Купля продажа золота, серебра и обмен денег

Вопрос №1605: Если золотые слитки, имеющие по курсу определенную цену, продаются за наличность, можно ли с согласия обеих сторон продавать их в течение одного месяца дороже стоимости по курсу?

Ответ: Определение цены при заключении сделок, таких как за наличный расчет или с оплатой в рассрочку, должно согласовываться обеими сторонами, поэтому вышеописанная сделка и прибыль от неё являются дозволенными.

Вопрос №1606: Каково положение относительно изготовления ювелирных изделий из золота? И какие условия должны соблюдаться при заключении сделок с золотом?

Ответ: Изготовление ювелирных изделий из золота не возбраняется, однако, для сделок с золотом есть условие, что в случае покупки золота за наличные ценность золота и стоимость должны быть равны, и квитанция оформляется сразу при совершении сделки.

Вопрос №1607: Каково положение относительно купли-продажи денежных купюр в кредит по цене большей, чем их достоинство?

Ответ: В случае, если сделка заключается с истинными намерениями и разумной целью, например, при торговле старинными купюрами, которые отличаются от новых, или имеют особые знаки и т.д., то по шариату не возбраняется, а если такая сделка совершается как сокрытие процентов и получение прибыли от денег, то запрещена и недействительна.

Вопрос №1608: Один человек продает денежные монеты, которые используются для телефонных аппаратов, по цене большей, чем их настоящая стоимость, например, за монеты на сумму 35 туманов он берет купюру в 50 туманов. Каково положение относительно такой продажи монет?

Ответ: Купля-продажа денежных монет, которые используются для разговоров по таксофону или др., дороже их номинала не возбраняется.

Вопрос №1609: Если человек продает или покупает устаревшие деньги по стоимости новых, находящихся в обращении, не зная, что их стоимость в два раза ниже новых, и покупатель так же продает их другому человеку, должен ли обманщик сообщить обманутому человеку об обмане? Является ли действительной эта сделка, и можно ли распоряжаться средствами, полученными таким путем? Относятся ли к этим средствам положения, распространяющиеся на бесхозные или смешанные (когда смешиваются дозволенные /халяль/ и недозволенные /харам/) средства?

Ответ: Покупка устаревших денег за сумму, согласованную между покупателем и продавцом, не возбраняется, несмотря на то, что их действительная цена намного ниже цены новых денег, находящихся в обращении. После того, как покупка обрела хозяина, даже если её рыночная ценность и стоимость ниже денег, находящихся в обращении, все же сделка считается действительной, и человеку, оказавшемуся обманщиком, не обязательно сообщать обманутому человеку об обмане. Средства, полученные таким путем, принадлежат этому человеку и, пока покупатель не расторгнет сделку, ему не возбраняется распоряжаться этими средствами.

Вопрос №1610: Каково положение относительно купли-продажи некоторых денежных купюр дороже их истинной стоимости не из-за того, что они имеют какую-либо номинальную стоимость или ценность, а в виду того, что являются особыми листками, например, купюрами зеленого цвета достоинством в тысячу туманов, на которых изображен портрет имама Хомейни?

Ответ: В случае, если сделка заключается с истинными намерениями и разумной целью, то не возбраняется, а если такая сделка совершается фальшиво, как сокрытие процентов и получение прибыли от денег, то запрещена и недействительна.

Вопрос №1611: Каково положение относительно занятия разменом денег и купли-продажи валюты?

Ответ: Не возбраняется.

Вопрос №1612: Каково положение относительно покупки государственных облигаций? Разрешена ли шариатом купля-продажа этих ценных бумаг?

Ответ: Если облигации печатаются и продаются для того, чтобы оформлять государственные займы у населения, то участие людей в предоставлении займов государству путем приобретения этих облигаций не возбраняется. Если покупатель продает облигации, которые приобрел у другого человека или у государства, по той же цене, для того, чтобы вернуть свои деньги, или по более низкой цене, то это также не предосудительно.

Различные вопросы торговли

Вопрос №1613: На некоторых заводах собираются и производятся различные предметы из деталей, произведенных на других заводах, и представляются на рынке под известной маркой зарубежного производителя. Считается ли это обманом? Если считается, являются ли в таком случае сделки, заключенные относительно таких предметов, недействительными в случае, если покупатель не ведает об этом?

