Комплимент как универсальный прием расположить к себе собеседника
Наиболее универсальный прием расположить к себе собеседника, при мастерском, конечно, исполнении,— это сказать ему хороший комплимент.
Принято делать комплименты женщинам, ибо им это нравится. На самом деле выслушивать комплименты (но не лесть!) любят все, просто реакция мужчин бывает не так заметна. Слабость к комплиментам объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека — потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником.
Само собой ясно, что мы ведем речь о хороших, качественных комплиментах, но ни в коем случае — о пародиях на них.
Разобраться, что такое хороший комплимент, поможет, прежде всего, точное определение, что понимать под этим приемом.
Комплимент— небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе.
Комплимент отличается от лести именно тем, что делается небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Сравните: «Тебе очень идет этот цвет» (комплимент) и «Ты самая красивая» (лесть). Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющей неправдоподобности. Хотя есть люди, которым и лесть по душе. Впрочем, многих лесть отталкивает.
Поэтому, особенно в деловом общении, явное преимущество за комплиментом, как инструментом более тонким и действенным.
Большое преувеличение вызывает недоверие, а то и негативное отношение. Всем известно отношение к рассказам рыбаков о размерах пойманных ими рыб. Но это случаи из разряда самых безобидных, неумеренное восхваление может привести к ухудшению отношений или к незабываемым обидам.
Известный писатель Илья Эренбург в нашумевшей в свое время автобиографической книге «Люди, годы, жизнь» так описывает свою первую встречу с Эрнестом Хемингуэем. Будучи в восторге от творчества кубинского писателя, Эренбург начал разговор с неумеренных, как посчитал Хемингуэй, похвал в его адрес. После третьего лестного высказывания Эрнест схватил со стола бутылку и замахнулся ею на писателя: «Я сразу понял, что ты надо мной смеешься!».
С маленькими детьми провели следующий эксперимент.
Им дали некое задание, пообещав тому из них, кто справится с ним, по большой и очень вкусной конфете. Когда задание большинством участников было выполнено, экспериментатор дал приз всем, в том числе и мальчику, не справившемуся с заданием, со словами: «Ты тоже молодец». В ответ ребенок залился слезами— незаслуженная похвала оказалась горьким подарком.
Слова «Не люблю комплиментов!» относят не к комплиментам, а к пародиям на них, к лести. Известно, что плохим исполнением можно испортить самую хорошую идею. Ниже сформулированы правила, выполнение которых обеспечит успех комплимента.
Комплимент и похвала не одно и то же. При похвале осуществляется так называемая «пристройка сверху». Действительно, похвала — это положительная оценка.Ясно, что оценку нижестоящему дает вышестоящее лицо (старший по должности или положению), а не наоборот.
При комплименте, в отличие от похвалы, происходит «пристройка снизу»: вы как бы возвышаете собеседника над собой.
Правила комплимента
Комплимент должен быть искренним. Найдите что-то хорошее в человеке, особенно то, в чем он вас превосходит (а это всегда возможно, поскольку сравнивать можно по огромному перечню качеств). Тогда комплимент будет действительно искренним.
Иначе всегда есть опасность фальши. Трудно вообразить что-либо худшее, чем фальшивые слова.
Наиболее эффективный комплимент — это комплимент на фоне антикомплимента себе. Ибо «пристройка снизу» становится более ощутимой, если, возвышая другого, мы дополнительно обращаем внимание на свой неуспех.
Скажем, один говорит другому: «Как тебе удается уговорить шефа? Я вчера час его уговаривал и все без толку, а ты за пять минут тот же вопрос решил» — хороший комплимент коллеге на фоне антикомплимента себе.
У комплимента должна быть фактическая основа. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Дается интерпретация этого факта, представляющая собеседника в выгодном свете.
Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести.
Если есть сомнение, поймет ли собеседник, о каком факте речь, то лучше не рисковать и сначала лишь напомнить о нем, а потом уже обыгрывать.
