Рабочая программа внеурочной деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектно – исследовательское направление

тип программы: комплексная

«Я исследователь»

( 1 – 4 класс)

Возраст участников: 7-11 лет

Тарабрина Лариса Александровна

(Ф.И.О. учителя, составителя)

Рассмотрено на

заседании

педагогического

совета

протокол № 1от

«29.08.2014г

2014-2015 учебный год

Структура рабочей программы

Пояснительная записка

На курс «Я исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление-«Проектно исследовательская деятельность».

Программа курса рассчитана на 4 года, 132часа, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

Ø познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

Ø мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

Ø прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

Ø прививать интерес к исследовательской деятельности;

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

2. Тематический план программы

Наименование разделов/ модулей, тем Всего час Количество часов Характеристика деятельности обучающихся
1 год заня тий 2 год заня тий 3 год заня тий 4 год заня тий
Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные
1. 1.1   1.2   Проект Науки которые нас окружают           Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Символы Малой Родины            
2.   2.1 2.2 Структура учебно-исследова- тельской деятельности                 План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.
Учимся делать проекты    
Геология родного края.      
    3.1 3.2   3.3 Самостоятельная исследовательская практика                                 Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии.
Мы исследователи      
Основные источники получения информации.                    
Времена года.  
    4.1   4.2     4.3 4.4 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся                             Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. Исследование связи времен года и народных примет. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.
Методика оформления результатов исследования.                  
Животный мир и растительный.                    
Тематические учебные исследования.                    
Экология Саратовской области.      
                   
Итого:  


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год занятий (33 часа)

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Времена года.Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Геология родного края.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Саратовской обл.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

2 год занятий (34 часа)

Науки которые нас окружают

Тренинг исследовательских способностей
Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что можно исследовать? (тренировочные занятия) Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки». Коллективное занятие «Жилой дом» Игра «Историческое моделирование» Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Времена года.Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия-наблюдение за воробьями. Развитие умения видеть проблемы. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Развитие умений давать определение понятиям. Развитие умений классифицировать.  
Самостоятельная исследовательская практика Задачи на классификацию с явными ошибками. Развитие умений и навыков работы с парадоксами. Развитие умений наблюдать Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Животный мир и растительный. «Определяем плавучесть предметов» Эксперименты с домашними животными. Как оценивать идеи. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. Развитие умения создавать метафоры. Развитие умений создавать тексты. Методика работы с текстом. Учимся выделять главную идею. Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». Мониторинг исследовательской деятельности учащихся Экология Саратовской области. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.   3 год занятий (33часа) Науки которые нас окружают Что я думаю о своих способностях. Структура учебно-исследовательской деятельности Содержание учебно-исследовательской деятельности План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Животный мир и растительный. Основные источники получения информации. Оформление списка литературы и использованных электронных источников. Методы исследования. Мыслительные операции. Методика оформления результатов  
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
Оформление работы. Подготовка доклада. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. Тематические учебные исследования 1) Исследование числа 2) Исследование суммы, произведения. 3) Исследование «Лексическое значение слов» 4) Исследование «Орфограммы в корне слова» 5) Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» . 6) Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» . 7) Времена года.Исследование «Вода-источник жизни». Конференция . 8) Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» . 9) Исследование «Наш посёлок». 10) Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» 11) Исследование « Труд в моей семье» 12) Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». 13) Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». 14) Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. Экология Саратовской области. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

4 год занятий (33 часа)

Науки которые нас окружают

Символы Малой Родины Понятие о символах Саратовской области. Исследование символов. Геология родного края. Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра. Понятия: землепроходцы, исследователи. Понятия: Саратов, Волга. Понятия: руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье Времена года. Исследование связи времен года и народных примет. Понятия: народные приметы. Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река. Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Саратовской области, отличительные особенности природных зон. Животный мир и растительный. Наблюдение за млекопитающими лесов. Птицами Саратовской области. Земноводными, живущими на территории края. Насекомыми. Мир рыб. Мир деревьев Краснокутского района. Деревья и кустарники лесостепной зоны. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений. Экология Саратовской области. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

*получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

*обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

*приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

*получат возможность осознать своё место в мире;

*познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

*получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие УУД (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ):

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия (регулятивные УУД).
  2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности (познавательные, общеучебные УУД).
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира (познавательные, общеучебные УУД).

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения, что способствует формированию личностных УУД.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её. У обучающихся формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами (личностные и коммуникативные УУД).

