Правоспособность юридического лица. Органы юридического лица.
В науке ГП различают общую и специальную правоспособность ЮРЛ. Об общей правоспособности говорят тогда, когда ЮРЛ вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенной законодательными актами. Специальная правоспособность предполагает наличие только таких прав, которые соответствуют целям деятельности юр. лица и предмету деятельности, указанному в учредительных документах и направленному на достижение этих целей. Вопрос о правоспособности ЮРЛ в РБ в настоящее время определяется дискусионно.
Мнение лектора: правоспособность ЮРЛ является общей, поскольку для всех ЮРЛ за исключением некоммерческих организаций, поскольку все они вправе иметь гражданские права, соответствующие целям их деятельности. У коммерческих организаций целью деятельности является извлечение прибыли, а некоммерческие организации такой цели не преследуют, но и для того, и для другого вида организаций указанная цель является общей.
В соответствии со ст. 48 ГК только некоммерческие организации обязаны указывать в своих учредительных документах предмет деятельности, поэтому правоспособность некоммерческих организаций является специальной. Специальная правоспособность некоммерческих организаций в частности сформулирована в ч.4п.3 ст.46.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 45 любое ЮРЛ имеет право в уставе определить не только цель своей деятельности, но и предмет деятельности. В этом случае правоспособность ЮРЛ станет специальной в силу соответствующего решения учредителей.
Отдельными видами деятельности ЮРЛ вправе заниматься только на основании специального разрешения – лицензии. В РБ действует Указ от 01.09.10 №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Правоспособность и дееспособность ЮРЛ отличаются от право- и дееспособности граждан тем, что они возникают с момента создания ЮРЛ, а этим моментом является дата регистрации ЮРЛ в Едином государственном регистре ЮРЛ и ИП.
Органам ЮРЛ посвящена ст. 49 ГК.В полном товариществе специальные органы управления не создаются (п. 1 ст. 68).
В ООО и ОДО:
· Общее собрание участников
· Наблюдательный совет (совет директоров) – может создаваться
· Исполнительные органы
· Ревизионная комиссия (ревизор)
В акционерном обществе:
· Общее собрание акционеров;
· Совет директоров или Наблюдательный Совет, если участников более 50;
· Исполнительный орган – правление, дирекция (директор, генеральный директор); полномочия исполнительного органа могут быть переданы управляющей организации (коммерческой организации) или управляющему (ИП)
В производственном кооперативе:
· Общее собрание членов
· Наблюдательный совет
· Исполнительный орган – правление и(или) председатель кооператива
В УП:
· Руководитель. Его полномочия могут быть переданы управляющей организации (коммерческой организации) или управляющему (ИП)
В фондах:
· Высший орган – Правление (Совет) фонда. Обеспечивает соблюдение целей, для которых создан фонд;
· Дирекция - исполнительный орган (директор);
· Попечительский совет. Осуществляет контроль за деятельностью фонда.
Индивидуализация ЮРЛ и их товаров и услуг в гражданском обороте (наименование, фирменное наименование, место нахождения, производственная марка, товарный знак и знак обслуживания, географическое указание).
Способы индивидуализации ЮРЛ:
· Наименование – указание ЮРЛ на его организационно-правовую форму. Они указаны в ГК, например, для коммерческих организаций – полное и коммандитное товарищество. Нельзя создать ЮРЛ в организационно-правовой форме, не предусмотренной законодательством;
· Фирменное наименование – специальное название ЮРЛ, которое позволяет отличать или различать ЮРЛ, относящиеся к одной организационно-правовой форме. В обязательном порядке фирменное наименование должны иметь коммерческие организации, а некоммерческие могут иметь его по собственному желанию. Право на фирменное наименование регулируется §1 гл. 67. Право на фирменное наименование не может быть уступлено, кроме случаев реорганизации ЮРЛ или отчуждения предприятия в целом – п. 1 ст. 1016.Лицензионные договоры по поводу фирменных наименований могут заключаться свободно, однако в них должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение.
Постановление Министерства юстиции от 05.03.09 №20 «О согласовании наименований ЮРЛ»: согласование осуществляется на предмет исключения тождественности предложенного заявителем наименования с название тех ЮРЛ, которые уже зарегистрированы в ЕГР, а также исключение тождественности с наименованием ЮРЛ, которое уже согласовано. УП, основанное на частной форме собственности, не должно содержать в своем наименовании указание на эту форму. П 1.7-1.
