай развода...

60. (Гермогениан)...

§ 1. Дарения между мужем и женой на случай развода разрешены, ибо часто случается, что вследствие принятия (мужем) жреческого сана, или же бесплодия жены,

61. (Гай) или же старости или болезни, или военной службы[1144] брак не может быть надлежащим образом сохранен

62. (Гермогениан) и в силу этого брак расторгается мирным путем...

64. (Яволен). По совершении развода муж подарил нечто женщине, чтобы она вернулась; женщина возвратилась и затем (вновь) совершила развод. Лабеон (говорит): по делу Теренции и Мецената Требаций ответил в том смысле, что если развод был настоящим, то дарение получает силу; если развод был притворным, то наоборот. Но правильно думают Прокул и Цецилий: развод является настоящим и дарение вследствие развода получает

С.554

силу в том случае, если последовал другой брак или же если жена столь долгое время находилась без мужа, что брак несомненно является чуждым ей; в других случаях дарение не будет иметь никакой силы...

66. (Сцевола). Сейя должна была выйти замуж за Семпрония в определенный день; раньше, чем она была введена в дом (мужа) и был подписан документ о приданом, она подарила Семпронию столько-то золотых монет. Спрашивается: является ли дарение действительным? (Сцевола ответил): не имеет значения вопрос о том, в какое время было совершено дарение: раньше ли введения в дом и подписания документа, что часто происходит и после заключения брака; поэтому дарение не имеет силы, кроме тех случаев, когда оно совершено раньше заключения брака, признаваемого (при наличии) согласия.

§ 1. Девушка (невеста) была введена в сады (жениха) за три дня до совершения там брака и проживала отдельно от него в доме в саду; он (жених) предложил ей в дар 10 золотых монет в день свадьбы и до того, как она перешла к нему и была принята посредством воды и огня[1145], [т.е. прежде чем был совершен обряд брака]. Спрашивается: после того как брак был заключен и развод совершен, может ли быть истребована обратно подаренная сумма? Ответил: в этом случае подаренная сумма не может быть вычтена из приданого[1146].

Наши рекомендации