Ответ: Если покупатель понимает, что эти детали или предметы, являются импортными или отечественными, то это не называется ложью и мошенничеством, а если они выдаются за более качественные, чем есть на самом деле, то это мошенничество и недопустимое деяние /харам/. Сделки, совершаемые относительно такого товара, являются действительными, но если покупатель после сделки поймет, как обстоят дела на самом деле, то имеет право расторгнуть сделку.

Вопрос №1614: Разрешается ли владельцам заводов и магазинов делать надписи на вывесках своих магазинов на иностранных языках? Или, для привлечения покупателей и клиентов, печатать на детской одежде иностранные надписи и изображения?

Ответ: Если это делается не с целью мошенничества и обмана покупателей и не выглядит, как распространение враждебной Исламу культуры, то не предосудительно, но необходимо соблюдать законы и постановления исламского государства.

Вопрос №1615: Каково положение относительно обмана при сделках с иноверцами для получения большей материальной или научной выгоды (в случае, если они не поймут этого)?

Ответ: Обман и мошенничество при совершении сделок запрещены, даже если другую сторону будет представлять иноверец.

Вопрос №1616: Каковы размеры допустимой прибыли, получаемой при продаже товара?

Ответ: Определенных размеров допустимой прибыли не существует, поэтому до тех пор, пока размер прибыли не достигает степени вымогательства или не будет противоречить установлениям государства, она не считается недопустимой, но лучше, чтобы продавец ограничился такой прибылью, которая обеспечивает его необходимые расходы.

Вопрос №1617: Один человек продает воду, принадлежащую ему, разным людям по разным ценам, например, некоторым людям по десять тысяч туманов, а другим – по пятнадцать тысяч. Можем ли мы протестовать против этого, если вода берется из одного источника или колодца?

Ответ: Если вода принадлежит продавцу, или он по шариату является её владельцем, то никто не имеет права протестовать против разницы цен, устанавливаемых им.

Вопрос №1618: Если я куплю товар у кооперативного предприятия по государственной цене, которая ниже, чем на свободном рынке, можно ли продать этот товар на рынке по более высокой цене, даже если она будет в три раза больше закупочной?

Ответ: Если это не будет нарушением законов исламской республики и не достигнет степени вымогательства денег у покупателей, то не возбраняется.

Вопрос №1619: Я являюсь производителем электронных приборов. Могу ли я продавать свою продукцию на рынке по любой назначенной мною цене, если это соответствует спросу и предложению рынка?

Ответ: Продажа товара, цена которого не определена государством, по цене, удовлетворяющей и продавца и покупателя, и не являющейся вымогательской по отношению к покупателю, не возбраняется.

Вопрос №1620: Каково положение в законах шариата относительно капитализма, и каковы его пределы? Возможно ли, чтобы человек при выплате налогов в пользу бедных стал весьма богатым? Борьба Ислама против капитализма направлена только лишь на борьбу с отдельными личностями, не выплачивающими хумс и закят, или против любого мусульманина, который выплачивает хумс и закят? Возможно ли, вообще, выплачивая шариатские налоги (хумс, закят), приобрести огромное состояние?

Ответ: Шариатские выплаты не касаются исключительно состояния богатых людей, так же Ислам не выступает против увеличения богатства, с условием, что оно будет приобретаться законными путями, и с него будут производиться шариатские выплаты, применяемые для дозволенных шариатом целей, в пользу Ислама и мусульман. Не предосудительно человеку, соблюдающему все эти условия, приобрести большое состояние.

Вопрос №1621: Нам известен один человек, который уполномочил другого купить для него машину, а тот, покупая машину, например, за один миллион туманов, говорит уполномочившему его человеку, что купил её за миллион и сто тысяч туманов, а добавочную сумму считает компенсацией за свои труды. Является ли такая сделка действительной?

Ответ: Если он является уполномоченным другим человеком на покупку машины, то, в таком случае, покупка машины должна совершаться по цене, назначенной при заключении сделке, и уполномоченный не имеет права требовать от человека, уполномочившего его, сумму, большую, чем реальная цена машины, но он имеет право просить оплату своих трудов. Если же машина была куплена им для себя, а потом продана человеку, который попросил его о покупке для него машины, то он может продать её за большую цену, относительно которой они придут к обоюдному согласию. Но при совершении продажи, человек не должен лгать по поводу цены, по которой он купил машину, несмотря на то, что ложь не аннулирует сделку.

