Имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Государственный морской университет
Имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Институт морского транспортного менеджмента, экономики и права
Кафедра «Экономической теории, экономики и менеджмента»
Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта
Развития предприятия
Методические указания по выполнению курсовой работы
по дисциплине «Планирование на предприятии»
для студентов 4-го курса очной и заочной формы обучения
направления подготовки 38.03.01 «Экономика»
Новороссийск
- ЦЕЛЬ И СОСТАВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Методические указания по выполнению курсовой работы «Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта развития предприятия» составлены в соответствии с программой курса «Планирование на предприятии».
Рабочим инструментом в рыночной экономике является бизнес-план, используемый практически во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования фирмы (предприятия, организации), показывает, каким образом спланировать деятельность, чтобы решить тактические задачи и достичь в намеченные сроки основной стратегической цели - получить или повысить прибыльность работы. Бизнес-план может показать пути роста фирмы, завоевания новых позиций на рынке, где она функционирует, получение инвестиций и кредитных ресурсов.
Поэтому цель курсового проектирования состоит в том, чтобы научить студентов инструментарию бизнес-планирования как средства оценки эффективности инвестиционного проекта.
Основная задача курсовой работы состоит в разработке бизнес-плана развития производственной базы предприятия.
Пояснительная записка к курсовой работе должна быть оформлена следующим образом.
Титульный лист, оформленный согласно приложению 1 к курсовой работе.
Задание на проектирование, оформленное согласно приложению 2 к курсовой работе. Номер задания (варианта) определяется по двум последним цифрам номера курсантского билета (зачетной книжки).
Введение. Во введении на 2-3 страницах необходимо обосновать актуальность выбранной темы курсовой работы, осветить роль и место бизнес-планирования в развитии бизнеса компании, ответить на вопросы:
- зачем нужен бизнес-план?
- кто и где составляет бизнес-план?
- что входит в бизнес-план?
Проектная частьпредставляет собой основные разделы бизнес-плана инвестиционного проекта.
Заключение, в котором делается краткий анализ полученных результатов и основные выводы инвестиционного проектирования.
Список использованной литературывключает источники и литературу, которыми пользовался автор при написании курсовой работы.
Все разделы пояснительной записки должны иметь название, нумерацию и располагаться в определенной последовательности.
Все страницы, формулы, таблицы и схемы должны быть пронумерованы; страницы должны иметь рамку в соответствии с ГОСТом. Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями нормоконтроля к оформлению курсовых работ.
Текст расчетно-пояснительной записки должен включать все необходимые расчеты, обоснования и пояснения к расчетам со ссылками на использованные источники.
Расчеты могут быть выполнены с использованием ПЭВМ и программных средств (EXCEL).
- Роль бизнес-плана в формировании ресурсов компании
Бизнес-план – это основной документ инвестиционного проекта, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.
Процесс бизнес-планирования – это последовательное изложение ключевых моментов проекта, убеждающих партнера или инвестора в его выгодности и необходимости участия в нем.
Далеко не все предприятия и компании имеют достаточно денег для приобретения своих основных фондов. Во всем мире фирмы используют заемный капитал для формирования своих ресурсов. Тем не менее, никто в мире не даст денег, если не будет представлено серьезное обоснование надежности помещения капитала и возможности его возврата в определенное время и с оговоренными процентами.
Для того, чтобы доказать потенциальному кредитору или инвестору эффективность предлагаемого варианта помещения капитала, разрабатывается бизнес-план. Бизнес-план может разрабатываться не только как документ для привлечения дополнительных инвестиций, но и как документ для разработки концепции и стратегии развития бизнеса или как инструмент для оценки результатов работы компании за определенный период. В курсовой работе бизнес-план рассматривается во всех своих функциях.
- Сущность предполагаемого проекта
С целью расширения бизнеса рассматривается проект наращивания производственной мощности предприятия за счет приобретения нового оборудования и увеличения производственных площадей. Студентам предлагается самостоятельно выбрать предприятие любой отрасли (желательно рассматривать предприятия г. Новороссийска).
Предполагается, что финансирование проекта будет осуществляться из собственных средств предприятия в размере 40% от величины инвестиций, остальные 60% в счет кредита в одном из банков, обслуживающих долгосрочные потребности заемщиков, со сроком возврата кредита в течение 5 лет под 14% годовых.
