Проведение капремонта в многоквартирных домах
По общему правилу, проведение работ по капитальному ремонту осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Однако в случае, когда в установленные сроки указанное решение не принято, капитальный ремонт реализуется посредством решения органа местного самоуправления.
Решение общего собрания собственников о выполнении работ по капитальному ремонту может быть принято ими:
- по собственной инициативе;
- по предложению регионального оператора;
- по предложению лица, осуществляющего предоставление услуг по содержанию общего имущества.
Решение общего собрания по вопросу проведения работ по капитальному ремонту должно содержать:
а) перечень работ по капитальному ремонту;
б) смету расходов на капитальный ремонт;
в) сроки проведения капитального ремонта;
г) указание на источники финансирования капитального ремонта;
д) указание налицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе под писывать соответствующие акты.
Если собственники формируют фонд капитального ремонта в «общем котле» и не примут вышеуказанного решения за три месяца до наступления года, в котором должны быть проведены работы по капитальному ремонту, указанные работы проводятся по решению муниципалитета в соответствии с предложениями регионального оператора.
Если собственники формируют фонд капитального ремонта на специальном счете и к моменту выполнения необходимых работ не накапливают требуемой суммы, то они вместе со своими накоплениями на специальном счете попадают в «общий котел» регионального оператора, и последний выполняет требуемые работы.
Аварийное жилье
Аварийным признается жилье, имеющее деформацию фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47).
Жилье признается аварийным по решению межведомственной комиссии, созданной при органе местного самоуправления.
По результатам работы комиссии принимается одно из следующих решений:
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Жильцы многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу, расселяются в новое жилье бесплатно, за счет бюджетных средств. Расселение в рамках федеральной программы должно завершиться в 2017 году.
Собственники, чьи дома были признаны аварийными после указанного срока, имеют четыре варианта действий:
1 Заказать и провести за свой счет реконструкцию многоквартирного дома.
2 Снести дом, продать земельный участок, поделить полученные деньги и за свой счет переселиться в другое жилье.
3 Снести дом и построить на его месте новый за счет собственных средств.
4 Стать нанимателями жилья по договору социального найма.
В случае если многоквартирный дом был включен в региональную программу капитального ремонта и впоследствии был признан аварийным, средства из фонда капитального ремонта направляются на снос или реконструкцию дома, а собственники действуют по одному из трех вышеприведенных вариантов.
Глава 8
Защита прав потребителей
Каждый житель квартиры одновременно является и потребителем жилищно-коммунальных услуг. И его права могут быть нарушенными. В какой-то мере виноватым в этом можно считать самого жителя: большинство собственников и нанимателей жилых помещений не стремятся активно участвовать в «судьбе» своего дома, а это провоцирует недобросовестных предпринимателей на то, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу.
Еще одна причина: слишком мало людей разбирается в тонкостях жилищно-коммунальной сферы и закона «О защите прав потребителей». Они порой даже не подозревают о своих правах и понятия не имеют, куда жаловаться в случае их нарушения.