Хуже всего, если комплимент противоречит фактам. Например, сотрудница не спала ночь,, мучаясь от зубной боли, а ей скажут, что она прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты ею как насмешка.
Немногословие и недвусмысленность. Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. Быть простой по конструкции, заведомо понятной.
Комплимент не должен содержать поучений («Ты хороший парень, но успеваемость надо подтянуть»). Необходимо также избегать двусмысленностей: они могут вызвать совсем не те чувства или ассоциации, на которые рассчитываете. Например, неуместная улыбка делающего комплимент может придать его словам обратный смысл, который воспримется уже как насмешка.
Не забывайте проявить эмпатию. Об этом мы уже говорили, но полезно еще раз о ней напомнить.
Только проявив эмпатию, можно понять, чтособеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), добиваться успеха во всем, пользоваться уважением, признанием, любовью; иметь хорошую семью, умных, здоровых детей и т.п. Общение с человеком дает дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает приоритеты данного человека.
Совершенно неотразимы комплименты, дающие возможность слушателю домыслить их так, как ему хочется.
Например, матери говорят: «Какой у вас красивый ребенок!». Ей, конечно, приятно. Ведь ребенок красив либо потому, что красивы его родители, либо он хорошо ухожен, красиво одет...
Или: «Глядя на вас, я понимаю, почему ваш муж так спешит всегда домой!». Если женщина считает себя красавицей, или хорошей хозяйкой, или любимой женой, она сама домыслит, почему муж всегда спешит домой.
Типы комплиментов
Косвенный комплимент:вы хвалите не самого человека, а то, что ему дорого: родителям — их детей, влюбленному — предмет его страсти, коллекционеру — его раритеты, охотнику — его ружье, и т.п.
Достаточно, зайдя в кабинет к женщине-руководителю, заметить между делом, с каким вкусом подобраны обстановка, цветы (проявив кним интерес), как уютно себя здесь чувствуешь. Этим вы обеспечите определенное ее расположение к себе.
Комплимент «минус—плюс»:вы ставите собеседнику вначале небольшой минус, а затем — огромный плюс. К примеру: «Не могу сказать, что вы хороший работник. Но вы незаменимы для нас!».
После «минуса» слушатель теряется и готов возмутиться, поэтому наиболее остро и эмоционально воспринимает позитивную часть высказывания. Психологи считают такой комплимент наиболее запоминающимся.
У руководителя была привычка поздравлять своих подчиненных сотрудников с днем рождения. В день рождения сотрудницы Т. И. он узнал, что она заболела. Начальник позвонил ей домой и серьезным голосом сообщил ей, что у него к ней есть одно серьезное дело. «Слушаю»,— с напряжением в голосе ответила сотрудница. «Дело мое состоит в том, что я хочу от всей души поздравить вас с днем рождения, а себя с тем, что у меня есть такая замечательная сотрудница. Жаль, что не смог сказать это вам непосредственно, надеюсь на ваше скорейшее выздоровление». В трубке послышались всхлипывания. «Я вас чем-то обидел ?» — «Нет, что вы! Это я от радости».
Комплимент-сравнение:сравнивают с чем-нибудь самым дорогим для автора комплимента («Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как вы»).
Подобные комплименты очень приятны, но рамки их применимости ограниченны: а) чтобы он не выглядел искусственным, необходимы близкие и доверительные отношения между собеседниками; б) партнер должен знать, насколько важно для вас то, с чем вы сравниваете.
Довелось слышать фразу, сказанную как комплимент: «Ты такой же интересный, как и мои барбусы» (оказывается, человек очень любит наблюдать за своими рыбками этой породы).
Кому и как часто говорить комплименты
Кому? Да любому человеку. Необходимо располагать лишь какой-либо информацией о нем. Сложная, казалось бы, задача — сказать комплимент человеку, про которого известно, что он скряга, каких свет не видел.