В проекте применяется норма дисконта, равная ставке кредита.
Разработанный проект оценивается на двух уровнях:
• самим предприятием – для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта;
• руководством банка – при необходимости получения банковского кредита для реализации проекта.
Эффективность проекта оценивается по следующим компонентам векторного критерия:
- чистый дисконтированный доход;
- дисконтированный срок окупаемости инвестиций;
- норма (индекс) рентабельности инвестиций;
- чистая дисконтированная прибыль на момент завершения проекта;
- внутренняя норма доходности.
Последние два показателя интересуют не банк, а руководство предприятия, так как оно может принять в качестве стратегии развития именно увеличение чистой дисконтированной прибыли от реализации проекта.
- Структура бизнес-плана
Работа выполняется в соответствии с требованиями по оформлению бизнес-планов и включает в себя:
Титульный лист. Должен быть лаконичным ипривлекательным, его не следует перегружать излишней информацией. На нем указываются: название бизнес-проекта, предприятие - инициатор проекта; назначение бизнес-плана; адрес, телефоны и факс, фамилия и имя составителя документа; дата и место составления бизнес-плана (см. Приложение 3).
Оглавление.В оглавлении должна быть представлена четкая структура основных разделов бизнес-плана. Как правило, она дается укрупненно, без излишней детализации. Оглавление должно включать не только наименования разделов, но и номера страниц, с которых эти разделы начинаются.
Резюме.Представляет собой предельно-краткое изложение сути делового предложения, в нем излагаются все идеи бизнес-плана от постановки цели до краткого изложения финансового обоснования проекта. Резюме пишется так, чтобы заинтересовать потенциального инвестора и убедить его в реализуемости и эффективности представленного проекта.
Как правило, резюме содержит следующие составляющие элементы:
• наименование проекта и назначение бизнес-плана;
• краткая информация о предприятии – инициаторе проекта;
• суть проекта;
• общая сумма инвестиций в проект, потребность в инвестировании;
• основные финансовые результаты и оценки эффективности проекта.
Резюме представляется первым сразу после оглавления, но пишется последним после разработки всех остальных разделов бизнес-плана. Резюме должно быть не более 1-2 страниц; основные требования по его написанию - четкость, лаконичность, убедительность.
Краткая характеристика предприятия – инициатора проекта. Цель этого раздела – дать общее описание предприятия и помочь потенциальному инвестору получить ясное представление об интересующей его компании как объекте инвестирования или как о возможном партнере по бизнесу. Объем этого раздела не должен превышать 1-2 страниц. Общая структура описания предприятия должна содержать ответы на следующие ключевые вопросы:
1. Основные данные о предприятии. Указываются: полное наименование предприятия; организационно-правовая форма, форма собственности; структура собственности; месторасположение и юридический адрес; почтовый адрес, электронный адрес, интернет-сайт; профиль и основные виды деятельности; характеристика юридических документов, требуемых для рассматриваемых видов деятельности (необходимые лицензии, разрешения, кем и когда выданы, сроки их действия).
2. История создания предприятия. Указываются: дата основания; основные этапы; стадия развития бизнеса в настоящий момент.
3. Текущая организация бизнеса. Описываются: состав членов управленческой команды, их доли участия в капитале; размер уставного капитала.
4. Краткая характеристика инфраструктуры предприятия. Указываются: основные здания и помещения; производственные мощности; активы компании.
5. Основные факторы, которые приведут предприятие к успеху. В числе потенциальных отличительных компетенций могут быть (отличительные компетенции компании представляют собой набор уникальных характеристик или способностей, которые создают особую ценность для потребителя продукции):
- менеджмент предприятия;
- качество производимой продукции;
- персонал предприятия;
- географическое расположение компании и др.
Анализ отрасли.Цель этого раздела – дать анализ положения дел предприятия в рассматриваемой отрасли. Для этого необходимо собрать и проанализировать информацию об отрасли. Охарактеризовать финансовое обеспечение развития данной отрасли. Указать предприятия отрасли. Необходимо провести SWOT-анализ планируемого проекта в табличной форме (таблица 1). SWOT-анализ представляет собой метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды планируемого проекта, разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
В качестве таких факторов могут рассматриваться ценовая, ассортиментная, рекламная и сбытовая политики, качество продукции (услуги), квалификация персонала, месторасположение планируемого объекта, сезонный характер, клиентура, статус предприятия, и т.д.
