Понятие, виды и место рекламы в предпринимательской деятельности.
Отношения по рекламе на рынке товаров, работ, услуг, ценных бумаг, физических и юридических лиц регулируются в Республике Беларусь Законом Республики Беларусь «О рекламе». Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределённого круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим объектам рекламы. Реклама должна соответствовать определённым требованиям. Она должна быть понятна любому и каждому, кто её видит или слышит, без специальных на то знаний, не побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство. Если даётся реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, то она должна сопровождаться пометкой «подлежит сертификации». Закон различает добросовестную и ненадлежащую рекламу. Ненадлежащая реклама включает в себя недобросовестную, недостаточную, неэтичную, заведомо ложную и иную, искажающую действительность информацию относительно количественных, качественных и иных свойств товара, характеристик физического или юридического лица. Ненадлежащая реклама не допускается.
Недобросовестная реклама в прямой или открытой форме направлена на: дискредитацию физических или юридических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; некорректное сравнение рекламируемого товара с аналогичными товарами других физических или юридических лиц, умаление чести, достоинства и деловой репутации конкурентов; заведение потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования, подражания) текста, рекламных формул, изображения и т.д., используемых в рекламе других товаров, либо путём злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них знаний, опыта, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации
Недостоверная реклама - это информация, в которой отсутствуют сведения относительно: природы, состава, способов и даты изготовления, назначения и потребительских свойств, условий применения, наличия сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия госстандартам, места происхождения; наличия товара на рынке, возможности его приобретения в необходимых объёмах; стоимости (цены) товара на момент распространения товара; дополнительной оплаты; доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара; гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; официального названия, получения медалей, призов, дипломов и иных наград; информации о самом рекламодателе и др.
Неэтичная реклама - это реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путём употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое достояние; порочит государственные символы и т.д.
Заведомо ложной считается реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно заводит в заблуждение рекламопотребителя. Различают рекламу в радиотелепрограммах, периодических печатных изданиях, на транспортных средствах и почтовых отправлениях; наружную рекламу; рекламу оружия, медикаментов, боевой техники, финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг и другие её виды.
Рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе потребовать, а рекламодатель обязан предоставить документальные доказательства достоверности предоставленной рекламной информации. При рекламе товара, подлежащего лицензированию, рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе потребовать от рекламодателя представления соответствующей лицензии или её надлежаще заверенной копии. О всяких погрешностях в рекламе рекламопроизводитель обязан немедленно сообщить рекламодателю. Если рекламодатель не устранит этих погрешностей, тогда рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.
Государство осуществляет контроль в области рекламы. Основная задача такого контроля – это предупреждение и пресечение фактов ненадлежащего её осуществления. Кроме того, к разработке требований к рекламе, проведению независимой экспертизы, контролю к организации и осуществлению рекламы могут привлекаться общественные организации, ассоциации, союзы юридических лиц. Эти органы и организации вправе предъявлять иски в суд в интересах потребителей рекламы, включая как конкретных лиц, так и неопределённое количество потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством о рекламе.
В случае нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный органом, обязавшим нарушителя осуществить контррекламу. Все расходы по контррекламе несёт нарушитель в полном объёме. Как правило, контрреклама осуществляется теми же средствами, что и сама опровергаемая реклама, с соблюдением тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка. Согласование контррекламы производится с тем органом, который установил факт нарушения. Юридические лица и граждане (рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители) за нарушение законодательства о рекламе несут гражданско-правовую ответственность: возмещают убытки, моральный вред, дают опровержение ненадлежащей рекламы. Ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа влекут административную ответственность в виде штрафа или предупреждения. За рекламу, содержащую признаки состава преступления, наступает уголовная ответственность.