При решении вопроса о наименовании нужно иметь в виду Указ от 07.04.2000 №172 № «Об использовании названия РБ в наименовании ЮРЛ»: право использовать это название имеют государственные органы и организации, иные ЮРЛ, если они наделены таким правом Президентом по представлению Совмина. При реорганизации ЮРЛ, которое имело право использовать название РБ в своем наименовании, такое право прекращается и правопреемству не подлежит, хотя иное может быть установлено Президентом.
Также вопрос фирменного наименования регулируется Указом от 31.05.05 № 247 «О дополнительных мерах по упорядочению использования слов «национальный» и «белорусский»: использовать слово «национальный» вправе госорганы и иные организации, имущество которых находится в госсобственности, СМИ, учредителями которых выступают госорганы и иные госорганизации, и иные ЮРЛ, если это право предоставлено им законодательными актами. Слово «белорусский» могут использовать те же организации, что и слово национальный, а также ПП и их союзы, республиканские и общественные объединения и их союзы, РГОО, республиканские профсоюзы и их союзы, банки и их союзы, некоторые другие организации;
· Местонахождение (п. 2 ст. 50 ГК: юридически адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица).
Способами индивидуализации товаров, работ и услуг ЮРЛ являются:
· Производственная марка – словестное обозначение товаров с наименованием товара, ссылкой на его производителя и место его нахождения, а также указание на те нормативно-технические акты, которым соответствует качество товара (этикетка).
· Товарный знак (знак обслуживания) – обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы слова, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Регулирует Законом от 05.02.93 «О товарных знаках и знаках обслуживания» и §2 ст. 67 ГК.
Правовая охрана товарному знаку предоставляется на основании его регистрации в НЦИС или на основании международных договоров. В РБ товарный знак может быть зарегистрирован на имя гражданина или на имя ЮРЛ. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством. Оно удостоверяет приоритет товарного знака, исключительные права владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты подачи заявки в патентный орган. Срок действия свидетельства может продлеваться неограниченное число раз каждый раз на 10 лет.
Различают индивидуальные и коллективные товарные знаки. Коллективным знаком является товарный знак объединения ЮРЛ, предназначенный для обозначения выпускаемых и/или реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. ЮРЛ, входящие в объединение, наряду с коллективным товарным знаком могут использовать и свои товарные знаки.
Право на товарный знак может быть уступлено владельцем по договору организации или гражданину в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, однако уступка не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; оно может являться предметом залога, может передаваться также по лицензионному договору. Однако такой договор должен содержать условие о том, что качество товара лицензиата будет не ниже качества товара лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за исполнением этого условия.
Общеизвестные товарные знаки – это товарные знаки или изображения, которые используются в качестве товарных знаков, которые в результате своего интенсивного использования стало широко известно в РБ среди соответствующих потребителей. Общеизвестными товарные знаки признаёт апелляционный совет при национальном центре интеллектуальной собственности. Сейчас их 14: Спартак, Коммунарка, Мелавица, Санта Бремор и др.
· Географические указания – обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны, или региона, или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географически происхождением. Регулируется Законом от 17.08.02 «О географических указаниях» и §3 гл. 67 ГК.
Понятие включает в себя два понятия:
Ø Наименование места происхождения товара – обозначение товара, особое свойство которого исключительно или главным образом определяется характерными для определенного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами. Может представлять собой современные или исторические, официальные или неофициальные, полные или сокращенные наименования географического объекта или быть обозначением, ставшим известным в результате его использования;
Ø Указание происхождения товара – обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Оно может быть представлено в виде названия географического объекта или изображения.
Правовая охрана предоставляется только первой составляющей географического указания на основании свидетельства, полученного заявителем в результате регистрации этого наименования в НЦИС. Охрана указанию происхождения товара предоставляется в силу использования этого указания. Указание происхождения товара не подлежит государственной регистрации. Свидетельство на право использовать в наименовании происхождения товара выдается сроком на 10 лет, которые исчисляются с даты подачи заявки в НЦИС, возможно продление срока действия свидетельства каждый раз на 10 лет неограниченное число раз, однако заявление должно быть подано в последний год десятилетнего срока. Одним и тем же наименованием места происхождения товара могут пользоваться несколько заявителей в одной и той же местности. Никакие сделки с наименованием места происхождения товара совершаться не могут.
Образование юридических лиц. Учредители. Учредительные документы. Регистрирующие органы.