Таблица 1 - SWOT- анализ планируемого проекта в целом по рынку
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. 2. … | 1. 2. … |
Возможности | Угрозы |
1. 2. … | 1. 2. … |
Маркетинг-план.Приводится подробный перечень предлагаемой продукции (услуг), способы их реализации. Устанавливаются сегменты целевого рынка, определяются группы потребителей, на которых ориентирован продукт (услуга). Предусматриваются мероприятия по продвижению продукции или услуги (виды рекламы).
Производственный план.Этот раздел очень важен, поскольку он позволяет оценить степень реалистичности выполнения бизнес-плана. Бизнес-план рассматривает операционную деятельность (по производству продукции, оказанию услуг) как средство для достижения целей инвестиционного проекта. Поэтому в данном разделе необходимо показать, как хозяйственная деятельность будет способствовать достижению поставленных целей.
Задачи данного раздела – определение прогнозных объемов производства продукции в результате реализации инвестиционного проекта и расчет производственных затрат, необходимых для производства продукции.
Финансовый план. Оценка эффективности инвестиционного проекта.Относится к числу ключевых разделов бизнес-плана. Кредиторы доверяют только цифрам и умеют их анализировать. Поэтому этот раздел сводит воедино различную информацию из предыдущих разделов бизнес-плана, представляет ее в стоимостной форме, показывает, будет ли прибыльной деятельность по реализации инвестиционного проекта. В этом разделе выполняются скрупулезные расчеты чистого дохода по годам, анализируется процесс выхода на точку безубыточности проекта, возможность погашения долга и выплаты процента за кредит. Все расчеты проводятся с дисконтированием по принятой норме дисконта.
При принятии решений о долгосрочных инвестициях возникает потребность в анализе их эффективности, основная цель которого – установить, оправдают ли будущие выгоды сегодняшние затраты. Эффективность инвестиционного проекта характеризуется различными показателями, определяющими соотношение затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности проекта. Методика обоснования финансового плана и расчета показателей эффективности инвестиционного проекта приведена в разделе 5.
Анализ рисков.Цель данного раздела состоит в том, чтобы выявить возможные риски, связанные с осуществлением проекта, оценить риски проекта в целом и предусмотреть меры по предотвращению или снижению возможных потерь. Оценка рисков основана на нахождении точки безубыточности и на построении кривой риска, позволяющей составить наиболее вероятный прогноз деятельности предприятия.Методика оценки рисков приведена в разделе 6.
4. Методика разработки производственного плана
Инвестиционные затраты
Инвестирование проекта осуществляется из собственных средств предприятия в размере 40%, остальные 60% планируется получить в кредит в Сбербанке под 14% годовых с обязательной выплатой раз в год равными суммами. Размер инвестиций приведен в задании на курсовое проектирование (Приложение 4).
План производства
Ключевым вопросом методики обоснования эффективности инвестиций является степень обоснованности уровня будущих доходов и расходов, связанных с внедрением проекта. Особенно сложным является предсказание уровня цен на производимую продукцию.
Обоснование уровня величин, составляющих исходные данные и нормативы, остается наиболее трудной задачей при разработке реальныхбизнес-планов, и обучающиеся должны это понимать. При курсовом проектировании от студентов эта часть работы не требуется. Считается, что уровень исходных данных и нормативов уже обоснован на предварительном этапе.
Годовой объем производства и стоимость единицы продукции приведены в задании. В плане производства предусмотрено возрастание объемов производимой продукции в течение срока реализации инвестиционного проекта, то есть проект должен становиться все более успешным от года к году, а также предусмотрен рост цен на продукцию. Объемы продукции в натуральном выражении и уровень цен на продукцию устанавливаются по годам расчетного периода исходя из индексов их роста, приведенных в таблице 3.
Производственные затраты
В процессе реализации проекта любой хозяйствующий субъект несет производственные расходы, включающие соответствующие статьи затрат.