Начнем с эмпатии. Считает ли он сам себя скрягой? Наверняка нет! Скорее, человеком бережливым, хозяйственным, рачительным. И, несомненно, гордится этим, осуждая других за расточительность. Вот и основа для комплимента: «Мне так не хватает вашей бережливости!». Комплимент на фоне антикомплимента себе. Вот и все!
Распространенное заблуждение состоит в том, что говорить комплименты необходимо только «нужным» людям, то есть тем, от которых мы хотим что-либо получить. При отсутствии должной практики это как раз самая сложная ситуация, ибо объект знает, что вы будете к нему как-то «подъезжать». А у вас и опыта такого нет. Поэтому велика вероятность, что ничего путного не получится. Поэтому попробуйте подойти к вопросу с другой стороны.
Как часто надо говорить комплименты? Как можно чаще. Любому, кто хоть в какой-то степени достоин доброго слова. Именно практикой достигается легкость и непринужденность комплимента, что делает его естественным и неотразимым.
Очень полезно для начала поставить себе задачу: ни дня без комплимента! Ибо комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что лично вам нравится в собеседнике, что вы хотели бы позаимствовать у него. И скажите об этом прямо.
Люди принимают комплименты весьма благосклонно: приятно уже то, что им говорят нечто хорошее. И легко прощают возможные промахи. Особенно если нет посторонних свидетелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один. Тем более что присутствие посторонних может смущать и вас самих.
Однако хороший комплимент наибольшее впечатление производит именно при свидетелях.
Поскольку мужчины не избалованы комплиментами, они и менее требовательны к их качеству. Поэтому учиться делать комплименты лучше на мужчинах.
Например, вы видите, что хозяин кабинета разбирает кучу бумаг на столе. Почему бы вам не посочувствовать ему: «Ну и много же у вас дел! Столько сил отнимают! Но, несмотря на большую загруженность, вы выглядете отлично». Или вы зашли в кабинет в тот момент, когда его хозяин заботливо ухаживает за рыбками в аквариуме: «Какие изумительные рыбки! Какой они породы?».
Простота (если не примитивность) описанных сюжетов тем не менее не говорит о неэффективности комплимента. Когда мы воспринимаем подобные ситуации со стороны, мы не верим в действенность подобных элементарных приемов. Однако же действуют! Да еще как!
Кому от этого хорошо? Когда комплимент по душе собеседнику, лицо его озаряется улыбкой. Хорошее настроение и улыбка имеют приятное обыкновение передаваться собеседнику. Вы тоже непроизвольно улыбнетесь, ваше настроение тоже улучшится. Так что польза здесь всем.
Успехов вам, читатель, на этом поприще!
НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Что ненавистно тебе самому, не делай никому.
Из Евангелия от Матфея
Умение слушать
Слово — серебро, а молчание — золото.
Народная мудрость
Почему мы плохие слушатели. Подсчитано, что в среднем 9 % рабочего времени мы пишем, 16 % — читаем, 30 % — говорим сами, 45 % — слушаем (или просто делаем вид, что слушаем).
Когда провели опрос на тему «Что делает человека хорошим собеседником?», подавляющее большинство ответивших поставили на первое место то, что он должен прежде всего уметь слушать.
И это не случайно. Большинство из нас — плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, стараясь лишь уловить подходящий момент, чтобы высказаться самому. А плохое слушание — это антикомплимент говорящему, негативная оценка того, о чем тот говорит.
Еще Плутарх сказал: «Бог дал тебе два уха и один рот. Почему же ты не пользуешься ими в такой последовательности?».
В чем же тут дело? А в том, что слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость «говорения» в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому на 3/4 возможности мозга не задействованы в слушании, и он ищет себе иного применения. И обычно находит его в посторонних мыслях.
И. Атватер в своей книге «Я вас слушаю» (М., 1984) приводит следующий занимательный случай.
Молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнице бодрым голосом светской леди: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа». «О, как тебе повезло, дорогая!» — последовал ответ. Комментарии, как говорится, излишни. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их. Кто должен уступить, проявить готовность быть поначалу слушателем? Напомним одно из положений устава французской армии: «Если встречаются военнослужащие одинакового звания, то первым отдает честь тот, кто умнее».
Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, они обычно перебивают друг друга одинаково часто. А в разговоре мужчины с женщиной мужчина перебивает ее почти в два раза чаще. В результате примерно треть времени разговора у женщины уходит на то, чтобы восстановить направление разговора в тот момент, когда ее перебили.
Женщины уделяют больше внимания самому процессу общения, в то время как мужчин интересует главным образом его результат. Мужчина слушает внимательно обычно только первые 20—30 секунд, после чего уже «вполуха».
Таким образом, вообще говоря, в целом мужчины более плохие слушатели, нежели женщины. Однако каждом же конкретном случае многое зависит от характера, темперамента, воспитания и образованности участника разговора.
Эффективные приемы слушания. Основной из них — так называемое активное слушание.Оно состоит в гом, что вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Этим с пользой для разговора загружается резервная мощность мозга. Внешним проявлением этого являются слова, подсказываемые собеседнику, когда тот ищет подходящее слово. Точная подсказка воодушевляет говорящего, ибо свидетельствует об интересе слушателя, его внимании и взаимопонимании.
Второй прием — задавать уточняющие вопросы.Оно оживляет слушание, а сам процесс их формулирования стимулирует наше мышление, вовлекая нас в слушание.
Третий прием — активная позаслушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего. Такую позу непроизвольно принимает внимательно слушающий человек. Этой позой не только облегчается слушание, но и демонстрируется заинтересованность, что так важно для говорящего.
Способствует слушанию и обмен взглядами с говорящим, о чем мы поговорим ниже.
Различают слушание рефлексивное (от лат. reflexus— отраженный) и нерефлексивное.
Нерефлексивное слушаниесостоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями и не ослабляя внимания к тому, о чем он говорит. Такое слушание полезно в ситуациях, когда собеседник горит желанием высказаться; хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит; испытывает трудности в выражении своих забот и проблем); занимает более высокое положение, нежели вы сами.
Рефлексивное слушаниехарактеризуется активной обратной связью сговорящим. Об этом виде слушания мы уже говорили в параграфе 3.2.
Роль записей. Вделовых беседах принято делать записи. Это не только в полной мере вовлекает в процесс слушания, но и является необходимым элементом деловой культуры.
В менеджменте есть соответствующие афоризмы на этот счет: «Блокнот для делового человека — то же, что сеть для рыбака», или: «Не записанное на бумаге — это пустые мечтания».
Установлено, что мы забывает 90 % того, что слышим, 50 % того, что видим, и только 10 % того, что делаем. Записывая, мы и видим, и делаем, то есть лучше запоминаем.
Но даже это не страхует от забывания: сколько раз, читая свои старые записи, мы воспринимаем их так, как будто впервые узнаем о записанном!
Поэтому в управленческой культуре делать записи во время деловой беседы стало аксиомой. А отклонение от этого правила воспринимается уже как неуважение к собеседнику: в его словах якобы нет ничего для вас ценного.
Вредные привычки. Кроме объективных, указанных выше, есть и субъективные моменты, мешающие слушать: пассивное, безвольное слушание. Расслабленная поза, сидение, откинувшись на спинку стула и т.п. Когда слушатель сидит развалившись на кресле, у говорящего это вызывает раздражение.
Очень мешает попытка делать несколько дел сразу. В частности, у некоторых есть привычка машинально рисовать что-то, штриховать, чертить во время слушания. Это вредная привычка, ибо отвлекает от процесса слушания: человек быстро устает, теряет нить рассуждения и начинает думать очем-то другом.