Общие принципы современных систем менеджмента.
Управлять можно только тем,
Что возможно измерить.
Исторически создание и развитие современных систем управления организационными процессами на предприятиях (далее – систем менеджмента или СМ) связано с появлением и всеобщим признанием систем менеджмента качества (далее – СМК). Принципиальной особенностью СМК, в отличие от традиционных систем управления качеством, является реализация двух фундаментальных идей:
· Управлять можно только тем, что возможно измерить;
· Управление параметрами процесса эффективнее, чем контроль качества результата процесса.
В кратком изложении сущность идеи менеджмента качества в современном представлении заключается в том, чтобы найти такое множество измеримых параметров процесса (X), поддержание которых в заданных пределах гарантирует требуемое качество результата процесса на выходе (Y).
Безусловным преимуществом такого подхода является возможность прогнозирования результата процесса при изменении параметров входов процесса, возмущающих и управляющих воздействий и внедрение необходимых мер управления до появления брака.
С точки зрения теории управления собственно “управлением” в широком смысле этого понятия можно считать процесс, в обязательном порядке включающий некоторую эвристическую деятельность, например, синтез алгоритма формирования управляющих воздействий. Этот синтез может быть осуществлен заблаговременно (до начала функционирования системы – программное управление), частично до начала функционирования, частично – в процессе (управление по возмущениям) или полностью в процессе функционирования системы (терминальное управление). В любом из перечисленных случаев то, что обычно кажется "управлением", на самом деле является одним из его этапов – "внедрением" (вводом управляющих воздействий, рис.2.1).
Для большей наглядности дальнейшего анализа целесообразно провести небольшой экскурс в прошлое систем управления. С позиции процессного подхода к анализу систем возможно с равным успехом в одних и тех же понятиях описывать любую систему управления: велосипедом, космическим кораблем, технологическим процессом, группой людей, обществом и государством.
Теоретически можно выделить три основных типа структур современных систем управления:
1. Программное управление:выполнение последовательности действий (операций) в строгом соответствии с предписанной программой (правилами, распоряжениями, законами и т.п.). Такой тип управления не предполагает знания объектом управления цели управления, цели функционирования (существования) объекта управления, пути к цели и промежуточных этапов продвижения к намеченной цели, состояния объекта управления в каждой точке пути. Аналог такой системы – программа стирки в автоматической стиральной машине. Если, положив в барабан шерстяное изделие хозяйка ошибочно запустит программу “лён”, то машина строго выполнит программу “лён”, ни в малейшей мере не отвечая за результат. Аналог такой системы из области СОПБ – включается газовая установка пожаротушения (УПТ) когда не все люди покинули помещение, что очень опасно для этих людей.
2. Управление по отклонениям от намеченного пути с обратной связью: предполагает знание объектом управления своего состояния в каждый момент времени и пути следования к намеченной цели. Конечная цель маршрута объекту управления неизвестна. Предполагается, что строгое следование намеченному пути приведет к назначенной цели. Объект управления определяет свое действительное положение на пути продвижения к цели по соответствию его реальных контролируемых параметров программным. При отклонении текущих параметров от требуемых в данный момент включается программа коррекции пути, направляющая объект управления на “верный путь”.
Такой тип системы управления позволяет компенсировать некоторые ошибки при запуске программы, а также учесть и компенсировать небольшие случайные внешние возмущения. Аналог такой системы управления – современные стиральные машины, корректирующие программу стирки с учетом реальной загрузки. А аналогом из области СОПБ - система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ), когда с помощью этой системы можно корректировать направление потоков людей при эвакуации.
3. Терминальное управление: предполагает знание объектом управления конечной цели его функционирования и наличие у него достаточных интеллектуальных, энергетических и других ресурсов для достижения поставленной цели. Аналог такой системы управления – стиральная машина будущего: загрузили белье и нажали единственную кнопку. Машина сама должна определить состав и вес белья, режим стирки. Применительно к СОПБ, например, дренчерная АУП, которая не будет орошать (водой, пеной) всю заранее заданную площадь (объем) с одинаковой интенсивностью, а режим тушения будет автоматически регулироваться в зависимости от параметров конкретного пожара.
В основном система управления безопасностью в России в настоящее время соответствует программному типу систем управления. Вся ответственность за правильность выбранной программы, касающейся всех без исключения деталей деятельности всех организаций в области охраны труда, возлагается на “федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда”. Исполнительная часть Системы управления – на уровне организаций – отвечает только за полноту и правильность исполнения обязательных предписаний.
В противоположность этому современные системы менеджмента стараются реализовать терминальный метод управления:
-предоставляет системе управления широкую свободу в выборе путей достижения желаемого результата процесса (при соблюдении необходимых ограничений);
-позволяет достигнуть оптимального (квазиоптимального) результата функционирования системы в условиях случайных возмущений (рисков);
-предъявляет более высокие требования к возможностям системы управления (прежде всего, к интеллектуальным ресурсам).
Другой общей чертой современных систем менеджмента является стремление к непрерывному улучшению как результата процесса (например, качества продукции, или безопасности труда), так и схемы управления этим процессом. Это требование происходит из экономического закона постоянного роста потребностей. Рыночная экономика не терпит застоя ни в чем: ни в ассортименте товара, ни в его качестве, ни в его функциональных возможностях. Таким образом, атмосфера рынка неявным образом присутствует в структуре системы менеджмента безопасности. Примером может служить согласование с надзорными органами отступлений от норм при строительстве (реконструкции) объектов защиты.
В составе любой СМ следует рассматривать следующие основные элементы (табл.1.2):
-объект управления – организационная система (например, система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
-управляющий субъект – элемент СМ, устанавливающий цель ее создания, внедрения и функционирования, – высшее руководство организации;
-управляемые параметры – измеримые величины (индикаторы) характеризующие состояние процесса, существенное для целей функционирования системы.
Таблица 2.1
Основные элементы систем менеджмента
Система менеджмента | Объект управления | Управляемые параметры | Субъект управления |
Система менеджмента качества | Производственный (технологический) процесс изготовления продукта труда (товар или услуга) | Параметры процесса, определяющие качество (совокупность свойств) результата процесса | Высшее руководство организации |
Система экологического менеджмента | Условия осуществления производственного процесса, оказывающие воздействие на окружающую среду | Экологические аспекты – элементы деятельности организации, ее продукции или услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой | Высшее руководство организации |
Система менеджмента производственной безопасности и здоровья | Условия осуществления производственного процесса, влияющие на состояние здоровья и безопасность работников и других лиц | Риски, связанные с возможностью нанесения ущерба здоровью или жизни работников, имуществу организации | Высшее руководство организации |
Таким образом, можно указать на характерные отличительные черты всех современных систем менеджмента:
1. Принятие решений на основе установленных фактов (т.е. объективной информации, полученной в результате измерения параметров управляемых процессов), а не на основе предшествующего опыта, интуиции или руководящих указаний.
2. Проактивное управление (т.е. управление параметрами процесса с целью недопущения нежелательного результата процесса), а не реактивное (т.е. принятие мер по устранению последствий неадекватного процесса).
3. Терминальное управление (планирование цели процесса и реализация управления по отклонениям от цели), а не программное (реализация установленных извне требований к содержанию процессов, не связанных с определенной целью каждого процесса).
4. Непрерывное совершенствование процессов и системы управления процессами (т.е. хороший результат процесса важен, но еще важнее его непрерывное улучшение, так как постоянное улучшение процесса неизбежно приведет и к постоянному улучшению результата).