В таблице 2 приведены структура производственных расходов предприятия и алгоритм их расчета.
Таблица 2 – Структура себестоимости производства продукции
№ п/п | Статья затрат | Алгоритм расчета: принимаются в размере |
1. | Сырье и материалы | 15% от выручки |
2. | Топливо, энергия (технологические) | 5% от затрат на сырье и материалы |
3. | Оплата труда основных производственных рабочих | 35% от выручки |
4. | Начисления на оплату труда | 30% от оплаты труда основных производственных рабочих |
5. | Общепроизводственные расходы | 10% от оплаты труда основных производственных рабочих |
6. | Общехозяйственные расходы | 20% от оплаты труда основных производственных рабочих |
Общепроизводственные расходы – это затраты на содержание, организацию и управление производствами (основное, вспомогательное, обслуживающее). К ним относятся: расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата производственных помещений; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы.
Общехозяйственные расходы –расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом. К ним относятся: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Примечание:в курсовой работе расходы на амортизационные отчисления выделяются отдельной статьей затрат, алгоритм их расчета приведен в разделе 5.
Все расходы предприятия делятся на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянными называются расходы, объем которых не меняется или слабо меняется с изменением объема производства продукции. Таковыми можно считать общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Условно-переменными считают расходы, объем которых прямо пропорционально зависит от изменения объема выпуска продукции. Обычно это материальные, топливно-энергетические расходы на технологические цели, расходы по оплате труда основных производственных рабочих с начислениями.
В таблице 3 приведены цепныеиндексы изменения исходных данных по годам расчетного периода.
Таблица 3 - Индексы изменения исходных данных
Наименование показателя | Индексы изменения показателей по годам | ||||
Объемы производства продукции в натуральных единицах | 1,00 | 1,2 | 1,15 | 1,10 | 1,20 |
Цена единицы продукции | 1.00 | 1,13 | 1,12 | 1,09 | 1,25 |
Затраты на сырье и материалы | 1.00 | 1,07 | 1,10 | 1,12 | 1,08 |
Затраты на топливо и энергию | 1.00 | 1,06 | 1,08 | 1,11 | 1,12 |
Расчет основных показателей производственного плана по годам расчетного периода (с учетом индексов роста) приводится в таблице 4.
Таблица 4 – Основные показатели производственного плана
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
1.Объем производства, тыс. физ. ед. | |||||
2.Цена единицы продукции, дол./физ. ед. | |||||
3.Выручка, тыс. дол. | |||||
4.Затраты на сырье и материалы, тыс. дол. | |||||
5.Затраты на топливо и энергию (технологические), тыс. дол. | |||||
6.Оплата труда основных производственных рабочих, тыс. дол. | |||||
7.Начисления на оплату труда, тыс. дол. | |||||
8.Общепроизводственные расходы, тыс. дол. | |||||
9.Общехозяйственные расходы, тыс. дол. | |||||
10. Переменные расходы, тыс. дол. | |||||
11.Постоянные расходы, тыс. дол. |
5. Методика обоснования финансового плана
Цель раздела – дать ясное видение полной картины ожидаемых финансовых результатов деятельности предприятия по реализации проекта.
Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя разработку двух основных финансовых документов, создающих основу для финансового анализа, планирования, мониторинга и контроля:
1. План прибылей и убытков (Income Statement). Показывает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период времени.
2. План денежных потоков (Cash Flow). Показывает потоки денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за период времени.
Помимо указанных выше документов в рассматриваемом разделе бизнес-плана должны быть представлены результаты:
- расчетов по кредиту;
- расчетов амортизационных отчислений и налога на имущество;
- анализа и оценки показателей экономической эффективности инвестиционного проекта.
Расчеты производятся в следующей последовательности.
Таблица 5 - Расчет амортизационных отчислений и налога на имущество
Показатель | Всего за период | Период планирования | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | ||
Инвестиции, тыс. дол. | ||||||
Норма амортизационных отчислений, % | ||||||
Амортизация, тыс. дол. | ||||||
Остаточная стоимость основных фондов, тыс. дол. | ||||||
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. дол. | ||||||
Сумма налога на имущество, тыс. дол. |
5.2 Разработка кредитного плана
В основу расчета кредитного плана заложены следующие предположения.
