Оценка сферы распространения и продаж
Здесь кратко излагаются достоинства продукции (услуг), делающие ее конкурентоспособной в настоящее время и в будущем, определяются главные клиенты фирмы. Основываясь на оценке достоинств производимой продукции (услуг), объеме и динамике спроса и их тенденций на рынке в последние годы, необходимо определить сферу сбыта фирмы и объемы продаж в натуральном и стоимостном выражении на каждый год из последующих трех лет. Рост сбыта продукции (услуг) фирмы и оценка ее деятельности могут быть основаны на изменении положения в отрасли и усилении или ослаблении конкуренции.
Предположения, используемые для оценки сферы сбыта и объема продаж, должны быть тщательно выверены. Если фирма уже производит продукцию, надо указать объем выпуска, сферу сбыта и объем продаж за последние два года. При оценке предполагаемого объема продаж показывается, где они в основном будут сосредоточены и каким образом обеспечены:
продажа новой продукции (услуг) своим традиционным покупателям;
реализация продукции (услуг) на новых рынках, где можно ожидать расширения спроса благодаря новому их качеству;
вытеснение конкурентов с определенных рынков или из сфер (круга покупателей) благодаря новому качеству продукции.
Это позволяет выбрать стратегию маркетинга как одну из центральных частей бизнес-плана.
Перспективная оценка сбыта. Здесь требуется объяснить, как фирма собирается развивать дело с учетом интересов заказчиков, наметить программы создания новых товаров, раскрыть основные принципы совершенствования технологии и ценовой политики.
Анализ рынка сбыта
Чтобы добиться устойчивого роста объема продаж, вы должны досконально изучить свой рынок, другими словами, организации и людей, которые покупают ваш товар или пользуются вашими услугами. Необходимо держать под контролем круг ваших потребителей, тогда вы сможете решить, остаться на этом рынке или покинуть его. Однако действуйте осторожно. Появление на рынке или уход с него относится к числу наиболее важных стратегических решений и требует тщательного расчета.
Потребители. Товары приобретаются в конечном итоге людьми, а не организациями. Решения о покупке принимает конкретный человек, даже если он не фигурирует в качестве агента по закупкам или владельца предприятия. Данные демографических исследований, которые сами по себе увлекательны, подскажут, где ваше место на рынке и как лучше организовать торговлю. Даже простейшие демографические оценки дадут вам преимущества перед подавляющим большинством бизнесменов и менеджеров, которые полагаются на привычку и инерцию, вместо того чтобы заняться изучением рынка.
Нужно научиться распознавать самого выгодного клиента и с полуслова понимать, что ему нужно. Это облегчит последующие поиски нужной клиентуры. Если вы реализуете большую часть своей продукции, границы поиска будут несколько шире: сначала определите, каким фирмам выгоднее всего продавать вашу продукцию, затем найдите среди персонала этих фирм людей, с которыми имеет смысл завязывать контакты, и постарайтесь побольше узнать о них.
Конечно, вы заинтересованы в тех потребителях, которые купят товар по цене, обеспечивающей получение прибыли в достаточном объеме и на протяжении длительного периода, с тем чтобы ваше предприятие могло существовать и развиваться. Значит, ваша первая задача - определить свой целевой рынок.
Поиск целевого рынка осуществляется путем логических рассуждений на тему "Кто заинтересован в ваших товарах или услугах"? Начните со своей сегодняшней клиентуры или того, кто мог бы стать вашим покупателем.
Как только предприятие начнет работать, вы должны ответить на следующие вопросы.
1. Какими вы представляете свои рынки?
2. На каких из них ваше предприятие уже задействовано?
3. Какие товары пользуются спросом?
4. Кто ваш покупатель в настоящее время?
5. Как бы вы охарактеризовали свой рынок?
6. Почему люди покупают ваш товар?
7. Почему они покупают у вас, а не у вашего конкурента?
8. Что именно они покупают?
9. Каким образом расширить круг таких покупателей? Этот вопрос является ключевым для определения будущей стратегии. Продавать товар постоянным покупателям всегда легче, чем привлекать новых. Однако нужно постоянно следить за тем, чтобы на смену покупателям, которых вы теряете по тем или иным причинам, приходили новые, не говоря уже о том, что рост предприятия возможен только при увеличении клиентуры.
10. Какова емкость вашего рынка (рынков)?
11. Какая доля рынка приходится на ваше предприятие?
12. Каков потенциал роста данного рынка?