Вопрос №1622: Некоторые из ребят работают в мастерских по ремонту машин. Иногда к ним обращаются продавцы с просьбой поверхностного ремонта их машины, чтобы избежать лишних затрат и выставить её на продажу во внешне хорошем состоянии. Можно ли работникам мастерской выполнять эту работу?

Ответ: Если это делает их причастными к обману, который осуществляет продавец относительно покупателя, скрывая недостатки машины, то ремонтировать её нельзя.

Заповеди о процентных сделках /риба/

Вопрос №1623: Водитель имеет намерение купить грузовой автомобиль и необходимую сумму взять у другого человека, чтобы под видом его доверенного лица, якобы, для него купить машину, а затем человек, давший деньги, продаст водителю эту машину в кредит. Каково положение относительно такой сделки?

Ответ: В случае если водитель купит машину, как доверенное лицо со стороны человека, давшего деньги, и для того человека, а затем тот человек продаст её в рассрочку этому же водителю, и их целью не будет сокрытие получения процентов, то обе сделки не предосудительны.

Вопрос №1624: Что такое процентная ссуда? Считается ли запрещенной процентной сделкой /риба/ получение вкладчиками банков процентов в виде прибыли?

Ответ: Процентная ссуда – это такой займ, при котором человек, берущий ссуду, платит кредитору сверх суммы самой ссуды. Но прибыль, получаемая с денег, вложенных вкладчиками в банк, который, выступая в роли доверенного лица, применяет их для дозволенных шариатом сделок, не считается получением процентов /риба/ и не является запрещенной.

Вопрос №1625: По каким критериям можно определить, что сделка является процентной? Верно ли такое утверждение, что запретные проценты /риба/ могут иметь место лишь при займах?

Ответ: Возможность существования запретных процентов /риба/ при обычных сделках, точно такая же, как и при займах, и процентная сделка – это бартер большего количества одинакового товара на меньшее.

Вопрос №1626: По шариату, ради своего спасения разрешено есть мертвечину и т.п. в безвыходных ситуациях, когда жизни человека угрожает смертельный голод, и нет другой пищи. Можно ли человеку жить на получение процентов /риба/, если он не способен работать, но имеет некоторую сумму, получая с которой такую прибыль, смог бы иметь необходимые средства для существования?

Ответ: Проценты, получаемые от денег, запрещены, и сравнение процентных сделок с поеданием мертвечины в безвыходной ситуации, неуместно, так как это возможно лишь в случае, когда ничего, кроме мертвечины для спасения жизни нет. Но человек, который не способен работать, может применить свой капитал дозволенным образом, например, заключить сделку-мудариба (объединение двух лиц, в котором одна сторона вкладывает деньги, а другая – труд).

Вопрос №1627: Иногда во время торговых сделок почтовые марки продаются по цене выше их номинальной стоимости, например, марка достоинством в двадцать риалов продается за двадцать пять риалов, является ли такая сделка верной?

Ответ: Такая сделка не возбраняется, и существует множество подобных сделок, которые не считаются процентными /риба/, так как процентная сделка – это бартер большего количества одинакового товара на меньшее, и такая сделка является недействительной.

Вопрос №1628: Проценты запрещены абсолютно для всех людей, или есть категории людей, на которых этот запрет не распространяется?

Ответ: Проценты абсолютно запрещены, кроме процентных ссуд между отцом и детьми или женой и мужем, а также, если проценты взимаются мусульманином с иноверца.

Вопрос №1629: Если при сделке купли-продажи устанавливается цена, и обе стороны приходят к обоюдному согласию относительно того, что, в случае выплаты стоимости товара чеком, оплачиваемым в указанный срок, покупатель должен будет заплатить продавцу сумму сверх той, которая указана в нем. Допустима ли такая договоренность?

Ответ: В случае если сделка между продавцом и покупателем была заключена относительно определенной суммы, и добавочная сумма будет выплачиваться покупателем в случае задержки выплаты им основной стоимости, – это и есть те самые проценты, которые запрещены шариатом. Даже если покупатель и продавец придут к обоюдному согласию относительно выплаты лишних денег, это не делает их дозволенными /халяль/.