Способы создания ЮРЛ:
· Распорядительный: ЮРЛ создается по распоряжению уполномоченного госоргана, и его последующая регистрация не требуется. Считается, что в настоящее время этот способ не применяется, но отдельные его черты можно найти и сегодня при создании некоторых ЮРЛ. В соответствии с п. 1 ст. 123-1, гособъединения создаются по решению Президента Советом Министров, а также по их поручению республиканскими органами госуправления либо по решению органов местного управления и самоуправления.
· Разрешительный: ЮРЛ создается по инициативе учредителей, однако на его создание необходимо получить согласие какого-либо госоргана, например, антимонопольного органа или государственного комитета по имуществу либо Министерства финансов. Закон от 12.12.13 «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
· Явочно-нормативный: ЮРЛ создается по инициативе учредителей, проходит государственную регистрацию, в ходе которой проверяется, соблюден ли порядок создания данного ЮРЛ и соответствуют ли положения его устава требованиям законодательства. Являлся у нас основным способом ЮРЛ до декрета №1 от 16.01.09 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».Так создаются банки, общественные объединения и некоторые другие организации.
· Явочный: предполагает создание ЮРЛ в силу осуществления им деятельности на рынке. Характерен для США, у нас не применялся.
· Заявительный: означает, что ЮРЛ создается по инициативе учредителей, оно проходит госрегистрацию, в ходе которой декларирует соблюдение определенных требований, поэтому регистрация носит формальный характер. За достоверность этих сведений учредители ЮРЛ несут ответственность в соответствии с п.6 декрета №1. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.
Минимальный размер уставного фонда:
· ЗАО – 100базовых величин;
· ОАО– 400базовых величин.
Указ от 28.08.06 №530 «О страховой деятельности»(размеры фондов страховщиков):
· Для страховщика, осуществляющего виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни – 1 000 000 евро;
· Для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни – 2 000 000 евро;
· Для перестраховочной организации – 5 000 000 евро.
Уставные фонды страховых организаций должны быть сформированы в полном объеме к моменту регистрации.
Для банков размер уставного фонда составляет 25 000 000 евро (Инструкция №249 от 28.05.12).
Все ЮРЛ, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании устава, а хозяйственные товарищества – на основании учредительного договора.
По отношению к каждому виду ЮРЛ ГК устанавливает свои требования, связанные с учредительским составом. Некоторые ЮРЛ могут создавать исключительно государством (государственные объединения, республиканские унитарные предприятия).Выдвигаются требования и к количественному составу учредителей. По общему правилу необходимо 2 учредителя (хозяйственные товарищества и общества), иногда 3 и более (производственные и потребительские кооперативы), для некоторых достаточно 1 учредителя (унитарные предприятия, крестьянские фермерские хозяйства).
Учредительные документы. Учредительный договор (для хоз. товариществ) и устав. По ним все юр. лица можно разбить на 3 группы:
· Действуют на основании устава. (90% юр. лиц. Большинство коммерческих (кроме хоз. товариществ), большинство некоммерческих)
· На основе учредительного договора. (хозяйственные товарищества)
· На основе и того, и того. (союзы общ. объединений, ПП, профсоюзы)
Подавляющую массу ЮРЛ регистрируют областные исполнительные комитеты, которые вправе делегировать свои функции другим местным исполкомам, администрация в районах в городах.
Однако, банки и НКФО, в том числе с иностранными инвестициями, а также расположенные в СЭЗ и Китайско-Белорусском индустриальном парке регистрируются НацБанком.
Страховые организации, страховые брокеры, объединения страховщиков независимо от места создания и состава учредителей регистрируются Минфином.
Торгово-промышленная палата регистрируется Минюстом.
Коммерчески и некоммерческие организации в СЭЗ регистрируются администрациями СЭЗ. Коммерчески и некоммерческие организации на территории Китайско-Белорусского парка – администрацией этого парка.
Свои регистрирующие органы определены и для некоммерческих организаций. ПП регистрируются Минюстом, общественные организации – Минюстом (республиканские и международные) и управлением юстиции областного исполкома (местные). Религиозные общины регистрируются областными исполкомами, другие религиозные организации – комитетом по делам религии при СовМине.
Коммерческие с иностранными инвестициями – областными и национальными комитетами.
Большинство коммерческих и некоммерческих – городскими исполнительными комитетами.
Городские исп. Комитеты вправе делегировать свои полномочия нижестоящим органам.
Министерство юстиции регистрируют коммерческие предприятия с участием иностранцев.