13. Что будет происходить с вашей долей по мере расширения рынка: сократится она или увеличится?
14. Относится данный рынок к числу конкурентных или нет; если нет, то почему?
Вам необходимо оценить емкость своего рынка. Если клиентура малочисленна, ваше предприятие неминуемо обанкротится. Хотя оно черпает средства из четырех источников: 1) выручка от реализации; 2) заемные средства; 3) доход от продажи недвижимости; 4) прибыль на новые инвестиции, главной является прибыль от основной деятельности, которая возникает в результате продажи товара.
15. Чем привлечь покупателей и как удержать их внимание?
16. Как добиться расширения границ рынка?
В ответах на вопросы 15 и 16 следует назвать способы и место проведения рекламной кампании, привлекательность и доступность мест реализации вашей продукции (услуг), степень соответствия профиля вашего предприятия запросам избранного сегмента рынка.
Все сделанные выводы и проведенные обоснования должны опираться на анализ мотивации потребителей. Изучение мотивов поведения человека при выборе и покупке товаров является основой для выработки способов эффективного воздействия на поведение покупателей.
Следует учитывать также, что покупатели непродовольственных товаров нередко оценивают товар, применяя метод функционально-стоимостного анализа, который позволяет определить возможную дополнительную ценность, сопоставить стоимость товара с его полезностью, оценить соответствие свойств товара его назначению, сравнить его с аналогичными товарами по качеству и цене.
С учетом проведенных исследований определите емкость рынка, ее прогнозируемый рост, долю предприятия на рынке и ее изменение, эластичность спроса, а также основные факторы, влияющие на параметры рынка. На основании расчетной емкости рынка оцените прогнозируемый объем спроса и объем продаж сроком на 3 — 5 лет. Для этого проанализируйте динамику численности населения и потребления товаров на душу населения, динамику доходов населения, его покупательной способности, а также инвестиционную активность, развитие научно-технического прогресса и динамику изменения производственных мощностей в отраслях, производящих товары.
Целесообразно остановиться и на влиянии изменения спроса, качества товара и обслуживания, цены, расходов на рекламу, действий конкурентов на прогнозируемый объем продаж. Для новых рынков желательно учесть возможности новых коммерческих агентов, посредников, а также влияние конкуренции на новых рынках по сравнению со старыми.
При исследовании рынка потенциальных потребителей используйте информацию, содержащуюся в печатных источниках, официальных документах и внутренней отчетности предприятия. Проведите различные виды анкетирования, опросы индивидуальных потребителей, торговых посредников, продавцов. Поскольку сбор, обработка и анализ информации о рынке — достаточно сложный процесс, то целесообразно к проведению подобных исследований привлечь специализированные организации. Последнее обстоятельство может потребовать значительных затрат, однако в большинстве случаев они оправданы, ибо неудача многих "провалившихся" предпринимательских проектов связана со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости. Есть и другой вариант - сравнительно легко установить особенности спроса и прочие характеристики таких рынков. Для этого нужно обратиться в одну из школ бизнеса: в них занимаются ежедневными наблюдениями параметрами рынка и проводят выборочные исследования. Так что изучение рынка может обойтись вам недорого, нужно лишь возместить расходы студентов и преподавателей.
Для упорядочения получаемых данных, возможности выбора альтернативы целесообразно потенциальных потребителей классифицировать по относительно однородным группам — сегментам. Можно применять географический, демографический, поведенческий и иные критерии сегментирования рынка потребителей, возможно применение их комбинаций с использованием таких характеристик, как возраст, пол, национальность или этическая принадлежность, образование, любимые занятия, стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненный цикл семьи. Укажите также, что именно привлекает типичного покупателя данного сегмента к продукции предприятия.
Сегментирование рынка практически оправдано для любого предприятия. При этом определяются принципы сегментирования, наиболее соответствующие специфике его деятельности, и выделяются самые перспективные сегменты. Желательно обозначить и те сегменты, которые являются целевыми для рассматриваемого предприятия, а также указать, что может стать основой для их завоевания (цена товаров, их качество, дизайн, дополнительные услуги и т.д.).
В ходе анализа и отбора наиболее выгодных для предприятия сегментов рассмотрите общие и отличительные характеристики каждого сегмента, возможные приоритеты потребителей услуг и предполагаемую критерии их решения о покупке: цена, качество, сервис, личные контакты, престиж или комбинация факторов. Примерно оцените численность покупателей в каждом из выделенных сегментов и произведите замер спроса. Перечислите основные группы потребителей, уже выразивших заинтересованность в использовании услуг, предлагаемых предприятием, а также пока не проявивших подобного интереса.
