Работает ли в нашей стране венчурное инвестирование?
Российские собственники и менеджеры очень скептично относятся к венчурным инвестициям в вопросах роста компании. Для нашей страны все еще непривычно и страшно пользоваться этим финансовым инструментом. Что же пугает российских бизнесменов, какие основные заблуждения и страхи?
1. Собственных средств на развитие компании вполне хватает, в крайнем случае, можно будет взять кредит, несмотря на его высокую цену. Как мы видим, бизнесмены при этом опираются лишь на свои силы, упуская возможность для более активного роста и/или пользуясь невыгодным финансовым инструментом.
2. В России кризисная экономическая ситуация, поэтому организации не нужен рост, по крайней мере, не в это время. Когда придут другие времена, то можно будет обеспечить необходимый компании рост. Здесь бизнесмены действуют недальновидно, показывая «страусиную политику», не имеющую ничего общего с ростом бизнеса.
3. Бизнесмен отказывается строить четкий план развития компании и следовать ему, оправдывая это нестабильной экономической ситуацией в стране. Будущее настолько туманно, что можно жить только здесь и сейчас.
4. Стратегия у компании существует, но бизнесмен не может четко сформулировать ее и формализовать в виде документа с цифрами, сроками, достижимыми планами. Такой документ необходим при обращении к внешнему инвестору или банку.
5. Вопросы внутренней “кухни” компании являются абсолютно закрытыми, собственники не желают “раскрывать карты” и пускать в организацию кого-то бы ни было ни при каких условиях. Такие бизнесмены и организации, закрытые от посторонних, совершенно лишены возможности инвестиций.
6. Убеждение бизнесменов в том, что инвесторы сами должны искать проекты для вложений, что привлечение инвесторов - не дело компании. Организации при этом сознательно лишают себя возможности получить инвестиции, необходимые для роста компании.
Большая часть российских компаний с управленцами, высказывающие описанные выше заблуждения, либо лукавят, либо обречены на провал.
Как же работает экономическая схема внедрения новых технологий в странах, перешедших на инновационную модель роста?
Как правило, в инновациях заинтересованы большие производственные и торговые компании, но иногда разрабатывают их и малые инновационные компании. Такие компании, рискуя за свой счет, берутся за превращение результатов НИОКР в коммерческие продукты и услуги. Если у маленькой компании все в решении этой задачи получается успешно и инновационный продукт выходит на рынок и воспринимается им, то большая компания такую маленькую фирму просто покупает. Причем, покупает именно как компанию, вместе с технологиями, ноу-хау, производством и маркетингом, покупает дорого, что в свою очередь поощряет предпринимателей заниматься инновационным бизнесом, а венчурных инвесторов – вкладывать в инновации. Некоторым из малых компаний удается самим превратиться в большие корпорации и сформировать новый сектор рынка.
К сожалению, российские стартапы не интересны внешним инвесторам,а внутренних крайне мало. Всего лишь сотни стартапов, которые существуют на рынке, смогли показать себя, заинтересовать и привлечь инвесторов. Конечно, компания может рассчитывать на миллионы долларов, если внедряемая идея окажется настолько интересной инвесторам. Правда и есть оборотная сторона медали - внешние инвесторы (венчурные фонды и акселераторы), готовые серьезно вкладывать средства в компании, в ультимативной форме заявляют о необходимости переезда в США, в Кремниевую долину, к примеру.
В России также есть стратегические инвесторы, крупные компании, но, к сожалению, их ничтожно мало. Таких крупных компаний, как Яндекс, Мэйл, Рамблер, Лаборатория Касперского можно пересчитать по пальцам. На примере компании Яндекс, можно увидеть, что было приобретено всего 10 стартапов, за все время существования компании. Однако, в последнее время ситуация стала улучшаться. В 2015 году стартапов, которые смогли привлечь внешних и внутренних инвесторов стало 13, а в 2016 - 17 (по данным российской венчурной компании).
В России 1 июля 2017 года была представлена программа “Цифровая экономика”, в рамках которой утверждены планы развития до 2020 года. Теперь студенты российских ВУЗов получили официальное разрешение на сдачу стартапа вместо дипломной работы. Это, с одной стороны, поможет развить венчурное инвестирование, а с другой, научит студентов мыслить как предприниматели и выводить свои интересные проекты на рынок.