Первое впечатление: значение и ошибки

От плохого начала и конец бывает плохой.

Еврипид

Впечатление и мнение

«Встречают по одежке» — это вековая народная муд­рость. Она же утверждает, что «провожают по уму». Ес­тественно, возникает вопрос, насколько первое впе­чатление влияет на последующее восприятие человека. Способствует или препятствует раскрытию истинных свойств человека?

Эксперименты показали, что наполовину устойчи­вое мнение о человеке формируется в течение первых полутора минут общения.

Анализ бесед при приеме на работу подтверждает и дополняет этот вывод. Установлено: как бы долго ни длился разговор, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3—4 минут общения.

После этого вопросы задают в зависимости от сло­жившегося мнения: при положительном мнении — позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — как говорят, «на засыпку». То есть ведущие беседу фактически выстраивают ее так, чтобы их первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами.

Все это свидетельствует о большой важности перво­го впечатления. Поэтому важно проследить, какие фак­торы влияют на создаваемое впечатление, отделить по­ложительные от негативных, истинные от ложных.

О чем говорят факты

Внешняя привлекательность. Степень привлекатель­ности во многом предопределяет отношение к человеку.

Мужчин и женщин, которых компетентное жюри от­несло к наиболее красивым, испытуемые оценили как бо­лее уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешен­ных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно, чем те, кто был «объявлен» некрасивым. Кроме того, мужчины оценили «красивых» мужчин и жен­щин, фотографии которых им показывали, как более рас­положенных к другим людям, заботливых и внимательных к ним.

Ореол физической привлекательности вызывает сдвиг в оценках, не только когда объектом их оказыва­ется сама личность, но и когда оценивается конкрет­ный результат деятельности человека или тот или иной его отдельный поступок.

Есть факты, подтверждающие справедливость вы­сказанной мысли.

Молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. Автор экспери­мента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в других — портрет «дурнушки». Оценки были более высокими, когда счи­тали, что очерк написала красивая женщина.

А вот другой пример.

Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые со­вершили семилетние мальчики и девочки, сфотографиро­ванные крупным планом. Они должны были высказать свое отношение к каждому из них и к их поведению. Сту­дентки оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная наружность.

Привилегированное положение красивых осознают уже четырехлетние дети. Отвечая на соответствующий вопрос, они говорят: если будешь красивым, то «тебя все будут любить и не обижать». Дети обоего пола от 2-х лет 9-ти месяцев до 6-ти лет 1-го месяца значительно чаще вызывали на экран, демонстрирующий результа­ты эксперимента, изображение красивого сверстника.

В книге «Психология эмоциональных отношений» Л.Я. Гозман рассказывает о следующем эксперименте. Группе «судей» сообщили информацию о проступке, совершенном незнакомым им человеком и давали его фотографию. Задача состояла в том, чтобы на основа­нии имеющихся сведений сделать вывод об особенно­стях личности «обвиняемого» и определить ему нака­зание. Во всех экспериментальных группах были вынесены более жесткие решения, когда проступок со­вершил некрасивый человек, ему же приписывали больше негативных свойств. К слову, обычай стричь наголо обвиняемых, судя по этому эксперименту, ве­дет к ужесточению наказаний, поскольку такая «при­ческа» изменяет внешность в большинстве случаев не в лучшую сторону.

Ограничимся приведенными примерами. Здесь важно подчеркнуть другое: психология знает множество фак­тов, доказывающих, что «эффект красоты» носит пред­варительный характер. В последующем оценка человека окружающими определяется характером взаимодействия с ним, реальной ценностью в их глазах его дел.

Телосложение. Особенности телосложения, консти­туция человека также влияют на создаваемое им впе­чатление.

Видя полного, с округлыми формами мужчину чаще всего утверждают, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый людям, лю­бящий житейский комфорт и большой любитель по­есть.

О мускулистом, атлетического сложения мужчине обычно говорят, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, ини­циативный.

О высоком, худощавом и на вид очень хрупком муж­чине опрашиваемые говорили чаще всего, что он вы­сокий, тонкий, нервный, честолюбивый, подозритель­ный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный.

Высказываясь о каждом из трех типов мужчин, ис­пытуемые называли и их возраст. При этом полного мужчину они видели намного более старым, чем он был на самом деле, а худощавый им, как правило, казался моложе своих лет.

Взгляд.Характерное для человека выражение лица — угрюмое или радостное, злое или доброе — воздей­ствует на наше впечатление. Это, без сомнения, ясно каждому. А вот как взгляд другого человека влияет на наше отношение к нему, известно меньше.

Новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе экспериментатора на одну группу студентов по­долгу неотрывно смотрел. Другой же, взглянув на нее мель­ком, сразу отводил глаза. В итоге студенты первой груп­пы оценили лектора как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли его к очень стеснительным людям.

Другой эксперимент.

Студентов попросили высказать свое мнение о новом преподавателе-женщине, которая, как и в предыдущем слу­чае, во время изложения учебного материала по просьбе экспериментатора на одну группу студентов постоянно обращала свой взор, а на другую группу студентов, сидев­ших в аудитории, внимания не обращала. Слушатели из первой группы дали ей, как человеку, более положитель­ные оценки, чем студенты второй группы.

Выявленное в приведенных примерах влияние рас­сматриваемого фактора на формирование первого впе­чатления о человеке — это следствие сложившегося у людей из их опыта представления о том, что волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям, а, с другой стороны, если он задерживает на них свой взор, значит, они ему чем-либо интересны.

Поза.На формирующееся впечатление о человеке может влиять, как показывают исследования, приня­тая им поза.