Для предпринимателей России составление рассматриваемого раздела бизнес-плана крайне затрудняется тем, что очень сложно найти достоверные сводные результаты исследования рынка. У зарубежных предпринимателей путь куда проще: они могут получить нужные данные в местных торговых палатах, отраслевых и торговых ассоциациях. Такого рода ассоциации - свободные союзы предприятий определенной отрасли производства или торговли - в мире широко распространены. Члены ассоциации предоставляют информацию добровольно и бесплатно. Бесплатно же (все расходы оплачены членскими взносами) они получают регулярные сводные обзоры о том, как меняется спрос на продукцию отрасли, какие сдвиги произошли или наметились в его структуре, что происходит с ценами на покупаемые отраслью ресурсы. Так что конкуренция конкуренцией, а потребность в общей картине рынка столь велика, что ради ее удовлетворения конкурирующие предприятия согласны делиться своей коммерческой информацией. Бесспорно, создание таких ассоциаций важно и для отечественной экономики.
Для малого и среднего бизнеса составление раздела "Анализ рынка сбыта" выглядит следующим образом.
А. Потребители продукции или услуги. Определите, кто является потребителем вашей продукции (услуг) или кто может стать им в будущем. Потенциальные потребители должны быть классифицированы по относительно однородным группам в соответствии с общими идентифицируемыми характеристиками (например, на основе сегментов рынка). Так, детали автомобиля могут покупать его производители и ремонтники. Соответственно речь должна идти об этих двух сегментах рынка. Покажите, кто является основным покупателем вашего товара в каждом сегменте рынка и где этот товар покупают.
Поясните, легко ли выйти на потребителей, как они будут покупать (через оптовиков, в розницу, через биржу и пр.). Кто именно принимает решение о покупке в их организациях и сколько на это уходит времени. Опишите особенности процесса закупок покупателями, укажите, что является для них главным при покупке (цена, качество, время поставки, послепродажное обслуживание) и почему потребители могут отказаться от своих традиционных поставщиков.
Перечислите любые заказы на продукты, контракты или письменные обязательства, которые у вас уже есть. Это наиболее надежная информация, которой вы располагаете для привлечения кредитора или партнера. Перечислите также всех потенциальных потребителей, уже выразивших заинтересованность в продукции (услугах), и объясните, почему продукты их заинтересовали.
Назовите потенциальных потребителей, не проявивших заинтересованности в предложенной продукции (услугах). Объясните, как вы собираетесь их завоевывать. Покажите, как быстро, по вашему мнению, продукция (услуги) утвердится на рынке.
Б. Размер рынка и возможные тенденции его развития. Оцените на предстоящие пять лет размер рынка и вашу долю в нем по отдельным его сегментам в штуках, рублях и долларах. Покажите их потенциальную прибыльность. Определите возможный ежегодный рост рынка вашей продукции (услуг), по крайней мере на три года по каждой из основных групп потребителей. Опишите основные факторы, влияющие на рост рынка (например, тенденции развития отрасли, социально-экономические тенденции, правительственная политика и изменения в демографическом составе страны), дайте обзор предшествовавших тенденций развития рынка. Любые различия между прошлыми и проектируемыми тенденциями темпов роста рынка необходимо объяснить.
В. Оценка доли рынка и объема продаж. Обобщите особые характеристики вашей продукции (услуг), которые делают ее конкурентоспособной в настоящем и будущем. Назовите потребителей, которые готовы заключить или уже заключили договоры о закупках. Почему они это сделали? Кто из потребителей мог бы сделать крупные закупки в будущем, основываясь на оценке преимуществ вашего продукта, размера и тенденций развития рынка, потребителей, конкурентов и их продуктов, продаж в предыдущие годы? Оцените долю рынка и объем продаж вашей продукции в штуках и долларах в каждом году из трех последующих лет. Не забудьте указать, какие допущения о рынке вы при этом делаете.
Покажите, как рост продаж в штуках и оцениваемая доля рынка связаны с развитием самой отрасли и ростом спроса потребителей, силой и недостатками конкурентов. Если ваше предприятие уже действует, приведите данные об общем объеме рынка, вашей доле в нем и объеме продаж за последние два года.
Составить правильно этот раздел вам помогут следующие вопросы.
1. Об основной характеристике рынка вашей продукции:
- какова емкость рынка?
