Современные стандарты систем менеджмента производственной безопасности и здоровья
Стандарт – документ, в котором в целях многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации или оказания услуг.
Важнейшими документами, тесным образом связанных с системой менеджмента (СМ) безопасности, является: Федеральные законы «О техническом регулировании» (ФЗ-184)[10], « О пожарной безопасности»
(ФЗ-69)[8],«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ФЗ-123)[ ],Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями на 18.12.2006 г)[11]. Их общие положения сводятся к тому, что система управления организацией (общая система менеджмента) независимо от размера организации и сложности видов ее деятельности представляет собой сложный механизм, предназначенный прежде всего для передачи управляющих воздействий от высшего руководства организации (воли руководства) до каждого конечного исполнителя.
Система управления базируется на системе административного менеджмента, представляющей собой своего рода нервную систему организации. Здесь уместно вспомнить слова известного советского военачальника генерала Д. М. Карбышева:"Приказ – это воля. Промедление в передаче воли – есть паралич. Парализованный организм нежизнеспособен". Если в организации не поддерживается система неукоснительного и своевременного исполнения решений вышестоящих органов управления нижестоящими, то ни о какой современной СМи речи быть не может. И это притом, что исполнительные звенья наделены полной самостоятельностью (и ответственностью) принятия решений в рамках предоставленных полномочий!
В отличие от традиционных систем управления организационными процессами, отражающих взгляд на управление одного человека или группы лиц, современные системы менеджмента строятся на основе анализа так называемой ”лучшей практики”. Содержанием СМ, например, является повторение приемов обеспечения качества, используемых ведущими мировыми компаниями, добившимися наилучших показателей в этой области. Или, иными словами, современные системы менеджмента реализуют принцип: "Если желаешь достичь такого же результата как у меня, – делай так, как делаю я".
Строгое соблюдение требований общепризнанных стандартов СМ:
- позволяет с наименьшими затратами (без проведения производственных экспериментов и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) добиться решения основных проблем в области качества, охраны окружающей среды и обеспечении производственной безопасности;
- обеспечивает взаимную совместимость различных систем менеджмента как внутри самой организации, так и с СМ партнеров по бизнесу;
- не является препятствием для последующего совершенствования СМ при условии соблюдения всех требований действующего стандарта СМ.
Современным документом из области СМ, но, к сожалению, мало знакомым для наших слушателей, является международный стандарт "Системы менеджмента здоровья и безопасности на производстве - Спецификация" (Occupationalhealthandsafetymanagementsystems – Specification - OHSAS 18001:2007), который разработан при участии национальных органов по стандартизации ряда стран -Великобритании, Японии, ЮАР, Ирландии, а также фирм и исследовательских организаций.
OHSAS 18001 был впервые разработан в 1999 году, как ответ на неотложную потребность организаций в таком признаваемом стандарте системы менеджмента здоровья и безопасности, на основании которого эти системы можно было бы оценивать и сертифицировать. В 2007 году была разработана новая версия OHSAS 18001, которая была признана в качестве международного стандарта.
Спецификация разработана в соответствии с техническим заданием на разработку стандарта системы менеджмента производственной безопасности и здоровья (далее – СМ ПБЗ). В разработке документа принимали участие национальные органы по стандартизации и сертификации ряда стран и ведущие органы по сертификации (LloydRegister, BVQI, DNV и др.).
Поскольку основными разработчиками документа выступали специалисты по сертификации систем менеджмента, то документ получился достаточно строгим, понятным и однозначным.
Спецификация OHSAS 18001:2007 устанавливает требования к готовой системе - результату, продукту внедрения, - т.е. предназначена для целей сертификации собственно СМ ПБЗ, а не деятельности по ее разработке и внедрению. Таким образом, документ фактически становится стандартом (хотя формально на это и не претендует, поэтому и назван «спецификацией»). В документе не устанавливаются требования к способам, методам, приемам, которыми организация достигнет требуемого результата.
Область применения настоящего документа охватывает все стороны деятельности организации, которые прямо или косвенно могли бы нанести вред жизни и здоровью людей, поэтому определение OHSAS 18001:2007 как стандарта системы управления охраной труда является неполным.