В одном эксперименте людей, выступавших в роли объек­тов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговоров с теми, чье впечатление оце­нивалось, наклонять свой корпус вперед, а в других случаях отклонять его назад. Оказалось, что в первом случае люди — и мужчины, и женщины — нравились наблюдате­лям больше, чем во втором. Кроме того, им особенно импо­нировали женщины, сидевшие в спокойной позе, с непере-крещенными руками и ногами.

Другие исследования в еще большей степени под­твердили значение характерной для человека позы для формирования впечатления о нем. Вместе с тем, они раскрыли и роль позы в передаче истинного состоя­ния человека. Воспитывающиеся в условиях современ­ного общества люди обычно лучше владеют своим ли­цом при выражении переживаемых ими чувств. Поэтому очень часто не лицо, а именно поза выдает истинное состояние человека, его действительное отношение к нам.

Речь и голос. Насколько значима для формирования впечатления о человеке его пантомимика, настолько же важны особенности его речи и голоса. Тон голоса — низкий или высокий, и у мужчин, и у женщин, — вы­зывает у слушающих их впервые лиц совершенно раз­ные представления относительно личностных качеств говорящих.

Выдающиеся политики показывают, что голос — один из факторов преуспевания.

Все знают, что Маргарет Тэтчер называли «железной леди». Но не все знают, за что она получила такой эпи­тет. Оказывается, не за характер, хотя и он соответствует этому определению. А за «металлический» голос, которым она обладала от природы. Он мешал адекват­ному восприятию ее, и Тэтчер пошла на операцию (до­вольно рискованную) голосовых связок, чтобы сделать свой голос более соответствующим женскому полу.

Однако мужчинам «железный» голос вовсе не ме­шает, а, скорее, помогает производить нужное впе­чатление.

Пример генерала Лебедя— тому свидетельство. Впер­вые слышавшие сразу наделяли Александра Ивановича волевыми качествами. А афористичная речь еще более укрепляла первое впечатление. В данном случае голос, речь, характер и пол созвучны друг другу.

Понятно, что столь яркие личности только подкреп­ляют распространенное мнение (не всегда, впрочем, справедливое), что по голосу можно узнать о человеке все.

Напряженность в голосе женщины обычно не ведет к приписыванию ей негативных характеристик. Напря­женность в голосе мужчины, как правило, заставляет людей думать, что он не очень владеет собой, облада­ет невысоким интеллектом, уязвим и т.п.

Любопытные данные были выявлены при сравне­нии оценок, которые получили у воспринимавших их впервые людей многоречивые мужчины и женщины. У первых многословие было воспринято как серьезный недостаток, а у вторых — как почти нормальное состо­яние, не вызывающее предположений о каком-либо личностном изъяне. Эти факты указывают на более снис­ходительное отношение общества к речи женщин и более требовательное к речи мужчин.

Этому соответствует и такое обстоятельство: жен­щины не придают большого значения своим словам, несравненно большее значения они придают словам мужчин.

Люди, которые хорошо определяют состояние дру­гих людей по оттенкам их речи и голоса, обычно хоро­шо передают речью и голосом собственные эмоции.

Одежда.Особенности внешнего облика человека так­же оказывают воздействие на складывающееся у нас впечатление о нем. Фактов, подкрепляющих это утверждение, предостаточно. Так, проведено много экспе­риментов, в которых перед разными группами испы­туемых (уравненными по признакам возраста, пола, образования, профессии, социального происхождения) в качестве объекта формирования впечатления высту­пал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде или менялись его причес­ка, украшения (если это была женщина).

Когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме (в обычном или в спортив­ном, в рабочем комбинезоне или в духовном одеянии, либо в военной форме), испытуемые помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли также те его качества, которые явно предопределял костюм. Например, человеку в военной форме обычно приписывали такие ка­чества, как дисциплинированность, аккуратность, настой­чивость,человеку в обычном костюме — внутреннюю рас­кованность, открытость по отношению к другим людям, свободу в проявлении чувств.

Прическа.Длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигент­ностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысль о спортивных за­нятиях ее носителя, стрижка «под ноль» — о сборах в армию или о недавнем пребывании в местах заключе­ния. Стрижка «под бандита» позволяет причислять ее обладателя к «братве».

Очки. Оказывается, и отдельные частные детали во внешнем облике человека могут воздействовать на фор­мирующееся о нем впечатление.

Английский психолог Э. Холл показывал в одних группах испытуемых лица мужчин и женщин без оч­ков, а в других группах — те же лица в очках. В очках люди казались испытуемым более умными и прилеж­ными, чем без очков. Вместе с тем, наличие очков или их отсутствие никак не отразилось на суждениях испы­туемых о честности, доброте, независимости и о чув­стве юмора воспринимаемых ими людей.

Этот фактор учитывается в деловом мире. Многие носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы производить лучшее впечатление.

Другое дело — очки с затемненными стеклами. Они не позволяют видеть глаза собеседника и потому раз­дражают. В результате человека, не снимающего очки на время разговора, наделяют всевозможными отрица­тельными качествами: невоспитанностью, скрытно­стью, лживостью.

Косметика. Использование женщиной косметики сверх меры считается, как правило, признаком дурно­го вкуса, неодухотворенностью, интеллектуальной не­далекостью, а также чрезмерным желанием обратить на себя внимание мужчин.

В деловом мире в соответствующих стандартах для работающих женщин принято: минимум декоративной косметики, максимум — профилактической, на время, когда женщина принадлежит самой себе.

Наши рекомендации