Вопрос №1630: Если человеку необходима какая-то денежная сумма, и он не нашел никого, кто мог бы предоставить ему беспроцентную ссуду, можно ли в таком случае для того, чтобы получить необходимую сумму, действовать следующим образом: Сначала купить товар в рассрочку по цене большей, чем его настоящая стоимость, затем, сразу же продать его продавцу по низкой цене. Например, купить один килограмм шафрана за определенную цену в рассрочку на один год и сразу же продать его продавцу по цене на одну треть ниже, чем он был куплен?

Ответ: Такая сделка – это один из хитрых способов сокрытия процентного займа, а потому запрещена шариатом и недействительна.

Вопрос №1631: Я, чтобы получить прибыль и скрыть её процентную суть, предпринял такую сделку: купил дом за пятьсот тысяч туманов, в то время как его настоящая стоимость была выше. При заключении этой сделки было поставлено условие, что покупатель в течение пяти месяцев имеет право расторгнуть сделку, и, в случае расторжения, должен будет вернуть выплаченную мной сумму (стоимость дома). Затем тот же самый дом я сдал в аренду продавцу при ежемесячной арендной плате в пятнадцать тысяч туманов. Теперь, когда с момента заключения сделки прошло четыре месяца, было объявлено о решении Имама Хомейни, запрещающим уловки, скрывающие проценты. Каково положение относительно этой ситуации с точки зрения Вашей светлости?

Ответ: Если эта сделка не была заключена с истинными намерениями, а для того, чтобы под ее предлогом продавцом была получена некая сумма денег, а покупателем – прибыль, то такая сделка – это махинация, маскирующая процентный займ, который, по шариату, является запрещенным. При сделке такого рода покупатель имеет право забрать лишь те деньги, которые заплатил при покупке дома.

Вопрос №1632: Каково положение относительно добавления чего-либо к имуществу, с целью скрыть проценты?

Ответ: Это действие не влияет на положение о запрещенности процентной ссуды и присоединение чего-либо к имуществу не делает такую ссуду разрешенной.

Вопрос №1633: Являются ли дозволенными пенсионные взносы, которые ежемесячно отчисляются от заработной платы рабочих в пенсионный фонд, а потом получаются в виде пенсии вдобавок к государственным выплатам?

Ответ: Получение пенсионных начислений не возбраняется, и выплата сумм, которые отчислялись от ежемесячной заработной платы, не считается прибылью от зарплаты и процентами.

Вопрос №1634: Некоторые из банков предоставляют для ремонта домов, имеющих официальные документы, кредит под названием «вознаграждение» с таким условием, что должник будет возвращать долг с определенными процентами в оговоренный срок и по частям. Разрешено ли это по шариату, и в чем выражается вознаграждение?

Ответ: Если сумма берется в долг для ремонта дома, то это не является вознаграждением, и условие вернуть большую сумму ставить запрещено, несмотря на то, что ссуду предоставлять разрешается. Однако, не запрещено хозяину дома установить для банка вознаграждение, т.е. вернуть по частям банку сумму, большую, чем та, что была взята в кредит.

Вопрос №1635: Разрешается ли покупка товара в рассрочку по цене более высокой, чем за наличные? Не считается ли разница между этими ценами запрещенными процентами /риба/?

Ответ: Покупка товара в рассрочку по цене более высокой, чем за наличные, не возбраняется и разница между этими ценами не считается запрещенными процентами /риба/.

Вопрос №1636: Один человек продал свою квартиру на основе сделки, при которой за ним остается право на её расторжение, но с наступлением оговоренного срока (в течение которого продавец мог бы расторгнуть сделку) у продавца не оказалось суммы, для возврата её покупателю. В это время третий человек стал выплачивать покупателю стоимость квартиры, чтобы продавец мог расторгнуть сделку. Теперь этот человек желает получить от продавца и выплаченную им стоимость квартиры, и еще какую-то сумму, как вознаграждение за оказанную им услугу. Каково положение, с точки зрения законов шариата, относительно этой ситуации?