- какова степень насыщенности рынка?
- каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие пять лет?
- что делает вашу продукцию уникальной и почему покупатели предпочтут именно ее?
- какова общая тенденция спроса на вашу продукцию?
2. О сегментировании рынка:
- какие принципы сегментирования рынка в наибольшей степени соответствуют вашей продукции?
- какие сегменты рынка и почему наиболее перспективны?
- какие сегменты рынка и почему являются для вас целевыми сегментами (целевыми рынками)?
- что привлекает типичного покупателя данного целевого рынка (цена, качество, дизайн, дополнительные услуги и т.п.)?
3. О перспективах рынков:
- какие рынки имеют наиболее благоприятные перспективы (объем продаж, уровень цен)?
- какие из этих рынков наиболее выгодны с точки зрения транспортировки продукции?
- какие страны представляют наилучший рынок с точки зрения потенциальных для вас проблем?
4. О прогнозировании продаж:
- на какую долю рынка вы рассчитываете?
- какую продукцию вы собираетесь продавать на выбранных рынках в будущем году?
- какой объем продаж вы прогнозируете на этих рынках?
- каков прогнозируемый рост продаж на этих рынках на ближайшие пять лет?
- какие цены вы прогнозируете на каждом этапе реализации продукции?
5. О покупателях на ваших рынках:
- какие покупатели будут покупать ваш продукт? (Укажите конкретных покупателей для первого года продаж и соответствующие размеры заказов.)
- какие покупатели будут наиболее перспективными для вашей продукции?
Партнеры по бизнесу. Назовите реальных партнеров предприятия (поставщиков товаров, финансово-кредитные учреждения, фонды, другие организации), с которыми уже сложились определенные отношения, охарактеризуйте условия сотрудничества и перспективы его развития. Укажите, с какими предприятиями и организациями достигнута предварительная договоренность о сотрудничестве и об условиях такого сотрудничества. Обозначьте потенциальных партнеров, с которыми вы рассчитываете установить отношения в перспективе, определите, чем они для вас интересны и чем вы можете их привлечь. Установите, какие из факторов влияют положительно, какие — отрицательно на перспективы дальнейших взаимодействии с партнерами предприятия, какие действия можно предпринять для устранения отрицательного воздействия.
При характеристике поставщиков товаров особое внимание уделите объему выпуска продукции, ее качеству, конкурентоспособности и дефицитности на рынке. Укажите технико-экономические отличия от товаров-аналогов, выпускаемых другими предприятиями и фирмами. Оговорите возможности переориентации предприятия на других поставщиков в случае возникновения неразрешимых противоречий. Целесообразно в данном случае рассмотреть преимущества, которые дает предприятию известность торговой марки партнеров.
Одним из факторов, определяющих конечный эффект деятельности торгового предприятия, является оценка эффективности конкретных сделок, которые отличаются порядком формирования затрат и образования прибыли. С этой точки зрения целесообразно рассмотреть перспективы заключения следующих видов сделок с партнерами и выделить наиболее прибыльные:
1. Коммерческие сделки с партнерами в пределах республики.
2. Коммерческие сделки с партнерами стран ближнего зарубежья.
3. Коммерческие сделки с партнерами стран дальнего зарубежья.
Предложенное разделение обусловлено действующими в настоящее время системами ценообразования и таможенного регулирования. Так, на все товары, произведенные внутри республики, жестко регулируются (в зависимости от социальной значимости товара) предельные уровни торговых надбавок. Поэтому размеры получаемой предприятием прибыли будут определяться главным образом посредством изменения либо объемов реализации товаров, либо состава и величины текущих затрат. При совершении экспортно-импортных операций определяющее воздействие на динамику доходности сделок сегодня оказывают колебания валютных курсов, возможности приобретения валюты на рынке, а также размеры таможенных пошлин и сборов.
Большое влияние на эффективность заключаемых сделок может оказать характер потенциального партнера (производитель, посредник, оптовое предприятие). В рамках поставки товаров непосредственно предприятием-изготовителем у торгового предприятия появляется преимущество при ценовой конкуренции и возможность получения большего эффекта.
Характеризуя поставщиков, обратите внимание на возможность предоставления ценовых скидок и их виды, осветите условия поставки, кредитования и страхования сделки.