Сфера применения документа существенно шире. В область действия стандарта попадают следующие вопросы деятельности организации:
1. Охрана труда и гигиена труда (выполнение требований трудового законодательства и санитарных норм).
2. Сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности (в том числе, сокращение производственно обусловленной общей заболеваемости).
3. Обеспечение безопасности и сохранение здоровья “других заинтересованных сторон” (тех же подрядчиков, поставщиков, заказчиков, посетителей и др.).
4. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов.
5. Обеспечение пожарной безопасности.
6. Сохранение имущества организации.
Основные последовательные элементы системы управления промышленной безопасностью в соответствии с OHSAS 18001:1999 представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Последовательные элементы системы менеджмента (СМ) и производственной безопасности и здоровья (ПБЗ)
1.Политика и цели в области ПБЗ | 2.Планирование деятельности в области ПБЗ | 3.Внедрение и функционирование СМ ПБЗ | 4.Проверочные и корректирующие действия | 5. Анализ со стороны руководства |
6.Постоянное улучшение |
Мировая статистика внедрения систем менеджмента организационных процессов (качества, экологии и безопасности) свидетельствует, что соотношение между сертифицированными системами менеджмента примерно 100:100:1, и, соответственно, внедрение СМ ПБЗ, как правило, осуществляется на основе существующих СМ и завершает создание в организации интегрированной системы менеджмента.
В связи с этим в спецификации многие принципиальные вопросы СМ не раскрыты с достаточной полнотой. Например, OHSAS 18001:2007 не требует документирования основных процедур СМ (которые в обязательном порядке документируются в СМК): процедур управления документацией, процедур проведения корректирующих и предупреждающих действий, процедур аудитов и др. Поэтому, если организация решит приступить к внедрению современных СМ, начиная с СМ ПБГТ, то специалистам в любом случае придется обратиться к содержанию и требованиям стандартов серий ISO 9000, ISO 14000, а также ISO 19011:2002 (ИСО, Международная организация по стандартизации) или их национальных аналогов. В любом случае, к разработке СМ ПБГТ следует привлекать специалистов в области СМК.
С другой стороны, содержание OHSAS 18001:2007 свободно от понятийных нагромождений, характерных, например, для стандарта ISO 9001:2000, что делает этот документ очень удобным для первоначального ознакомления с принципами построения современных систем менеджмента. В практике проведения семинаров по системам менеджмента производственной безопасности и здоровья, которые проводятся в “Институте безопасности труда”, известны случаи, когда участники семинара – специалисты в области СМК – “окончательно прозревали” в отношении системы менеджмента качества, только детально ознакомившись со спецификацией OHSAS 18001:1999.
Таким образом, очень заблуждаются те специалисты в области охраны труда, которые полагают, что, взяв в руки спецификацию OHSAS 18001:2007 или, например, вооружившись стандартом ГОСТ Р 12.0.006-2002, в организации можно создать современную СМ ПБЗ без привлечения знаний и опыта по внедрению СМК и по организации аудитов СМ.
Кроме того, следует относиться очень внимательно к самому содержанию (тексту) современных стандартов СМ. В тексте имеется ряд оговорок вроде: “там, где это возможно”, “по возможности” и т.п. В соответствии с российским менталитетом подобные оговорки воспринимаются таким образом, что при создании СМ эти требования можно легко обойти (не обращать внимания).
На самом деле, если организация желает создать действительно работоспособную СМ, то предлагаемую стандартом возможность исключения требования следует убедительно обосновать как невозможность (или нецелесообразность) выполнения требования в конкретных условиях.
На примере п. 4.3.1 OHSAS 18001:2007 (“Планирование для идентификации опасностей, оценки рисков и управление рисками”) рассматривают вариант анализа требования стандарта для его практического применения.
