Понятие подведомственности дел хозяйственным судам, её значение и виды.
Под подведомственностью понимают круг дел, отнесенных законом к рассмотрению и разрешению системы хозяйственных судов РБ. Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами.
Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан.
Хозяйственный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, а также иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.
Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами.
Хозяйственный суд, если иное не установлено законодательными актами, разрешает в порядке приказного или искового производства возникающие из гражданских и иных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом и иными законодательными актами, - организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами.
Хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства разрешает возникающие из административных и иных публичных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Подсудность дел хозяйственным судам– относимость подведомственного хозяйственному суду дела к ведению конкретного суда одной системы в зависимости от уровня суда или территории.
Хозяйственный процессуальный кодекс различает родовую (предметную) и территориальную (местную) подсудность.
Родовая подсудность помогает определить, суд какого уровня системы хозяйственных судов должен принять конкретное дело к своему производству в качестве суда первой инстанции в зависимости от рода (предмета) спора.
В ХПК закреплено общее правило родовой подсудности: дела, подведомственные хозяйственному суду, рассматриваются по первой инстанции хозяйственными судами областей и приравненными к ним судами, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции:
Ø дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
Ø хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
Ø дела, связанные с государственными секретами;
Ø иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело.
Территориальная подсудность дел хозяйственным судам подразделяется на:
Ø общую;
Ø альтернативную (по выбору истца);
Ø договорную;
Ø исключительную.
ХПК (ст. 49) определяет общие правила подсудности:
Ø иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика;
Ø иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица;
Ø встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.
Ст. 50 ХПК закрепляет право истца выбрать хозяйственный суд по месту нахождения одного из ответчиков или другой хозяйственный суд (альтернативная подсудность).
При необходимости стороны в соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 52 ХПК) могут изменить правила общей и альтернативной подсудности, т.е. могут договориться, в каком хозяйственном суде будет рассматриваться спор. Нельзя изменить правила других видов территориальной подсудности.
Исключительная подсудность (ст. 51 ХПК) означает, что споры, перечисленные в ст. 51 ХПК, могут рассматриваться только указанными в этой статье хозяйственными судами.
Дело, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому хозяйственному суду.
Разногласия между хозяйственными судами по подсудности споров разрешаются Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.