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности

Выпускник получит возможность научиться:

· узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

· различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Содержание программы «Я исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектно – исследовательское направление

тип программы: комплексная

«Я исследователь»

( 1 – 4 класс)

Возраст участников: 7-11 лет

Тарабрина Лариса Александровна

(Ф.И.О. учителя, составителя)

Рассмотрено на

заседании

педагогического

совета

протокол № 1от

«29.08.2014г

2014-2015 учебный год

Структура рабочей программы

Пояснительная записка

На курс «Я исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление-«Проектно исследовательская деятельность».

Программа курса рассчитана на 4 года, 132часа, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

Ø познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

Ø мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

Ø прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

Ø прививать интерес к исследовательской деятельности;

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

2. Тематический план программы

Наименование разделов/ модулей, тем Всего час Количество часов Характеристика деятельности обучающихся
1 год заня тий 2 год заня тий 3 год заня тий 4 год заня тий
Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные
1. 1.1   1.2   Проект Науки которые нас окружают           Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Символы Малой Родины            
2.   2.1 2.2 Структура учебно-исследова- тельской деятельности                 План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.
Учимся делать проекты    
Геология родного края.      
    3.1 3.2   3.3 Самостоятельная исследовательская практика                                 Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии.
Мы исследователи      
Основные источники получения информации.                    
Времена года.  
    4.1   4.2     4.3 4.4 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся                             Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. Исследование связи времен года и народных примет. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.
Методика оформления результатов исследования.                  
Животный мир и растительный.                    
Тематические учебные исследования.                    
Экология Саратовской области.      
                   
Итого:  

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год занятий (33 часа)

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Времена года.Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Геология родного края.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Саратовской обл.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

2 год занятий (34 часа)

Науки которые нас окружают

Тренинг исследовательских способностей
Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что можно исследовать? (тренировочные занятия) Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки». Коллективное занятие «Жилой дом» Игра «Историческое моделирование» Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Времена года.Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия-наблюдение за воробьями. Развитие умения видеть проблемы. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Развитие умений давать определение понятиям. Развитие умений классифицировать.  
Самостоятельная исследовательская практика Задачи на классификацию с явными ошибками. Развитие умений и навыков работы с парадоксами. Развитие умений наблюдать Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Животный мир и растительный. «Определяем плавучесть предметов» Эксперименты с домашними животными. Как оценивать идеи. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. Развитие умения создавать метафоры. Развитие умений создавать тексты. Методика работы с текстом. Учимся выделять главную идею. Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». Мониторинг исследовательской деятельности учащихся Экология Саратовской области. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.   3 год занятий (33часа) Науки которые нас окружают Что я думаю о своих способностях. Структура учебно-исследовательской деятельности Содержание учебно-исследовательской деятельности План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Животный мир и растительный. Основные источники получения информации. Оформление списка литературы и использованных электронных источников. Методы исследования. Мыслительные операции. Методика оформления результатов  
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
Оформление работы. Подготовка доклада. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. Тематические учебные исследования 1) Исследование числа 2) Исследование суммы, произведения. 3) Исследование «Лексическое значение слов» 4) Исследование «Орфограммы в корне слова» 5) Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» . 6) Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» . 7) Времена года.Исследование «Вода-источник жизни». Конференция . 8) Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» . 9) Исследование «Наш посёлок». 10) Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» 11) Исследование « Труд в моей семье» 12) Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». 13) Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». 14) Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. Экология Саратовской области. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

4 год занятий (33 часа)

Науки которые нас окружают

Символы Малой Родины Понятие о символах Саратовской области. Исследование символов. Геология родного края. Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра. Понятия: землепроходцы, исследователи. Понятия: Саратов, Волга. Понятия: руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье Времена года. Исследование связи времен года и народных примет. Понятия: народные приметы. Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река. Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Саратовской области, отличительные особенности природных зон. Животный мир и растительный. Наблюдение за млекопитающими лесов. Птицами Саратовской области. Земноводными, живущими на территории края. Насекомыми. Мир рыб. Мир деревьев Краснокутского района. Деревья и кустарники лесостепной зоны. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений. Экология Саратовской области. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

*получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

*обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

*приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

*получат возможность осознать своё место в мире;

*познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

*получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие УУД (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ):

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия (регулятивные УУД).
  2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности (познавательные, общеучебные УУД).
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира (познавательные, общеучебные УУД).

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения, что способствует формированию личностных УУД.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её. У обучающихся формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами (личностные и коммуникативные УУД).

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности

Выпускник получит возможность научиться:

· узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

· различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Наши рекомендации