В результате внимательного анализа содержания п. 4.3.1 OHSAS 18001:2007 можно сделать вывод, что организация, планируя деятельность в области управления рисками, должна (иначе организация не получит желаемой результативности СМ):
- составить реестр всех вводов деятельности (процессов) организации, связанных с возможными опасностями в области ПБЗ;
- в реестре должны быть учтены (явно определены) как обычные (рутинные, повседневные, штатные) виды деятельности, так и разовые (нештатные, несвойственные, “нерутинные”) виды деятельности.
Организации также следует учесть:
- производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы как принадлежащие и используемые самой организацией, так и не принадлежащее организации (арендуемое оборудование, подручные средства), а также оборудование, используемое подрядчиками, заказчиками и др.;
- риски, связанные не только с работниками организации, но привносимые подрядчиками, заказчиками, поставщиками, а также учесть подверженность “сторонних” для организации лиц ее собственным рискам.
На основании тщательного анализа видов деятельности организации следует:
-разработать (уточнить) процедуры идентификации опасностей и оценки рисков;
-составить реестр опасностей и идентифицированных рисков;
-провести оценку и классификацию рисков;
-разработать меры (процедуры) управления существенными рисками.
В ходе анализа и внедрения мер управления рисками следует:
-предусмотреть документирование результатов оценки рисков и результатов мероприятий по управлению рисками;
-предусмотреть меры по своевременной актуализации этой информации.
Несмотря на то, что документ OHSAS 18001:1999 формально не является стандартом, фактически он используется в целях сертификации (добровольного подтверждения соответствия). В настоящее время несколько тысяч организаций в мире и более 30 – в России получили сертификат соответствия СМ ПБЗ требованиям OHSAS 18001:2007.
Задача разработки национального стандарта СМ ПБЗ, в полной мере соответствующего международным требованиям (так же как ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 14001:2005), но устраняющего неясности неофициальных переводов OHSAS 18001:1999, сегодня является крайне актуальной.
2.3 Совершенствование систем менеджмента в области
безопасности
В настоящее время требуется совершенствование системыменеджмента в области безопасности хотя бы с точки зрения уточнения терминологии. В стандартах касающихся СМ это особо важно. По словам древнегреческого философа Платона «Истинное знание может быть выражено только в точных понятиях».
Как уже отмечалось документ «Системы менеджмента здоровья и безопасности на производстве - Спецификация» является не столько стандартом(хотя формально на это и не претендует),сколько спецификацией, что подчеркивается в его названии.
Спецификация (позднелатинского specificatio, от лат.(латинский) species — вид, разновидность и facio — делаю), означает определение и перечень специфических особенностей, уточнённая классификация чего-либо. Спецификация OHSAS 18001:2007 устанавливает требования к готовой системе - результату, продукту внедрения, - т.е. предназначена для целей сертификации собственно СМ ПБЗ, а не деятельности по ее разработке и внедрению. С этой точки OHSAS можно считать стандартом. В документе не устанавливаются требования к способам, методам, приемам, которыми организация достигнет требуемого результата. Таким образом, в самом документе усматривается противоречие относительно его уровня (статуса)-«Спецификация» или «Стандарт»
Слово occupational переводится с английского языка как профессиональный (т.е. связанный с профессией, например, безопасность), производственный (т.е. связанный с производственной деятельностью, например: травма, авария) или трудовой (т.е. связанный с трудовой деятельностью, например: стаж, воспитание).
В большинстве переводов OHSAS встречается: “профессиональное здоровье и безопасность”, что, во-первых, не вполне адекватно смыслу понятия, а во-вторых, не в полной мере охватывает область применения OHSAS. В публикациях МОТ используется понятие OSH (occupationalsafetyandhealth), которое полностью адекватно предлагаемому варианту.
В качестве синонима понятия “производственная безопасность и здоровье” теоретически возможно использование понятия “охрана труда”.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 209): “охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия”. Это определение в полной мере охватывает область понятия “система менеджмента производственной безопасности и здоровья”, но поскольку методологические и идеологические основы построения и функционирования государственной системы управления “охраной труда” и соответствующие основы современной СМ ПБЗ принципиально различны, смешивать понятия “охрана труда” и СМ ПБЗ не целесообразно. Ещё более нелогичным кажется понятие “Система управления охраной труда” (дословно: “Система управления системой сохранения жизни и здоровья людей”).
