Сколько времени и как готовиться
О времени. Чем выше профессионализм и культура выступающего, тем меньше времени ему необходимо для подготовки. Неопытным ораторам, конечно же, больше, чем «зубрам».
Многие люди грешат тем, что посвящают мало времени подготовке своей речи. К таким, в частности, относятся слова Гете: «Сущность дилетанта в том, что он недооценивает трудности дела».
Есть важная закономерность: чем короче выступление, тем большего времени оно требует для его подготовки.
Конечно, речь идет не о выступлении-реплике, а об ответственной речи, когда за 3—7 минут необходимов чем-либо убедить аудиторию. Чтобы найти слова, аргументы, которые помогут достичь этого, нужно проделать огромную аналитическую работу, отобрать самое главное, выстроить доводы в нужную цепочку, продумать психологические моменты.
Опытные ораторы хорошо знают о сложности выступления, когда на него отпущено мало времени. Одного из них спросили, сколько он готовится к выступлению, тот ответил: «Это зависит от регламента: если десять минут — неделю, если двадцать — два дня, а если два часа — готов выступить хоть сейчас».
Знание предмета и план выступления. Ввоенном деле, как известно, для успеха наступления одним из необходимых условий является трехкратное превосходство в силе над противником.
Аналогичное положение и при публичном выступлении. Оратор должен намного больше слушателей знать опредмете своей речи. Конечно, далеко не все выступающие, особенно по социальным проблемам, отвечают этому условию. Поэтому и убедительность большинства из них оставляет желать лучшего.
Глубокое изучение, знание предмета выступления обязательны для оратора, уважающего и себя, и своих слушателей.
Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить на протяжении длинного пути все изгибы берегов, все мели и рифы, тот ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи.
Интересная, захватывающая речь — это прежде всего результат ее тщательного планирования.
Писать ли текст речи до выступления. Античные теоретики риторики считали предварительное написание речи единственно верным способом ее подготовки. Великий оратор Древнего Рима Цицерон считал это обязательным. «Лишь спомощью писания можно достигнуть легкости речи», — утверждал римский оратор Квинтилиан.
Поддавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее.
Написание речи — действительно прекрасная школа. Прежде всего — школа логических рассуждений. На бумаге легче выстроить более логичную цепочку убедительных доводов, отбросить все лишнее, увидеть, чего недостает.
Вообще говоря, надеяться, что с первого раза попадешь «в десятку», точно выразишь свою мысль, — излишняя самонадеянность. Великие писатели это понимали и подолгу работали над каждой фразой. Например, Лев Толстой по десять и более раз переделывал свои произведения.
Точно и образно выражать свои мысли не каждому дано. Но без большого труда нет успеха ни в какой сфере деятельности. «Слава — в руках труда». Это мнение человека, которому можно верить, ибо слова эти принадлежат гениальному человеку — живописцу, скульптору, архитектору, ученому и инженеру Леонардо да Винчи.
Слабые стороны написанного видны уже на следующий день. Еще можно все исправить.
Тезисы. Альтернативой написанию полного текста речи является подготовка .тезисов в соответствии с ее планом. При известном навыке и хорошем знании темы этого может быть вполне достаточно.
Обязательное условие — фиксирование ключевых слов. Автор говорит это исходя из своего опыта. Использование их нередко сокращает, а главное — улучшает изложение.
Чтобы не подвергать сомнению важные доводы, необходимые цифры, цитаты надо записывать.
Содержание речи
Что говорить: «изобретение мыслей». Прародители этого замечательного словосочетания — античные риторы. Именно с «изобретения мыслей» начинается подготовка хорошей речи. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна будущая речь. Точно подметил В. Гюго: «От полноты мысли зависит богатство речи».
Если в речи отсутствуют мысли, заслуживающие внимания аудитории, это расценивается обычно как пустая болтовня.
Цель оратора — воздействовать на сознание слушателей. Еще Аристотель обращал внимание, что один из способов убеждения — учет характера слушателей, их интересов. Поэтому говорить следует отом, что интересует данную аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так и хороший оратор строит свою речь, всецело завладевая вниманием слушателей.
Стержневая идея. Влюбой речи должна быть такая идея, отвечающая цели выступления. Ее необходимо ясно сформулировать уже в начале выступления. Это сразу же привлекает внимание аудитории к тому, что она услышит.
Главенствующая идея служит связующим звеном для отдельных положений речи, почему она и называется стержневой.
А вот основных идей в речи может быть несколько.
Объем речи. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в свою речь, ограниченную по времени. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Просрочка времени, перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить впечатление от него. Нередко в выступлении нельзя использовать весь имеющийся материал, поэтому он должен тщательно отобран. О некоторых сторонах дела можно только упомянуть или предложить желающим ознакомиться с ними после доклада.
Здесь уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз большее».
Можно предварительно определить объем речи. Скажем, чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления.
Репетиция
Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его можно было не только понять, но и невозможно не понять.
Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более — видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны при прослушивании спустя несколько дней после репетиции. Известные ораторы посвящали много времени подготовке своих речей. Блестящие «экспромты» на деле нередко являются удачными домашними заготовками.
Репетируют речь, если не хотят зачитывать ее. Это, как правило, не импонирует аудитории. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, нет живого контакта между ними и оратором. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием оратором вопроса или его неумением излагать свои мысли.
В 1672 году Петр I издал указ, гласивший: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».
Даже выступая «без бумажки», рекомендуется все же кое-что зачитывать. Прежде всего — цитаты и цифровой материал.
Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильнейшими аргументами. Малейшая неточность может повлиять на смысл излагаемого. Например, ошибка в цифрах, или просто перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова — все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называют «передергиванием» фактов. При разоблачении они обычно ссылаются на свою память или оговорку.
Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.
Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно мгновенного взгляда на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.
Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.
ТЕХНИКА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Прежде чем начать...
Многие выступающие обнаруживают свое волнение тем, что, получив слово, сразу же начинают говорить, хотя аудитория еще не настроилась на восприятие его . речи. Поэтому вначале необходима некоторая пауза-, до-щ статочная по крайней мере для установления полной тишины. Для большей выразительности паузы можно пристально смотреть на людей, которые еще не успокоились.
Не следует делать замечания или просить тишины, ибо нравоучения не нравятся слушателям.
Иногда полезно и пошутить, например: «Пожалуйста, проходите вперед. Здесь есть свободные места, где вы можете вздремнуть так же хорошо, как и сзади».
Вступление
Основная задача. «Почти во всех делах самое трудное — начало». Эти слова принадлежат Ж.Ж. Руссо.
От того, как оратор начнет свою речь, насколько ему удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит его успех.
Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед оратором стоит важная психологическая задача — настроить слушателей на восприятие того, что они услышат.
Однако не «засиживайтесь» на вступлении, оно должно быть кратким.
Одних слушателей интересует сама тема выступления, они надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Других просто обязали быть на этом мероприятии, так что они пришли не слушать и предпочитают заниматься посторонними делами (читать, болтать, разгадывать кроссворды и т.п.).
Оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории. Это, бесспорно, трудное дело. Поэтому особое внимание следует уделить началу речи, первым фразам.
Первые слова. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, хлесткой цитаты.
Пробуждает интерес к выступлению и рассказ окаких-либо событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.
Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть слушателей в активный умственный процесс.
Основная часть речи
Логика изложения и средства ее достижения. Все излагаемое должно вращаться вокруг стержневой идеи. Рассматриваются различные аспекты, способствующие ее лучшему осмыслению слушателями.
При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения, выводов. В связи с этим рекомендуется иметь в запасе сокращенный вариант основной части речи и воспользоваться им, если вы не укладываетесь вотведенное вам время. Торопясь изложить как можно больше фактического материала, вы в итоге скомкаете заключительную часть своего доклада или вообще не сможете сформулировать и довести до слушателей свои выводы.
Цифровые данные, поясняющие стержневую идею, для облегчения восприятия можно демонстрировать спомощью диаграмм, таблиц и графиков. Обязательным атрибутом демонстрации является указка.
Но в устном выступлении объем цифрового материала должен быть ограниченным: цифры утомляют слушателей, как правило. Однако выводы из цифровых Данных являются наиболее аргументированной частью выступления, поэтому желательно, чтобы они имели ^прямое отношение к стержневой идее.
Чтобы слушатели не сомневались в точности приводимых цифр, рекомендуется иногда «подглядывать» в текст, даже если вы помните их наизусть.
Речевые инструменты. Нерекомендуется использовать (с целью произвести впечатление на аудиторию) малоизвестные слова и сложные словосочетания. Для точной передачи главной идеи используйте всем понятные слова и термины. Избегайте напыщенных фраз. Эффективным речевым инструментом являются шутки. Однако лишь хорошие и сказанные «к месту». Неудачная шутка, не всем пришедшаяся по вкусу, вредит самому оратору.
При продолжительном выступлении шутки снимают усталость у слушателей, дают импульс для дальнейшей работы.
Шуткой можно отделить один важный вопрос от другого, удачно вставленная шутка помогает подчеркнуть стержневую идею речи.
Однако и в отношении юмора необходимо знать меру, чтобы вас не сочли легкомысленным человеком. Найти наиболее подходящую шутку, байку легче, если имеется их изрядный и постоянно пополняемый запас. Начинающим ораторам советуем следующее: 1) хорошо запомните точный ее текст, чтобы не исказить при выступлении; 2) говорите с самым серьезным видом: контраст между формой изложения и содержанием будет вашим союзником (блестящим рассказчиком шуток, анекдотов был Юрий Никулин); 3) сделайте небольшую паузу, перед тем как произнести ключевые слова шутки, чтобы усилить впечатление, и паузу после ее произнесения. А теперь о пяти «не»:
• Не анонсируйте шутку, так как теряется элемент ее внезапности.
• Не зачитывайте ее.
• Не объясняйте суть шутки и не извиняйтесь за нее.
• Не используйте непринятую терминологию, жаргона, нерассказывайте сомнительных историй.
• Не расстраивайтесь, если не услышите смеха. Возможно, слушатели все же получили удовольствие от вашей шутки, а это и было вашей целью.
Шутки смягчают напряжение, особенно в острых дебатах.
«Не правда ли, господин Реннер, если вы придете к власти, то повесите меня», — сказал однажды Аденауэр известному коммунисту. Тот на это: «Конечно, господин канцлер, но со всем почтением».
Министру иностранных дел Германии Геншеру плохо давался английский язык. Вынужденный выступать на этом языке, он начал так: «У меня с английским, как с женой, — люблю, но не владею». Слушатели наградили его аплодисментами.
Важным средством донесения до слушателей основной мысли и ее запоминания являются повторения. В отличие от письменного текста, где повторения считают признаком бедности словарного запаса, в выступлении они психологически оправданны. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». Не стоит заблуждаться, что важная мысль, произнесенная однажды, сразу дойдет до сознания слушателей.
Еще Чингисхан говорил: «Если хочешь, чтобы твою мысль запомнили, — не уставай ее повторять».
У Платона есть интересное суждение: «Лишь долго двигая перед собой светильник, освещающий предмет с разных сторон, можно осветить весь предмет».
Мысль, запечатлевшаяся в памяти, ценнее пятидесяти, которые пронеслись в голове, не оставив следа. Лучше крепко вбить один хороший гвоздь, чем воткнуть дюжину канцелярских кнопок, которые отвалятся через час.
Повторения постепенно внедряют проповедуемую мысль в сознание слушателя. Происходит это в соответствии с притчей, приписываемой выдающемуся немецкому ученому Александру Гумбольдту. В ней говорится, как мы воспринимаем новые идеи: сначала — «Какая чушь!», затем — «В этом что-то есть...», наконец — «Кто же этого не знал?!».
Наглядные пособия. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — в справедливости этого утверждения не сомневается никто. Как считают психологи, человек запоминает в среднем 10 % из того, что слышит, и 50 % того, что видит.
Диаграммы, рисунки, схемы, графики, служащие для наглядности излагаемого материала, являются, кроме того, и своего рода «скелетом» выступления, помогая докладчику не сбиться с мысли.
Однако плохо подготовленные пособия будут только раздражать слушателей. Да и сам выступающий будет испытывать затруднения, если, например, плакат написан мелким шрифтом.
В больших аудиториях предпочтительна демонстрация слайдов. Цветные, качественно исполненные слайды значительно помогают восприятию излагаемого, оставляя благоприятное впечатление от всего выступления.
Заключительная часть
Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом, а главное — достижению его цели.
В заключении имеет смысл повторить свою стержневую идею и, кроме того, вновь вернуться к краткому изложению моментов, вызвавших наибольший интерес слушателей. Закончить выступление можно и каким-либо решительным заявлением.
В процессе восприятия речи действует «закон края»: лучше запоминаются начало и конец сообщения. По-эгому и рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные ее положения. В заключении подводится итог сказанному, делаются выводы, формулируются конкретные задачи.
Очень важны последние слова. Продумывая заключительную часть речи, особенно тщательно поработайте над ними. Это окупится сторицей. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова призваны усилить эффект, результативность выступления.
Неплохо, если это уместно, закончить выступление на юмористической ноте, так как это оставляет аудиторию в хорошем настроении и создает благоприятное впечатление от выступления в целом. Найти наиболее подходящую шутку, байку легче, если имеется их изрядный запас. Профессиональные ораторы имеют его и постоянно пополняют.
Антураж
Одежда. Для выступающего это один из факторов, определяющих его успех. Она не должна сковывать докладчика, мешать непринужденности изложения.
Не следует одеваться чересчур изысканно. Убедитесь, что ваш пиджак, даже будучи застегнутым, допускает свободу движений.
Надеть лучше тот костюм, к которому вы уже привыкли. Нередко, несмотря на обычную комнатную температуру, докладчику бывает жарковато. Не одевайтесь слишком тепло, чтобы не потеть не только в переносном, но и в прямом смысле.
Во время выступления не поправляйте и не одергивайте одежду: этим вы лишь привлечете внимание к ней слушателей, отвлекая их от восприятия излагаемого вами.
Невербальная связь с аудиторией. Кое-что о руках. Если есть кафедра, можно положить руки на нее, однако не должно создаваться впечатление, что вы на нее опираетесь, как бы готовясь к прыжку.
Определите с помощью зеркала, как вам лучше держать руки, чтобы выглядеть естественно. Неопытным ораторам советуем их просто опустить вдоль тела.
Не держите руки в карманах. Не стоит также скрещивать руки на груди. Негативный смысл этих жестов описан нами ранее.
Выберите подходящую позу. Не покачивайтесь взад-вперед, не шаркайте ногами и не топчитесь, это лишь отвлекает (или развлекает) аудиторию. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чем обеспечивается свободное дыхание и хорошее звучание голоса. Но это вовсе не означает, что нужно стоять неподвижно.
Публичное выступление, говорил Цицерон, требует постоянного контроля за своими телодвижениями.
Начинающему оратору рекомендуется начинать с умеренной жестикуляции и развивать соответствующие навыки постепенно.
Необходимо избавиться от повторяющихся бессознательных движений — не стоит почесываться, тереть нос, дергать себя за ухо. Во многих случаях это может вызвать у слушателей раздражение, подобно беспрестанному повторению слов-паразитов.
Немаловажен визуальный контакт с аудиторией. Обычно выступающие периодически смотрят на левую часть аудитории и меньше обращают внимания на сидящих справа, уделяя основное внимание центру. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудитории, при этом нетрудно выявить слушателя или их группу, которые чем-то обеспокоены либо скучают или сонливы. Обращаясь непосредственно к ним, обычно удается восстановить полный контроль над аудиторией. Для этого достаточно внезапно заговорить громче.
Прочный визуальный контакт достигается, если смотреть на группу слушателей примерно в течение времени прочтения абзаца средней величины. Это помогает в оценке как слушателей, так и частей своего сообщения по степени вызываемого им интереса. Но слишком продолжительный взгляд на кого-либо из слушателей может вызвать у того неприятное ощущение.
Опытный оратор как бы показывает каждому слушателю, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: оратор, глядя на одного из слушателей, видит и еще некоторых (обычно 3—5), находящихся перед ним на «луче», соединяющем оратора с означенным слушателем. Им кажется, что говорящий смотрит именно на них.
Отсутствие визуального контакта воспринимается слушателями как равнодушие оратора: «Говорит для себя, мы его не интересуем». Не стоит надеяться на хорошее впечатление от такой речи.