Для упрощения расчетов начисление и выплата процентов за кредит будет осуществляться ежегодно. При этом начисляются проценты от величины остатка задолженности по кредиту на начало расчетного года. Используемая в расчетах ставка процента за кредит – 14% в год. Схема выплат основной суммы долга – равномерно по годам планируемого периода в конце каждого расчетного года. Планируемая дата получения кредита – окончание нулевого года, соответственно начисление процентов будет осуществляться с начала первого расчетного года.
Примерный формат кредитного плана представлен в таблице 6.
Таблица 6 - Кредитный план
Показатели | 0 год | Плановый период | Всего за период | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |||
Сумма кредита, тыс. дол. | |||||||
Ставка годовых, % | |||||||
Погашение кредита, тыс. дол. | |||||||
Остаток задолженности на начало года, тыс. дол. | |||||||
Выплата процентов, тыс. дол. | |||||||
Погашение кредита нарастающим итогом, тыс. дол. | |||||||
Выплата процентов нарастающим итогом, тыс. дол. |
5.3 Разработка плана прибылей и убытков
План прибылей и убытков представляет собой финансовый документ, который отражает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период.
Задача подготовки данного документа состоит в том, чтобы показать структуру себестоимости производства, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности. По нему можно судить о рентабельности производства, рентабельности продукции, возможности возврата в срок заемных средств. С его помощью проводится анализ безубыточности бизнеса.
Разработка «Плана прибылей и убытков» опирается на результаты ранее проведенных расчетов из других разделов бизнес-плана, а также на дополнительную информацию. Для отражения динамики показателей используется метод начисления, согласно которому расчеты прибыли проводятся без учета реального поступления денежных средств. Формат и алгоритм проведения расчетов в плане прибылей и убытков представлен в таблице 7.
Таблица 7 - План прибылей и убытков
№ №п/п | Показатели | Всего за период | Плановый период | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |||
1. | Выручка | ||||||
2. | Переменные расходы | ||||||
3. | Валовая прибыль | ||||||
4. | Постоянные расходы | ||||||
5. | Операционная прибыль | ||||||
6. | Проценты по кредиту | ||||||
7. | Налог на имущество | ||||||
8. | Прибыль до налогообложения | ||||||
9. | Налог на прибыль | ||||||
10. | Чистая прибыль | ||||||
11. | Коэффициент прибыльности (стр.8/стр.1) | ||||||
12. | Рентабельность проекта (стр.10/стр.1) |
Суммарные переменные и постоянные затраты в «Плане прибылей и убытков» определяются на основании данных таблицы 4.
Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой и переменными затратами. Этот показатель заслуживает пристального внимания, поскольку норма валовой прибыли (отношение валовой прибыли к выручке) является важной характеристикой в оценке финансовой состоятельности проекта или прогнозируемого финансового состояния предприятия.
Операционная прибыль (прибыль от продаж) рассчитывается как разница между валовой прибылью и суммой постоянных расходов. В составе постоянных расходов отдельными строками выделяют проценты по кредиту и расчеты с бюджетом.
Прибыль до налогообложения является основным показателем для определения налога на прибыль, установленной для соответствующего вида бизнеса в соответствующий период. В курсовой работе ставка налога на прибыль составляет 20%.
Если в процессе расчетов прибыль до налогообложения за какой-либо расчетный период имеет отрицательное значение (убыток), то налог на прибыль будет равен нулю, а полученный убыток должен учитываться при расчете налогооблагаемой прибыли в следующем расчетном периоде.
Чистая прибыль определяется как разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль. Чистая прибыль является главным целевым показателем. Она выступает основным источником погашения кредита.
5.4. Разработка плана денежных потоков
План денежных потоков (или план движения денежных средств, Cash Flow) представляет собой финансовый документ, отражающий движение потоков денежных средств от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия на планируемый период. Он показывает динамику поступления и расходования денежных средств на планируемый период, что позволяет судить о платежеспособности предприятия.
Цель прогнозирования движения денежных потоков – определить объемы финансовых потребностей (кредитов, инвестиций), а также обеспечить сбалансированность поступления и расходования денежных средств в прогнозируемом периоде.