Стандарты СМ требуют непрерывного совершенствования (улучшения показателей деятельности в области ПБЗ). Это улучшение необходимо периодически оценивать и демонстрировать (подтверждать). Для этого надо что-то с чем-то сравнивать и, следовательно, измерять. С этой целью в СМ вводится понятие performance (результативность).
В OHSAS 18001:1999 это, похоже, самый неоднозначный термин, поскольку само слово performance имеет в оригинале несколько десятков значений. Самые характерные из них: показатели деятельности, степень эффективности функционирования, рабочие параметры, результативность работы, КПД и множество других. Общий смысл сводится к понятию “степень выполнения системой своих функций”. Иногда встречаются варианты переводов: “исполнение, реализация”, которые, на наш взгляд, не несут в данном контексте адекватной смысловой нагрузки. В контексте рассматриваемой проблемы наиболее соответствующим является именно “результативность”.
В этой связи в качестве наглядного примера (рис.2.2 следует привести так называемый "треугольник 3E" – Effectiveness(эффективность), Efficiency(результативность), Economy (экономичность).
Для реализации целей функционирования СМ ПБЗ необходимо осуществление некоторых затрат. Понятие "эффективность" чаще всего связывают с самим мероприятием (т.е. с затратами на проведение мероприятия, направленного на достижение планируемого результата).
Целесообразно использование понятия “экономичность” для оценки затрат на достижение конкретного результата, который в общем случае может не совпадать с целью мероприятия.
Таким образом, "результативность" есть своего рода разность между “экономичностью” и “эффективностью” мероприятия. Эта разность может быть как положительной, так и отрицательной. Для создания реально функционирующей СМ эту разность необходимо научиться “измерять” .
Планирование безопасности в современных условиях и документационное обеспечение пожарной безопасности на предприятиях
Планирование безопасности в современных условиях является одним из важнейших условий организации эффективной работы системы безопасности (СБ)[7]. План СБ необходимо с основными технологическими циклами компании, которую она защищает, а также организацией постоянного контроля, в целях оперативной корректировки деятельности СБ в связи с возможными изменениями рисков и угроз.
Планирование должно охватывать все направления безопасности: экономическая, информационная, пожарная и т.д.
Система планирования, организации и развития СБ состоит из отдельных планов по направлениям (составляющим, видам) безопасности и охватывает важнейшие участки работы (объекты и зоны безопасности) с тем, чтобы ориентировать систему безопасности на достижение поставленных целей.
Процесс планирования работы СБ включает следующие этапы:
- формирование общих целей (стратегии) развития системы
безопасности на основании стратегии развития предприятия;
- определение конкретных целей и задач системы безопасности в целом и отдельных подразделений СБ на определенные периоды;
-установление путей исполнения целей и средств для их достижения;
-обоснование потребности в ресурсах СБ и источников их обеспечения;
-контроль над достижением системой безопасности поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактически достигнутыми результатами.
Основными элементами планирования в системе безопасности могут быть следующие:
-прогнозирование концептуальных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных подразделений СБ и системы безопасности. Прогнозирование в безопасности непосредственно связано с маркетингом и развитием предприятия (компании);
-постановка задач на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения по исполнению задач;
-корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации запланированных этапов;
-составление бюджетов, или смет затрат оборудования безопасности, необходимых ТМЦ, денежных вложений, расходования денежных средств и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и отдельных исполнителей, ответственных за порученные операции и работы;
-конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации запланированных решений, операций, работ в отдельных подразделениях СБ.
Основными применяемыми на практике методами планирования являются: балансовый, нормативный, экономико-математический и экспертных оценок.
Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов для направления в систему безопасности, потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов.
Нормативный метод состоит в том, чтобы плановые задания на определенный период устанавливали исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (технических средств, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу «возвращенных средств от деятельности СБ».
В планировании посредством экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственные функции, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизации выбирать наиболее приемлемые варианты планов по заданным критериям.
