Преподаватель: к.э.н., доцент Андрей Викторович Плотников
Всего: 22 часа лекции: 8 часов практические занятия: 14 часов Контроль:экзамен, курсовая работа |
Темы курсовых работ:
1. Управленческие революции в истории общества.
2. Промышленный переворот и формирование фабрично-заводского менеджмента в Англии в XIX веке.
3. Историко-экономические и теоретические предпосылки возникновения научного менеджмента в северных штатах США.
4. Разработка и внедрение положений «фордизма» в американскую практику промышленного управления.
5. Основные положения теории «научного менеджмента» Ф. Тейлора и его последователей.
6. Основные положения административной (классической) школы управления Анри Файоля.
7. Теория идеального типа административной организации – бюрократии, разработанной Максом Вебером.
8. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей.
9. Развитие теории хозяйственного управления и научной организации труда в России в первой половине ХХ века.
10. Разработка методики рационализации трудовых процессов (Москва) и концепции управления заводским хозяйством в России (Санкт-Петербург) в пореформенный период.
11. Организационно-техническая концепция управления в России в 20-30-х годах ХХ века.
12. Социальная концепция менеджмента в России в 20-30-х годах ХХ века.
13. Концепция тектологии А.А. Богданова.
14. Концепция научной организации труда А.А. Гастева.
15. Сущность системного подхода в управлении. Концепция системного подхода Л. Берталанфи.
16. Развитие теории системного анализа в работах Б. Рудвика. Классификация структурированности управленческих проблем и специфика подходов к их решению.
17. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента. Вклад Р. Моклера в развитие ситуационной теории менеджмента.
18. Основные задачи ситуационного подхода. Развитие ситуационного подхода к анализу организационных структур. Разработка методов исследования операций с позиции системного подхода (Миллер и Стар).
19. Теоретико-методологические основы школы социальных систем современного менеджмента. Разработка Ч Бернардом на основе системного подхода целостной теории организации управления.
20. Развитие концепции «социальных систем» Г. Саймоном. Проблема связи в организационной системе и применение системного анализа к дифференциации целей организации.
21. Развитие концепции «социальных систем» Ф. Селзником: институциональное воплощение тотальных целей организации как одна главных задач руководства. Шесть ключевых аспектов политики организации в целом.
22. Развитие концепции «социальных систем» Э. Голднером. Соотношение рациональной и естественной систем. Понятия организационной напряженности и функциональной автономности.
23. Развитие концепции «социальных систем» А. Этциони. Организация как сложный агрегат, в котором взаимодействует множество социальных групп. Основные аспекты организационного анализа А. Этциони.
24. Организационно-технические концепции управления (Богданов А.А., Гастев А.К., Ерманский А.А.). Постановка проблемы организации труда в масштабе общества.
25. Социально-организационные концепции менеджмента. (Керженцев П.М., Витке Н.А., Дунаевский Ф.А.). Разработка теоретических основ и практических методик научной организации труда на предприятиях.
26. Роль организации в развитии общества.
27. Влияние социальных целей и политических ориентиров на деятельность организации.
28. Организация как управляемая система.
29. Виды и типы организаций.
30. Система управления организацией.
31. Задачи управления организацией.
32. Структурирование управления организационными системами.
33. Особенности социальных законов, регламентирующих функционирование организаций.
34. Управление приростом энергии в организации.
35. Борьба организаций за выживание в условиях рыночной экономики.
36. Планирование развития организации.
37. Формирование среды обитания организации.
38. Информационная среда организации и процесс ее формирования.
39. Основы системного подхода при изучении деятельности организации.
40. Принципы действия статических и динамических структур.
41. Рационализация организационной структуры.
42. Формирование организационных структур.
43. Проектирование и корректировка организационных систем.
44. Субъекты и объекты организационной деятельности.
45. Организационная культура
46. Этапы становления и развития организационного поведения.
47. Классический этап становления организационного поведения как научной дисциплины.
48. Социально-психологический этап развития организационного поведения как научной дисциплины.
49. Культурологический этап развития организационного поведения как научной дисциплины.
50. Основные функции организационной культуры. Схема иерархии уровней организационной культуры.
51. Основные этапы развития теории организационного поведения как этапы ведущей составной части организационной культуры.
52. Концепции ведущих американских психологов и культуроведов в области организационного поведения. (Э. Шейна, Ф. Р. Клукхона, Ф. Л. Стродбена).
53. Основные этапы становления отечественной психологической школы организационного поведения и психологии управления.
54. Формирование группового поведения в организации. Потребности в групповом объединении.
55. Формальные и неформальные группы. Достоинства и проблемы неформальных групп. Стадии формирования неформальных групп.
56. Общение как коммуникативная деятельность. Основные составляющие процесса коммуникативной деятельности и их характеристика. Основные характеристики общения личности в организации.
57. Содержание, функции, стороны, манера, стиль общения в организации.
58. Психологические механизмы взаимопонимания в общении между персоналом в организации.
59. Структура межличностного взаимодействия и типы межличностного взаимодействия.
60. Психологические барьеры, возникающие в общении, их характеристика.
61. Физические, социально-ролевые, информационно-познавательные барьеры, возникающие в общении.
62. Идеологические, социально-психологические, организационно-психологические, психосоциальные барьеры, возникающие в общении.
63. Диалог как организационный принцип коммуникативной деятельности персонала организации.
64. Характеристика основных моделей общения сотрудников организации.
65. Понятие и виды организационных изменений. Управление изменениями в организации. Ключевые точки управления поведением и развитием организации.
66. Преодоление сопротивления персонала организационным изменениям компании.
67. Ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации.
68. Понятие и виды конфликтов. Место и роль конфликтов в управлении социальными процессами и персоналом организации.
69. Психология природы конфликта и технология конфликтных отношений.
70. Источники (причины) социально-психологических конфликтов в организации. Анатомия социально-психологического конфликта.
71. Причины организационного конфликта и его этапы.
72. Двоякая роль конфликтов в развитии социальных процессов и их классификация.
73. Способы разрешения социально-психологических конфликтов как средство управления взаимоотношениями в организации. Стратегии разрешения конфликтов.
74. Психологическая характеристика основных стилей (способов) разрешения конфликтов и правила их применения.
75. Преодоление социально-психологических конфликтов путем улучшения общения. Проблемы общения и способы их преодоления в конкретных ситуациях.
76. Управление конфликтом на личном, групповом и организационном уровнях. Переговоры как способ разрешения конфликтов.
77. Выживание и адаптация к внешней среде как функция организации.
Вопросы к экзамену: