Издержки несозидательной критики
Ощущение фатальности. Критическое замечание может создать у критикуемого ощущение безысходности, невозможности исправить положение, изменить что-либо лучшему. Излюбленная фраза критика: «Вам нужно было поступить вот так».
Но поскольку события ушли в прошлое и «поступить так» уже нельзя, то человек попадает в тупиковую ситуацию: он не видит выхода, и ему ничего не остается, как только сопротивляться. Критика не достигает цели.
Ощущение фатальности при" восприятии критики нередко бывает причиной неурядиц в семьях. Критические замечания делают в адрес друг друга оба — и муж, и жена, но чаще именно женщина. Немало, конечно, ворчунов и среди мужчин. В семейной обстановке они критикуют беззлобно, ощущения фатальности свой критикой не создают. Таким «искусством» наделены женщины с невротическими склонностями. В своих словесных упражнениях они любят изречения типа: «Зачем ты это сделал?», «Ты потерял?!», «Ты не мог это сделать раньше?» и т.п. Поправить сделанное уже нельзя, нередко вспыхивает гнев, муж сам переходит в наступление. Ссора неизбежна, а то и конфликт.
Назидательность.Критикующий сам вызывает у критикуемого негативное отношение к своей персоне. Причины? Назидательный тон, поза превосходства, нравоучения типа: «Вы поняли, как надо поступать?», «Почаще надо прислушиваться к советам», «Не высовывайтесь со своей инициативой!» и т.п. У критикуемого может сформироваться мнение: к нему просто придираются. Такого не произойдет, если он услышит, например: «Я говорю вам это, потому что хочу, чтобы наши отношения оставались по-прежнему хорошими». У критикуемого скорее всего будет складываться впечатление, что ему хотят помочь.
Излишняя эмоциональность. Критика «идет в одни ворота», когда критикующий дает волю чувствам. Не встречая противодействия, по крайней мере, на первых порах, он распаляется, втягивается в водоворот словесных тирад и часто не способен вовремя остановиться. Лица с ярко выраженным авторизмом при этом добавляют «металла» в голосе и говорят чересчур громко. Слабые натуры такая критика подавляет, а у сильных вызывает протест. Коэффициент полезного действия от такой критики ничтожен.
Негативные обобщения. Они вызывают сопротивление того, к кому обращены. На работе: «Вы всегда опаздываете!», «От вас никогда вовремя не получишь нужных сведений». Или дома: «Ты всегда так!», «Ты никогда не...», «Экий ты вообще бестолковый».
Вторжение в чужую «территорию». Люди, подвергшиеся критике, действуют под влиянием социально-психологического закона охраны «своей территории», они всегда стараются оградить ее от вторжения со стороны. Под территорией понимается широкий спектр объективной реальности — от физического окружения до собственного мироощущения.
«Охрана территории» тесно связана с важнейшей человеческой потребностью — потребностью в уважении, признании. Она и проявляется в отстаивании своего «Я», в попытке оградить себя от критики.
Виды созидательной критики
Очень легко похвалить кого-то. Гораздо труднее сделать корректное, необидное замечание по делу. Некоторые конструктивные варианты критических оценок приведены ниже. Из их числа нетрудно выбрать тот, который наилучшим образом подходит к конкретной ситуации.
Подбадривающая критика («Ничего. В следующий раз сделаете лучше»).
Критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете такое же задание лучше»).
Критика-аналогия («Как-то раз я, как и вы, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»).
Критика-похвала («Работа сделана в целом хорошо. Но для такого ответственного случая надо бы лучше»).
Безличная критика («В нашем коллективе есть, к сожалению, еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»).
Критика-озабоченность («Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших коллег, как...»).
Критика-сопереживание («Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано»).
Критика-сожаление («Очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»).
Критика-удивление («Как? Вы не смогли сделать эту работу?»).
Критика-ирония («Делали, делали и... сделали. Работка — что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?»).
Критика-упрек («Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!»).
Критика-намек («Я знал одного человека, который поступил, как и вы. Но плохо ему потом пришлось...»).
Критика-замечание («Не так сделали. В следующий раз лучше посоветуйтесь»).
Критика-предупреждение («Если вы еще раз допустите подобное...»).
Критика-требование («Работу надо переделать»).
Критика-вызов («Допустили столько ошибок — сами и решайте, как выходить из положения»).
Конструктивная критика («Работа выполнена не на должном уровне. Что собираетесь предпринять?»).
Критика-опасение («Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена так же»).