Конкуренты. Детальный анализ деятельности конкурентов необходимо проводить систематически, поскольку рынки пребывают в постоянном движении. Такой анализ помогает вносить коррективы как в рыночную стратегию предприятия, так и в его текущую деятельность с тем, чтобы успешнее противостоять своим соперникам. Важно реалистично оценить сильные и слабые стороны конкурентов. С этой целью может быть использована вся имеющаяся информация:
а) объемы продаж конкурентов и их доля на рынке;
б) уровень известности и престиж торговой марки конкурентов;
в) методы и формы организации торговли и стимулирования сбыта, применяемые конкурентами;
г) виды и качество предоставляемых ими услуг;
д) ценовая политика конкурентов;
е) основные направления научно-исследовательских работ и (по возможности) расходы на эти цели;
ж) финансовое положение конкурентов, тенденции его изменения.
Для определения реального положения предприятия на рынке большое значение имеет проведение сравнительной оценки эффективности деятельности конкурентов и предприятия. При несопоставимости сравниваемой базы исследование целесообразно проводить по относительным показателям.
После анализа финансово-экономических параметров рассмотрите методы конкурентной борьбы, используемой соперниками, возможную их реакцию на появление новых контрагентов и увеличение или уменьшение доли рынка; опишите рекламную деятельность и квалификацию персонала конкурентов. При изучении имиджа конкурентов особое внимание уделите анализу их преимуществ и недостатков, так, хорошая репутация фирмы — одно из самых ценных конкурентных преимуществ.
При исследовании преимуществ обратите внимание на две их группы.
1. Преимущества низкого порядка (малой устойчивости).
2. Преимущества высокого порядка (очень устойчивые).
Первые связаны с возможностью применения дешевых факторов производства и поэтому весьма привлекательны в условиях ценовой конкуренции. Однако предприятие не может пользоваться ими на протяжении длительного временного интервала, поскольку такие преимущества тесно связаны с состоянием рыночной конъюнктуры и, кроме того, могут быть использованы другими конкурентами.
К преимуществам высокого порядка принято относить оригинальные товары, уникальную технологию, высококвалифицированных специалистов, хорошую репутацию предприятия. Несмотря на то, что достижение этих преимуществ требует времени и больших затрат, они позволяют предприятию добиться устойчивого положения на рынке в течение относительно продолжительного периода времени.
Анализ конкурентов позволяет дать четкий ответ на следующие вопросы:
· существует ли множество фирм, предлагающих аналогичную продукцию, или конкуренция ведется с ограниченным числом участников (это определяет формы ведения конкурентной борьбы);
· какая часть рынка контролируется ведущими конкурирующими фирмами;
· какая организационная структура характерна для анализируемых конкурентов и как они отличаются от организационной структуры вашей фирмы;
· как быстро меняются область деятельности фирмы, стабильность конкурентов;
· что является основной областью конкуренции (цена, качество, сервис, имидж и т.д.).
Проведенный анализ помогает выявить уязвимые позиции соперников и возможность достижения предприятием конкурентного преимущества на рынке. Если полученные результаты свидетельствуют об отсутствии у предприятия положительных перспектив развития, следует рассмотреть и такой вариант, как заключение соглашения с конкурентом о совместной деятельности вплоть до слияния.
Итогом данного исследования, действительно способным заинтересовать партнеров и инвесторов, может стать выработка такого типа конкурентных преимуществ, который поможет предприятию выделиться среди конкурентов и завоевать доверие покупателей посредством предложения товаров, заметно отличающихся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе определяющих его параметров, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.
Перечисленную выше информацию целесообразно представить в виде таблицы. В ней следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров и показать, почему они не могут удовлетворить потребность потребителей. Желательно изложить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары.
В этой сводной таблице следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественна. Необходимо объяснить, почему некоторые фирмы входили в рынок или исчезали с него в последние годы, обсудить работу трех или четырех ключевых конкурентов и выявить, почему заказчики покупают именно у них, а также выразить свое отношение к возможной конкурентной борьбе с ними. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений.
2.2.5 План производства
Раздел «План производства» бизнес-плана, конечно, готовят только те предприниматели, которые собираются заниматься производством. Главная задача этого раздела - доказать потенциальным партнерам, что вы будете в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством.
Для предпринимателей это сегодня, к сожалению, самый трудный раздел, поскольку нестабильность хозяйственных связей, ненадежность поставщиков и невозможность получить качественные комплектующие изделия и материалы для собственного производства способны отбить охоту заниматься бизнесом даже у самых стойких людей.
