Глава 9. имидж делового человека
Душа никогда не мыслит вне образа.
Аристотель
ЧТО И КАК ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА
При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй себя, дабы не было таких же недостатков.
Конфуций
Власть человека над людьми зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления, привлекательности облика.
Слово имидж переводится на русский язык как «образ», «облик». Создание позитивного имиджа играет значительную роль в достижении успеха.
Попытайтесь ответить на приводимые ниже вопросы, а затем ознакомьтесь с нашими комментариями.
Вопросы
1. Надо ли в беседе с деловым партнером подчеркнуть, что только письменное соглашение имеет ценность?
2. Одна из фирм, специализирующаяся на продаже очень дорогих костюмов, привела в своей рекламе следующее ут-
верждение: «Когда один из самых богатых ныне людей начинал свою карьеру мелким служащим, он почти весь свой скромный заработок, живя впроголодь, тратил на приобретение дорогих костюмов».
Можно ли верить этому утверждению или это просто рекламный трюк?
3. Влияет ли одежда на успех в делах? Или по одежке только встречают, а провожают по уму?
4. Что можно класть в наружные карманы пиджака: ручку, карандаш, расческу?
5. Какие кроссовки можно надеть с пиджаком или с галстуком ?
6. Обращают ли женщины внимание, как начищены ботинки у мужчин ?
Ответы и комментарии
1. Слово делового человека имеет не меньший вес, нежели подписанный договор.
Верность слову — лучшая характеристика делового человека.
Поэтому подчеркивать преимущества письменного соглашения перед устным и тем более принижать ценность устного соглашения — значит усомниться в порядочности своего партнера. Но при этом и ваш имидж пострадает: подозревают других в основном те, кто сам не чист на руку.
Наши предки дали нам прекрасные примеры. Скажем, купцы очень гордились тем, что «слово купца — надежнее любого договора». Отсюда и выражение «ударили по рукам», то есть скрепили слово рукопожатием. В США бытует аналогичное — «техасское рукопожатие»,
2. Утверждение абсолютно верное. Речь идет о богатейшем человеке своего времени — греческом судовладельце Аристотеле Онассисе.
Он поступал именно так. И, кроме того, ухитрялся оплачивать ежегодные взносы в элитарный деловой клуб. Там он и получил информацию, позволившую ему провести серию удачных сделок, ставших началом его предпринимательской карьеры.
В рекламе фирма не могла использовать имя Онассиса, ибо на это потребовалось бы его разрешение.
3. Одежда человека влияет на его успех (или неуспех). Психологическая основа этого — «эффект ореола», окотором рассказано в параграфе 4.5.
4. В наружные карманы пиджака можно класть только платок. Для всего остального служат внутренние карманы.
5. С пиджаком и галстуком — никаких кроссовок! Вопрос наипростейший, и поставлен он лишь потому, что и до сего времени доводится встречать «деловых» людей, смешивающих в своей одежде разные стили: деловой и спортивный.
6. На этот вопрос обычно большинство отвечают правильно: да, женщины замечают, начищены ли ботинки у мужчин. Знать-то мужчины знают, но в большинстве своем чистят обувь реже, чем это необходимо. Лень мужчин иногда превалирует над их желанием производить хорошее впечатление.
Вопросы
7. Как влияет перстень на руке делового человека на его имидж: ?
8. Должен ли деловой человек производить впечатление заботящегося о своей внешности ?
9. Должен ли деловой человек следить за модой?
Ответы и комментарии
7. Если перстень дорогостоящий, это может быть расценено как желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой — признак ограниченности финансовых возможностей его обладателя. И то и другое не способствуют благоприятному имиджу.
Из украшений деловому человеку рекомендуется носить только обручальное кольцо.
Желающим блеснуть своими возможностями напомним, что настоящее богатство не афиширует себя. Наиболее преуспевающие деловые люди не кичатся роскошью, более того — поражают окружающих скромностью одежды и отсутствием какого-либо расточительства.
Исключение представляют жители Ближнего Востока. У них дорогие украшения — знак процветания. В общении сними дорогой перстень будет способствовать вашему имиджу.
8. Обычно на данный вопрос отвечают правильно: должен. Но большинство не различают двух понятий: «заботиться о своей внешности» и «производить впечатление заботящегося», и, по существу, всегда говорят о первом.
А различие таково: у одного ухоженность — как бы от природы (то есть его забота незаметна), а у второго — явный результат его усилий.
После выяснения нюансов мнения полярно расходятся, причем, как правило, предпочтение отдается «от-природному» облику. И напрасно. Ведь когда человек видит, что другой ради него постарался, чтобы произвести хорошее впечатление, он воспринимает это как комплимент. Этот другой как бы говорит: «Я уважаю тебя, дорожу твоим мнением». Возникшие по этому поводу положительные эмоции переносятся на человека, их вызвавшего, повышают привлекательность его облика.
Конкретные проявления заботы о своем облике — всегда отглаженный костюм, стрижка, доведенная до блеска обувь, чистое бритье и т.п.