Метод экспертных оценок заключается в том, что эксперты соответствующей области (как правило, входящие в состав Совета по безопасности предприятия) независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант плана и передают его для дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию.
По мнению В.Н. Комарова целесообразнее всего при планировании деятельности СБ пользоваться в основном двумя из существующих четырех разновидностей методик. Это метод экспертных оценок и нормативный метод. Во втором случае в процессе планирования необходимо также разработать систему показателей, с помощью которых оценивают результаты труда каждого подразделения безопасности, ответственного сотрудника и СБ организации в целом. Зачастую, при краткосрочном периоде (для средних и малых компаний) вполне достаточно первого метода, а при разработке долгосрочного плана (для любых предприятий) проблематично обойтись без второй. Далее поговорим о планировании развития и деятельности СБ в современных организациях и фирмах более детально и конкретно.
Виды планирования обусловлены характером задач, которые ставит перед собой СБ предприятия, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим для СБ планирование подразделяют на долгосрочное (4 - 7 лет), среднесрочное (2 - 3 года), краткосрочное, или текущее (1 год) и оперативное (от одного до шести месяцев).
Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: прогнозирование, стратегическое планирование, разработка плана.
Прогнозирование СБ. Под прогнозом развития СБ компании понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия и его системы безопасности в перспективе, а также требуемых ресурсах для достижения стратегических целей безопасности и организационных мероприятиях.
Главными функциями прогнозирования в СБ являются:
- анализ экономических, социальных и научно-технических тенденций во внешней (рынок) и внутренней (предприятие) среде;
- оценка сложившихся ситуаций и выявление рисков и угроз безопасности, которые могут сказаться на хозяйственном развитии компании
в целом;
- анализ направлений изменений на рынке и в защищаемых системой областях, оценка этих изменений в будущих периодах, предвидение новых рисков и угроз;
- определение альтернатив возможного развития СБ в перспективе;
- накопление достаточной информации для всестороннего обоснования принятия оптимальных решений в области безопасности.
Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования позволяет преодолеть инерционность основных текущих процессов в области безопасности, реализовать передовые разработки в технике и технологии систем защиты, изменить сложившиеся тенденции и структуру обеспечения безопасности, увязать СБ с развитием и потребностям предприятия. Поэтому при долгосрочном прогнозировании следует как можно шире использовать нормативный подход, который базируется на определении потребностей и целях развития, а также его на изучении сложившихся тенденций в развитии безопасности и распространении их на будущее. Особенностью долгосрочного прогнозирования является его вариантность. Прогнозы могут различаться в зависимости от возможности обеспечения СБ ресурсами, полного или частичного удовлетворения запросов собственников по обеспечению безопасности, изменения основного технологического цикла компании с течением времени и др. При прогнозировании безопасности проводят сопоставительный анализ возможностей собственной СБ с достижениями СБ конкурентов, изучают состояние рынка, особенности обеспечения безопасности в отрасли, в которой функционирует (будет функционировать) предприятие.
Стратегическое планирование СБпредусматривает разработку, прежде всего глобальных целей развития системы безопасности компании в определенной перспективе с учетом угроз безопасности, т.е., неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового и/или производственного баланса, изменений кредитных ставок и т.п. При этом устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности СБ при условии сохранения разработанной политики безопасности. Затем идет сравнение с результатами, которые должны быть получены при достижении устанавливаемого Советом по безопасности уровня развития безопасности и выявляют резервы.
Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения СБ необходимыми ресурсами. Затем осуществляют корректировку политики безопасности ч учетом новые возможностей безопасности, например, изменение структуры СБ или приобретение технических средств, перераспределение направлений обеспечения безопасности или радикальное изменение концептуального подхода к защите компании.
