Ошибки в представлении проектов
1. Опечатки в презентации - нет большего позора, чем ошибка в тексте на большом экране, на публике.
2. Неверно построенная структура презентации.
3. Грубые ошибки в планировании времени доклада, долгое вступление
и вынужденное уплотнение основной, содержательной, части презентации
4. Невнятная, неуверенная речь докладчика, ставящая под угрозу всю презентацию.
5. Неправильное поведение докладчика - неверный выбор отстаиваемой позиции.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что составление бизнес-плана подразумевает значительный объем работы. Не стоит надеяться, что главное - это идея. Техническая, предпринимательская или организационная идея сама по себе не стоит практически ничего, а также нельзя защитить свои исключительные права на идею, как таковую. Бизнес-план - это следующий этап при переходе от идеи к её практической реализации. Надо понимать, что ценность представляет именно воплощение идеи в жизнь.
Конечно, составление бизнес-плана это далеко не последний этап в процессе коммерциализации технологии. Скорее, он даже ближе к началу. Как правило, с первого раза подготовка бизнес-плана не получается. Необходимо учиться на своих и, желательно, на чужих ошибках. Стоит больше времени тратить на тренировки, участие в разного рода инновационных конкурсах и форумах. Не нужно бояться «раскрытия» своего изобретения или идеи - никто не заставляет выкладывать на всеобщее обозрение уникальные особенности вашего предложения. Перед написанием бизнес-плана для реально заинтересованного инвестора следует как можно лучше изучить всю отрасль, а еще лучше - и смежные отрасли тоже. Крайне полезно улучшать свою компетенцию не только в техническом плане, но и познавать основы экономических и управленческих дисциплин. Управление инновационными проектами, к которым, несомненно, относится и коммерциализация технологий, вообще говоря, требует специализированной подготовки. Ошибкой многих разработчиков является отстаивание позиций «собаки на сене», когда при отсутствии собственной квалификации и опыта в вопросах продвижения продукции на рынок авторы всеми силами стараются не допустить в проект мало-мальски грамотных специалистов, опасаясь обмана и «нечестного» дележа будущих мегадоходов. В такой ситуации инвестору, как правило, проще найти другую технологию или разработку, благо выбор предложений по-прежнему крайне богат. Сторонам гораздо полезнее изначально настраиваться на партнерские отношения, причем данный совет относится скорее к стороне-разработчику, т.к. сторона-инвестор, как правило, представляет реальный бизнес, а все предпринимательство, как известно, строится на партнерстве и доверии.
Еще одним важным замечанием является тот факт, то сам по себе бизнес-план, грамотно подготовленный, представленный и получивший одобрение и поддержку инвестора, не означает перехода автора в качественно иной уровень. Не стоит надеяться, что инвесторы попросту «покупают идеи»: никто не обменяет ваш документ на деньги. Поддержка бизнес-плана - это лишь знак одобрения концепции бизнес-идеи. После этого сторонам предстоит долгий и мучительный путь бесчисленных переговоров и согласований, уточнения позиций каждой стороны, возможно кропотливые экспертизы. Лишь по итогам переговоров возможно будут составлены итоговые документы, согласно которым автор передаст права на бизнес инвестору, получит необходимые средства для развития бизнеса, обменяется с инвестором несколькими ключевыми специалистами - вариантов сотрудничества несчесть. Следовательно, бизнес-план является лишь иллюстрацией профессиональной компетенции авторов, их способности вести серьезные дела и иметь партнерские отношения с реальным бизнесом и большими ресурсами.
Если речь идет о составлении бизнес-плана для внутреннего использования в компании, при продвижении проекта для внутренних инвестиций, взаимоотношения авторов бизнес-предложения и инвесторами должны быть априори партнерскими, поскольку все стороны в конечном итоге заинтересованы в преуспевании собственной компании. На данном этапе ситуация для авторов осложняется тем, что инвестор может быть лишь один - руководитель, принимающий решение о внутренних инвестициях, и нет возможность презентовать одно и тоже предложение перед разными инвесторами в разных аудиториях. В большинстве случаев при составлении бизнес-плана для внутреннего использования авторы уже обладают достаточной компетенцией для профессионального составления подобного рода документов. Специфика внутренних конкурсов такова, что селекция фактически проводится среди равных по формальному уровню идей и побеждает предложение, обладающее большим потенциалом для роста компании. Весьма поучителен опыт компании ЗМ, где в обязанности большинства сотрудников входит еженедельная генерация бизнес-предложений.
ОБРАЗЕЦ ПРЕЗЕНТАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА.
Рис. 1 – Титульный лист презентации
Рис. 2 - Описание ключевой технологии проекта
Рис. 3 - Описание целей проекта
Рис. 4 - Описание команды проекта
Рис. 5 - Описание рынка
Рис. 6 - Анализ возможностей проекта
Рис. 7 - Анализ конкурентов и конкурентоспособности
Рис. 8 - Анализ требуемых ресурсов
Рис. 9 - Долгосрочные (стратегические) цели проекта
Рис.10 – Анализ рисков
Рис. 11 – Необходимые инвестиции
Рис. 12 – Финансовый план проекта
Рис. 13 - Выводы