Модуль 2. Защита конкуренции. Правовое регулирование отдельных сфер и видов предпринимательской деятельности

Комплексная цель модуля 2:ознакомить обучающегося с основами анти-монопольного регулирования и закрепленными действующим законодатель-ством особенностями правового регулирования некоторых видов и сфер пред-принимательской деятельности, в том числе с особенностями правового регу-лирования предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства, оценочной, аудиторской и рекламной деятельности.

Тема № 7. Основы правового регулирования защиты конкуренции.

1. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. Общая характеристика антимонопольного законодательства.

2. Понятие конкуренции, общая характеристика правовых форм ее обеспечения.

3. Субъекты конкуренции (хозяйствующий субъект, финансовая организация, группа лиц).

4. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке: понятие, установленные действующим законодательством формальные признаки.

Экономическая концентрация капиталов на рынке, понятие, условия и порядок осуществления государственного контроля.

5. Понятие товара, товарного рынка, условий обращения товара на товарном рынке в конкурентном праве.

6. Федеральный антимонопольный орган его функции и полномочия.

1. Понятие монополистической деятельности, характеристика отдельных ее видов: злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, его формы ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, их виды (картель, вертикальное соглашение и др.); ограничивающая конкуренцию координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов; ограничивающие конкуренцию согласованные действия хозяйствующих субъектов. Условия, при наличии которых отдельные виды монополистической деятельности признаются допустимыми («правило разумности»).

2. Недобросовестная конкуренция, легальное определение. Формы проявления недобросовестной конкуренции.

3. Виды антимонопольных запретов, направленных на недопущение, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

4. Антимонопольные требования и запреты при осуществлении публичных торгов, при заключении договоров в отношении государственного или муниципального имущества, при предоставлении государственных или муниципальных преференций.

1. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

2. Рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

3. Регулируемые монополии - понятие. Государственная монополия, понятие, основания возникновения. Временная монополия.

4. Естественные монополии, понятие, источники правового регулирования, меры государственного регулирования, объекты государственного контроля.

Тема № 8. Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

1. Значение малого и среднего предпринимательства для экономики государства и общества в целом. Предпосылки для установления особого режима правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Источники правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Легальное определение субъекта малого и среднего предпринимательства.

3. Характеристика мер, применяемых в целях развития малого и среднего предпринимательства. Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Законодательство Ростовской области о развитии малого и среднего предпринимательства.

Тема № 9 Правовое регулирование оценочной деятельности.

1. Понятие оценочной деятельности и нормативные источники ее правового регулирования.

2. Субъекты оценочной деятельности (оценщики), требования, предъявляемые к ним действующим законодательством. Формы осуществления оценщиками оценочной деятельности. Права и обязанности субъектов оценочной деятельности. Гарантии независимости оценщика.

3. Регулирование оценочной деятельности. Саморегулируемая организация оценщиков, ее функции, права и обязанности.

4. Объекты оценки. Цель оценки. Значение Категории «рыночная стоимость» для права. Легальное определение категории рыночная стоимость объекта оценки. Презумпция об установлении рыночной стоимости. Иные виды стоимости объектов оценки.

5. Виды оценки (обязательная и инициативная (добровольная) оценка). Случаи, когда оценка является обязательной. Основания для проведения оценки. Договор на проведение оценки, обязательные требования к нему, предъявляемые действующим законодательством. Определение суда или решение иного уполномоченного органа как основание для проведения оценки.

6. Порядок проведения оценки, характеристика отдельных этапов ее проведения. Отчет об оценке, понятие, принципы составления, сведения и информация, которые должны содержаться в отчете, требования к его оформлению. Достоверность отчета об оценке. Экспертиза отчета об оценке. Оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".

Тема № 10. Правовое регулирование аудиторской деятельности.