Существует несколько вариантов стратегических планов развития СБ:
- главный план дает представление о системе безопасности компании
в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях ее развития, новых объектах защиты, требованиях к желательным темпам повышения эффективности и окупаемости безопасности;
- функциональный план отражает новые направления деятельности СБ без учета его отдельных подразделений (ИБ, ЭБ, охрана и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;
- экономический план по возможности конкретизирует главный план в показателях прибыли, рентабельности, инвестиций, окупаемости деятельности СБ, а также показывает направления и способы повышения различных коэффициентов, обуславливающих эффективность системы безопасности;
- план развития СБ предусматривает мероприятия по перестройке, реорганизации или совершенствованию ее структуры и системы управления безопасностью в связи с реализацией главного плана.
При долгосрочном планировании разрабатывают общие принципы ориентации системы безопасности на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Долгосрочное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности подразделения безопасности, а именно:
- определение направлений и размеров вложений в безопасность и источников ее финансирования;
- внедрение технических новшеств, «ноу – хау» в безопасности и прогрессивной технологии;
-организация взаимодействия различных подразделений СБ и обновление их оснащения;
- формы осуществления защиты в условиях открытия и/или приобретения новых активов и предприятий;
-совершенствование организации управления по отдельным подразделениям СБ, формирование кадровой политики.
В рамках долгосрочного планирования разрабатывают новые стратегии в «цепочке» обеспечения всесторонней защиты компании: “безопасность – производство – безопасность - рынок” и пути ликвидации разрыва между прогнозами развития СБ и теми показателями, которые могут быть достигнуты. Для этого проводят анализ возможностей реструктуризации СБ, повышение эффективности системы, снижения издержек, изменения функций в различных направлениях безопасности, создания внутрикорпоративных аутсорсинговых подразделений СБ и др.
Поскольку оценка перспектив самого предприятия в условиях стихийного развития рынка крайне неопределенна, при долгосрочном планировании СБ невозможно ориентировать систему безопасности на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничиваются разработкой лишь важных для защиты компании конкретизируемых качественных характеристик. Путем конкретизации осуществляют координацию развития всех подразделений СБ с учетом их потребностей и имеющихся ресурсов. На основе таких программ разрабатывают среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные с точки зрения выбора средств.
Среднесрочные планы для СБ чаще всего охватывают двух - трехлетний срок, как наиболее соответствующий периоду изменений подходов и направлений в обеспечении безопасности предприятия. В таких планах формулируют основные задачи на установленный период, а именно:
- стратегию обеспечения безопасности предприятия в целом и каждого подразделения СБ;
- реорганизацию штатной структуры и реконструкция обеспечения СБ различными техническими средствами;
- защиту новых объектов безопасности, появляющихся в ходе работы предприятия;
- освоение новых технологий и привлечение в систему новых субъектов безопасности;
- стратегию обеспечения контроля и развитие данной системы;
- финансовую стратегию, объемы и направления вложений в безопасность, а также определение источников финансирования СБ;
- кадровую политику, как самого предприятия, так и подразделений СБ.
Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития системы безопасности компании.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели по коэффициентам эффективности СБ, ее оснащенности специальными средствами защиты, данные о вложениях и окупаемости СБ. Такой план разрабатывают в Службе Безопасности предприятия с ориентацией на ликвидацию так называемых «узких мест» (рисков безопасности), т.е. на такие звенья основного технологического цикла компании, где наиболее ограничены возможности контроля и влияния руководства на результаты исполнения тех или иных функций и работ.
Подразделения безопасности, входящие в состав СБ холдинга (предприятия) отвечают за разработку планов развития своих подразделений по обеспечению самоокупаемости, повышению эффективности труда, достижению прибыльности безопасности, включению новых (дополнительных) субъектов безопасности в систему. На уровне крупного предприятия среднесрочное планирование СБ осуществляют по отдельным объектам безопасности. Здесь разрабатывают планы использования передовых достижений и «ноу – хау» в области безопасности, обеспечения психологической безопасности, всесторонней защиты технологического процесса компании, минимизации штатной структуры СБ без потери эффективности системы безопасности, а также формируют бюджет (бюджеты) для безопасности.
