Титул VI. О незнании права и факта

(De iuris et facti ignorantia)[1044]

1. (Павел). Бывает незнание или факта, или права.

§ 1. Ибо если кто-либо не знает, что умерло лицо, наследство[1045] которого открывается в его

С.527

пользу, то начало срока (для принятия наследства) для него не наступает; но если он знает, что умерший был его когнатом, но не знает, что в силу близости (родства) наследство открылось в его пользу, или если он знает, что он назначен наследником в завещании, но не знает, что претор обещает предоставить владение имуществом назначенным в завещании наследникам, то срок (для принятия наследства) течет, так как он заблуждается в отношении права. Так же, если единокровный брат умершего думал бы, что мать (умершего) имеет преимущество.

§ 2. Если кто-либо не знает, что он является когнатом, то это лицо иногда заблуждается в отношении права, иногда - в отношении факта. Ибо если он знает, что он является свободным, и знает, кем он рожден, но не знает, что ему принадлежат права, вытекающие из когнатского родства, то он заблуждается в отношении права. Но если он, будучи подкидышем, не знает, кто его родители, и, может быть, он даже служит кому-нибудь, считая себя рабом, то он более заблуждается в отношении факта, чем в отношении права...

2. (Нераций). Во всяком случае заблуждение в праве не должно занимать того же места, как незнание факта, так как право может и должно быть определенным, а объяснение фактов часто смущает и мудрейших людей...

4. (Помпоний). Отрицают, что незнание права может принести пользу в отношении давности, но известно, что незнание факта приносит пользу...

6. (Ульпиан). Незнание, обусловленное небрежностью, не должно быть прощаемо лицу, не знающему факта, причем (от этого лица) не должно требоваться точнейшее исследование; знание[1046] должно быть оцениваемо таким образом, что не является извинительной грубая небрежность (neglegentia crassa) или излишняя беспечность, (но) и не требуется пронырливости доносчика.

7. (Папиниан), Незнание права не приносит пользы тем, кто желает приобрести, но не вредит тем лицам, которые требуют своего.

8. (Папиниан). Заблуждение в отношении фактов не отражается на мужчинах в отношении вреда или выгоды, заблуждение же в отношении права не приносит пользы и женщинам в отношении выгоды; в других случаях заблуждение в праве никому не приносит вреда в отношении ущерба, проистекающего из потери своей вещи.

9. (Павел). Имеется правило: незнание права вредит каждому, незнание факта не вредит. Рассмотрим поэтому, в каких случаях (это правило) может применяться, и предпошлем (этому рассмотрению) указание на то, что лицам, не достигшим 25 лет, дозволяется не знать права. То же говорится в некоторых случаях о женщинах по причине слабости (их) пола; и потому им не причиняется ущерб в тех случаях, когда нет деликта, но имеется незнание права...

§ 2. Но незнание факта лишь в том случае не вредит лицу, если это лицо не может быть обвинено в высшей небрежности. Ведь как быть, если все в общине знают то, чего не знает он один? И правильное определение

С.528

дает Лабеон: знание не следует оценивать ни с точки зрения любопытнейшего человека, ни с точки зрения небрежнейшего, но (знание должно быть оцениваемо) с точки зрения того, кто при заботе об этом деле мог бы узнать путем внимательного исследования.

§ 3. Но (правило о том, что) незнание права не приносит выгоды, по мнению Лабеона, следует применять тогда, когда (лицо) имело возможность обратиться к юристу или было осведомлено в силу своей опытности, так что кому не легко было знать, тому не приносится ущерб.

§ 4. Если кто-либо не знал того, что продавец является собственником (вещи), то это более относится к существу дела, чем к оценке, делаемой умом; и потому, хотя бы лицо считало, что оно покупает не у собственника, оно, однако, становится собственником, если (вещь) передается ему собственником.

10. (Папиниан). Признается, что несовершеннолетние, действующие без опекуна, ничего не могут и не знают.

С.529

КНИГА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

Титул I. О брачном сговоре[1047]

(De sponsalibus)

1. (Флорентин). Сговор есть соглашение и обещание[1048] будущего брака.

2. (Ульпиан)... У древних был обычай стипулировать себе будущих жен[1049]...

4. (Ульпиан). Достаточно голого согласия для совершения сговора.

§ 1. Также установлено, что можно совершить сговор между отсутствующим и отсутствующей, и это делается ежедневно,

5. (Помпоний) с тем что сговор совершается с ведома тех, кто отсутствует или же если они позднее это одобрят.

6. (Ульпиан). Если опекуны девушки послали вестника для прекращения сговора, то я не считал бы, что вестник является достаточным для оставления надежды на брак, не более как если бы они одни установили сговор, [разве что все это было сделано по воле девушки].

7. (Павел). При сговоре не имеет никакого значения, совершен ли сговор при участии свидетелей или же кто-либо совершает сговор без составления письменных документов.

§ 1. При сговоре требуется согласие тех же, что и при браке. Однако Юлиан пишет, что отец дочери, (о предстоящем браке которой совершается сговор), всегда признается давшим согласие, если он не выражает ясно своего несогласия.

8. (Гай). Более чем ясно, что безумие является препятствием к сговору, но позднее наступившее безумие не лишает сговор силы...

10. (Ульпиан). Если дочь находится во власти отца, то отец может послать сообщение об отказе и расторгнуть сговор; если же она эманципиро-вана, то (отец) не может ни сообщить об отказе (от сговора), ни истребовать обратно то, что дано в качестве приданого, ибо сама дочь выходом замуж устанавливает наличие приданого[1050] и погашает кондикцию о возвращении того, что дано для определенной цели, если эта цель не осуществилась...

11. (Юлиан). Сговор, как и брак, совершается в силу согласия контрагентов, и потому нужно, чтобы дочь семейства выразила свое согласие как при совершении брака, так и при разводе,

12. (Ульпиан) но дочь, которая не противится воле отца, считается давшей согласие.

[§ 1. Но лишь тогда дочери предоставляется возможность

С.530

возражать против воли отца, когда отец выбрал ей жениха, недостойного по своим нравам или опозоренного.]

13. (Павел). Если сын семейства возражает, то не может быть совершен сговор, касающийся его вступления в брак.

14. (Модестин). В отношении совершения сговора возраст контрагентов не определен в отличие от того, что установлено в отношении брака. В силу этого сговор может быть произведен и в раннем возрасте, если только оба лица (и жених и невеста) понимают, что совершается сговор [т.е. если им не меньше семи лет]...

17. (Гай). Основательные и необходимые причины часто затягивают сговор[1051] не только на год или два, но даже на три и четыре года и больше, например, вследствие состояния здоровья жениха и невесты, или смерти родителей, или совершения тяжких преступлений, или длительных путешествий, совершаемых в силу необходимости.

18. (Ульпиан). При совершении сговора имеет малое значение, совершен ли сговор самими (женихом и невестой) и в их присутствии, или через посредника, или путем письма либо же через другое лицо; и почти всегда условия устанавливаются через чье-либо посредство.

Наши рекомендации