1. Понятие и признаки аудиторской деятельности. Понятие аудита. Понятие и виды сопутствующих аудиту услуг. Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. Принципы аудиторской деятельности, их закрепление в действующем законодательстве: принцип независимости; принцип профессиональной компетентности; принцип конфиденциальности (аудиторская тайна); принцип полноты (объективности). Виды аудита: обязательный аудит, инициативный аудит.

2. Источники регулирования аудиторской деятельности. Законодательство РФ и иные нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность, федеральные стандарты аудиторской деятельности. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, их соотношение с федеральными стандартами аудиторской деятельности. Кодексы профессиональной деятельности аудиторов.

3. Субъекты отношений, связанных с осуществлением аудиторской деятельности.

Аудитор, квалификационный аттестат аудитора, условия и порядок его выдачи. Формы осуществления аудиторской деятельности: индивидуальный аудитор, аудиторская организация. Реестр аудиторов и аудиторских организаций. Права и обязанности аудиторской организации и индивидуального аудитора. Аудируемое лицо. Права и обязанности аудируемого лица и лица заключившего договор оказания аудиторских услуг.

4. Регулирование аудиторской деятельности. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере аудиторской деятельности, государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов его функции и полномочия. Совет по аудиторской деятельности его функции и полномочия.

Саморегулируемая организация аудиторов, цели создания, функции и полномочия. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Членство в саморегулируемой организации аудиторов как условие осуществления аудиторской деятельности, требования к членству, прием в члены, прекращение членства.

5. Основания для проведения аудита, договор на проведение аудита. Порядок проведения аудита, основные этапы проведения аудиторской проверки. Аудиторское заключение: понятие, требования к форме и содержанию.

Тема № 11. Правовое регулирование рекламной деятельности.

1.Легальное определение и признаки рекламы. Отграничение рекламы от нерекламной информации. Реклама как публичная оферта и как предложения делать оферты. Виды рекламы. Надлежащая и ненадлежащая реклама. Социальная, политическая и предпринимательская реклама. Контрреклама.

2. Источники правового регулирования рекламной деятельности. Система нормативных требований к содержанию и порядку размещения рекламы. Общие и специальные требования к рекламе. Требования к рекламе отдельных видов товаров.

3. Субъекты рекламной деятельности, понятие и правовой статус. Правовой статус потребителей рекламы. Отношения, возникающие между субъектами рекламного рынка и отношения, связанные с рекламными отношениями.

4. Регулирование рекламной деятельности. Государственное регулирование и государственный контроль в сфере рекламы, понятие, задачи, осуществляющие их органы. Саморегулирование рекламного рынка.

5. Ответственность субъектов рекламной деятельности за нарушение законодательства о рекламе. Защита прав субъектов рекламной деятельности и потребителей рекламы ее способы и формы.

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе проведения аудиторных занятий по дисциплине «Предпринимательское право» используются следующие образовательные технологии:

- чтение лекций;

- работа группами с экспертами, при которой аудитория условно делится на определенное количество групп с заведомо обозначенной позицией по вопросу. Экспертами назначаются студенты с наиболее высоким показателем успеваемости, которые выражают аргументированную позицию группы по заданному вопросу;

- разбор конкретных ситуаций-кейсов, преимущественно посредством анализа текущей правоприменительной практики по различным категориям споров, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

- анализ и разработка проектов документов, используемых в процессе реализации норм антимонопольного законодательства;

- коллоквиум как форма промежуточной оценки знаний учащихся посредством группового обсуждения той или иной темы;

- дискуссия с «мозговым штурмом», позволяющая найти решение проблемы путем предложения участникам высказать максимальное число вариантов, из которых в ходе дискуссии будут отобраны наиболее удачные.

5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

30 % - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

Семестр Вид занятия (Л, ПР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
    Л Проблемная лекция, визуализация
ПР Ролевые и деловые игры
    Л Проблемная лекция, визуализация
ПР Ролевые и деловые игры
Итого:

Наши рекомендации