Почему нужно обо всем этом писать, спросят некоторые читатели? В конце концов это наше дело, как организовано производство. Вкладчиков денег должно интересовать лишь то, сможем ли мы эти деньги вернуть и выплатить по ним проценты или дивиденды. Но такая логика сегодня не убеждает уже никого. Во всем мире финансисты вникают во все детали производственного цикла заемщиков, конечно, не для того, чтобы предлагать им свои решения, а потому, что хотят оценить квалификацию руководства предприятия и обоснованность его планов. Чтобы удовлетворить этот интерес, вам нужно ответить на множество вопросов. В бизнес-план следует включить ответы лишь на основные из них, а детали можно перенести в приложения, объем которых не ограничен.
Основные вопросы, на которые необходимо ответить в рассматриваемом разделе бизнес-плана, такие:
• где будет изготавливаться продукция - на действующем или вновь создаваемом предприятии?
• какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать год от года?
• где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие; какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
• предполагается ли производственная кооперация и с кем?
• возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?
• какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? возможны ли при этом проблемы и какого рода?
Данные этого раздела бизнес-плана желательно приводить в перспективе на 2-3 года, а для крупных предприятий - на 4-5 лет.
Очень полезной может стать схема производственных потоков на предприятии, которая наглядно покажет, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. В схеме должно найтись место для процессов контроля качества. Нельзя обойти молчанием этот вопрос и в тексте. Нужно сообщить, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества и какими стандартами при этом вы будете руководствоваться.
Завершат данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и прогноз ее динамики. При этом вы не должны забывать о затратах, связанных с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Здесь всегда возможны самые неприятные ограничения со стороны правительственных органов и общественности; лучше заранее это предусмотреть.
В план производства необходимо включить также сведения о виде требуемых производственных мощностей, необходимых производственных помещениях, потребности в основных производственных фондах и рабочей силе (как постоянной, так и временной). Для обрабатывающей промышленности включите в план производства данные о политике управления запасами, снабжении, управлении производством. Определите, какие комплектующие будут производиться на собственном предприятии, а какие закупаться на стороне. Бизнес в сервисе требует особого внимания к месту расположения производства (близость к клиентам становится главным требованием). Хорошее расположение предприятия позволит снизить накладные расходы и обеспечить конкурентное преимущество.
В целом структура данного раздела может быть следующей.
А. Производственный цикл. Дайте графическую характеристику производственного цикла вашего бизнеса. Укажите, как будете справляться с сезонными колебаниями загрузки производственных мощностей (например, за счет создания запасов и их использования в пиковые периоды).
Б. Производственные мощности и их развитие. Для уже существующего бизнеса опишите производственные мощности, включая производственные и административные помещения, склады и площадки, специальное оборудование, механизмы и другие производственные фонды, имеющиеся на предприятии. Укажите, как и когда будут приобретены дополнительные мощности.
Отметьте, собираетесь ли вы купить или арендовать оборудование и помещения (новые или бывшие в употреблении). Сколько это будет стоить, когда собираетесь это сделать и какая доля средств, полученных от западного партнера, пойдет на эти цели? Укажите потребности в оборудовании на ближайшие три года. Поясните, как и когда в последующие три года планируете расширять помещение и наращивать мощность оборудования для увеличения объема продаж, какова стоимость всего этого.
В. Стратегия в снабжении и производственный план. Опишите весь производственный процесс, решения по субконтрактам на комплектующие и компоненты. Подтвердите правильность этих решений с точки зрения расходов на поддержание запасов, квалификации рабочей силы, размера партий продукта и пр. Укажите наиболее вероятных субподрядчиков и поставщиков и охарактеризуйте степень их надежности.
Подготовьте производственные планы с информацией, характеризующей зависимость затрат от объема производства для уровней продаж с разбивкой по применяемым материалам, труду, закупаемым компонентам и накладным расходам производства; покажите требуемый уровень запасов как функцию разных уровней продаж. Опишите ваш подход к контролю качества, управлению производством и запасами; поясните, как инспекционные процедуры и система контроля качества позволят свести к минимуму уровень брака.
Г. Государственное и правовое регулирование. Укажите любые правительственные, местные или зарубежные нормативные акты, касающиеся вашего бизнеса, включая законы, лицензии, пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в местных или центральных органах власти и т.п. Отметьте любые нормативные акты, которые могут повлиять на характер и сроки открытия или работы вашего предприятия (проекта).
Завершить раздел целесообразно заполнением трех важнейших пунктов и таблицы.
1. Обеспеченность технологией ______________________________
2. Затраты на получение технологии______________________________
3. Производственная база____________________________________