Краткосрочное (или текущее) планирование СБ осуществляют путем детальной разработки (обычно на полгода) планов более высокого уровня (см. выше), как для СБ в целом и ее отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования - разработка плана организации безопасности, а на его основе целой системы планов:
- по техническим средствам охраны,
- по объемам и средствам безопасности, используемым на различных объектах защиты;
- по производительности труда различных категорий сотрудников СБ;
-по сметам расходов на текущую деятельность подразделений безопасности;
- по внедрению новых технологий безопасности и «ноу – хау» в данной области;
- по исполнению СБ текущего плана.
Основными звеньями текущего плана СБ являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и среднесрочных планах. Например, календарные планы развития СБ составляют на основе сведений об количестве и особенностях объектов безопасности, обеспеченности подразделений СБ на них материальными ресурсами, степенью загрузки технических средств и физической охраны, а также за работой охранников и грамотным использованием ТСО. В календарных планах СБ предусматриваются расходы на модернизацию оборудования и технических средств, их замену при необходимости, оснащению объектов новыми системами защиты, обучение и повышение квалификации сотрудников безопасности.
Текущее планирование тесно связано с планами предприятия в целом, и поэтому эти планы либо согласовывают с руководителями и собственниками, либо их отдельные элементы являются общими для предприятия и его Службы безопасности. Реализацию текущих планов осуществляют через систему бюджетов, или бюджетирование СБ. Бюджет СБ составляют обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению безопасности (или для каждого конкретного объекта) входящего в состав предприятия (холдинга). Затем на Совете по безопасности все документы консолидируют в единый бюджет СБ, или разрабатывают финансовый план развития безопасности компании.
Бюджет СБ представляет собой план расходов (вложений в СБ) и «возвратов» от деятельности СБ (доходов) в стоимостном и натуральном выражении. Бюджеты должны соответствовать всем разделам плана развития СБ и охватывать все стороны деятельности системы безопасности и имеющиеся в холдинге (в компании) объекты безопасности предприятия. Бюджет СБ составляют или укрупнено, или разрабатывают в деталях. Общий бюджет СБ включает все бюджеты по различным направлениям деятельности безопасности, а также по планируемой деятельности в каждой из подсистем безопасности.
Как правило, выделяют два основных вида бюджетов: бюджеты затрат и бюджет деятельности СБ. Бюджет затрат применяют исключительно для контроля и оценки долгосрочных планов, утверждаемых Советом по безопасности предприятия, т.к. они требуют больших капитальных вложений для их реализации. Бюджет деятельности СБ используют для планирования и контроля повседневных мероприятий по защите компании, а также для контроля исполнения функций и работ в различных подсистемах безопасности.
Если условия существования и работы предприятия в целом, а, следовательно, и функции по его защите быстро меняются, то применяют метод непрерывного составления бюджетов. Он предусматривает разработку текущего бюджета СБ (например, на полгода) с пересмотром его в конце каждого месяца путем исключения этого месяца и добавления бюджетных оценок на месяц, следующий за окончанием первоначального периода. В этих же условиях используется и метод различных вариантов бюджета, при котором параллельно составляют несколько бюджетов: запланированный, ниже и выше запланированного уровня. При этом, не реже одного раза в квартал Советом по безопасности осуществляется анализ и контроль выполнения плановых заданий для структур безопасности и исполнения ими бюджета. Далее проводятся их корректировки в разрезе эффективности от деятельности подразделения СБ, его расходов и «отдачи» от его деятельности.
В качестве основы для текущего планирования деятельности СБ и различного рода корректировок плана Службой безопасности систематически представляется отчетность по установленным коэффициентам и параметрам для каждого из направлений и подсистем безопасности: еженедельную (при быстром изменении условий деятельности предприятия), ежемесячную, ежеквартальную (при стабильных условиях развития компании), годовую (всегда, для Совета по безопасности и/или собственников).
Оперативное планирование СБ, как правило, в современных условиях охватывает период от одного до двух месяцев. Оперативные планы, которые чаще всего бывают месячными, состоят обычно из следующих основных элементов:
- задач для различных подразделений безопасности;
- задач на различных объектах безопасности;
- оперативных заданий для штатных единиц (как правило менеджеров среднего звена) и для отделов СБ;
- графиков исполнения