Разные виды бизнеса могут иметь различные форматы плана денежных потоков в силу специфики своей деятельности. Однако отдельные статьи плана денежных потоков непосредственно взаимосвязаны со статьями плана прибылей и убытков, планом капитальных затрат, кредитным планом.
План денежных потоков представлен в формате, когда статьи располагаются по их типу, в связи с поступлением (притоком) или с выплатой (оттоком) денежных средств, причем сначала представляются все статьи, отражающие поступления, а затем – выплаты.
Структура денежного потока и общий алгоритм проведения расчетов при составлении плана денежных потоков представлены в таблице 8.
Таблица 8. – План движения денежных потоков (в тыс. дол.)
Показатель | Всего за период | Период планирования, год | |||||
0-й год | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | ||
Остаток денежных средств на начало периода | |||||||
Приток: | |||||||
Собственные средства | |||||||
Поступление кредита | |||||||
Выручка | |||||||
Итого приток | |||||||
Отток: | |||||||
Покупка оборудования | |||||||
Переменные расходы | |||||||
Постоянные расходы | |||||||
Амортизация | |||||||
Проценты по кредиту | |||||||
Налог на имущество | |||||||
Налог на прибыль | |||||||
Погашение кредита | |||||||
Итого отток | |||||||
Чистый приток денежных средств | |||||||
Остаток денежных средств на конец периода |
Примечание:
- в строке «Остаток денежных средств на начало периода» в 0-м году данный остаток принимается равным нулю.
- строка «Чистый приток денежных средств» есть разность между данными строки «Итого приток» и строки «Итого отток»;
- строка «Остаток денежных средств на коней периода» содержит значения предыдущей строки о чистом притоке, полученные нарастающим итогом (кумулятивные значения).
Таблица 9 - Расчет чистого дисконтированного дохода (тыс. дол.)
Показатели | Всего за период | Период планирования | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | ||
Таблица 10 - Определение дисконтированного срока окупаемости инвестиций
Показатель | Период планирования | Срок окупаемости инвестиций | |||||
0-й год | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | ||
Дисконтированная стоимость денежного потока проекта, тыс. дол. | |||||||
Дисконтированная стоимость денежного потока проекта нарастающим итогом, тыс. дол. |
Анализ безубыточности
Анализ безубыточности является важной составляющей анализа и оценки проектов.
Цель анализа безубыточности – определить точку объема производства, при которой общая выручка будет равна суммарным издержкам. Точка безубыточности характеризует уровень объема производства (в натуральном и стоимостном выражении) на протяжении определенного периода времени, за счет которого предприятие полностью покрывает свои издержки, т.е. работает безубыточно.
Расчет точки безубыточности в стоимостном выражении производится за весь планируемый период (период проекта) по формулам:
, (8)
где - точка безубыточности (в стоимостном выражении);
- совокупные постоянные издержки;
- норма валовой прибыли.
Норма валовой прибыли – это ключевой показатель в анализе безубыточности. Она рассчитывается по формуле:
, (9)
где - валовая прибыль предприятия за весь период проекта;
- выручка от производства продукции за весь период проекта.
На основе соотнесения ожидаемой выручки и точки безубыточности рассчитывается показатель запаса прочности , характеризующий уровень риска. Чем меньше значение запаса прочности, тем выше риск попадания в область убытков:
(10)
Запас прочности показывает, насколько может сократиться объем производства, прежде чем предприятие понесет убытки. Значение запаса прочности менее 30% - признак высокого риска.
6.2 Построение кривой риска (статистический метод)
Статистический метод состоит в том, что изучается статистика потерь, имевших место в аналогичных видах инвестиционных проектов, построении кривой риска, расчета дисперсии как меры разброса возможных значений исследуемого показателя, стандартного отклонения и составлении наиболее вероятного прогноза.
При определении потерь следует включать в общее число случаев и те предпринимательские проекты, в которых потерь не было, а был выигрыш, т.е. превышение расчетного уровня показателя. Иначе показатели вероятностей потерь и угрозы риска окажутся завышенными.
Кривая риска представляет собой график прогноза оптимистического, среднего и пессимистического уровней показателя.
С тем, чтобы определить, насколько рискован запланированный проект, произво