Ответ: В случае, если этот человек действует как доверенное лицо от имени продавца и уполномочен выплатить покупателю стоимость товара в долг и расторгнуть сделку, то нет ничего предосудительного для него в желании получить плату за исполнение возложенной на него обязанности. А в случае, если он предоставляет продавцу сумму в размере стоимости товара в долг, то не имеет права просить какое-либо вознаграждение за предоставление долга и может рассчитывать лишь на сумму, данную в долг.

Ответы на вопросы относительно преимущественного права партнера на покупку доли общего имущества /хакк аль-шуф‘а/

Вопрос № 1637: Сохраняется ли преимущество в праве на покупку доли общего имущества /хакк аль-шуф‘а/ в вакфе, в случае, если он предназначается двоим людям, и один из них, имея право на продажу, хочет продать свою долю третьему лицу? А также сохраняется ли преимущественное право партнера, если два человека возьмут в аренду частную собственность или вакуфное имущество, затем один из них предоставит третьему лицу свое право путем компромиссного договора /сульх/ или аренды?

Ответ: Преимущественным правом на покупку доли общего имущества /хакк аль-шуф‘а/ можно воспользоваться тогда, когда партнерство состоит в совместном владении имуществом, и один из партнеров захочет продать свою долю третьему лицу. Таким образом, в вакфе, предназначенном для двух лиц, в случае если и будет дозволена его продажа, и один из партнеров захочет продать свою долю третьему лицу, не действует положение о преимуществе права на покупку общего имущества /хакк аль-шуф‘а/. То же самое и относительно арендованного имущества, если один из арендаторов предоставит свое право другому, преимуществ в правах на покупку общего имущества /хакк аль-шуф‘а/ нет.

Вопрос № 1638: Из текстов по исламскому законодательству и кодексов государственных законов о преимущественном праве партнера /хакк аль-шуф‘а/ становится ясно, что каждый из партнеров в случае, если совладелец захочет продать свою долю третьему лицу, имеет преимущественное право на ее покупку /хакк аль-шуф‘а/. На основании этого, в случае, если один из партнеров посоветует кому-либо купить долю второго партнера или даст знать, что не воспользуется своим преимущественным правом на покупку /хакк аль-шуф‘а/ доли своего партнера, то означают ли его действия отмену этого положения /хакк аль-шуф‘а/?

Ответ: Один лишь совет одного из партнеров третьему лицу купить долю второго партнера не препятствует сохранению его преимущественного права на покупку /хакк аль-шуф‘а/, даже если первый партнер и пообещает не воспользоваться этим правом в случае заключения сделки между третьим человеком и другим партнером, это преимущественное право все равно остается за ним после осуществления сделки, кроме случаев заключения обязательного для исполнения договора, в котором он обязуется не воспользоваться своим правом в случае осуществления сделки между покупателем и своим партнером.

Вопрос № 1639: Будет ли отказ от преимущественного права /хакк аль-шуф‘а/ до того, как партнер захочет продать свою долю, правильным или нет (ведь это будет считаться отказом от того, что еще не осуществилось)?

Ответ: До тех пор, пока преимущественное право /хакк аль-шуф‘а/ не реализовалось, вследствие намерения одного из партнеров продать свою долю третьему лицу, отказ от этого права не имеет силы. Однако, нет ничего предосудительного в том, чтобы один из партнеров при заключении договора, обязательного к исполнению, обязался не воспользоваться своим правом в случае, если его партнер захочет продать свою долю другому лицу.

Вопрос № 1640: Некий человек снял в аренду один этаж двухэтажного дома, который является собственностью двух братьев, задолжавших ему. Эти братья уже два года, несмотря на постоянные требования этого человека, отказываются погашать свои задолженности, что, по исламскому закону, дает ему права на возмещение и конфискацию. Стоимость же дома превышает размер задолженности. Обладает ли этот человек преимущественным правом /хакк аль-шуф‘а/ в случае, если он присвоит часть дома, соответствующую сумме долга, в счет погашения долгов братьев, и станет совладельцем этого дома?

Ответ: В упомянутом в вопросе случае не действует положение о преимущественном праве /хакк аль-шуф‘а/, так как это право действительно в случае, когда один из партнеров хочет продать свою долю третьему лицу, и когда совместное владение имело место до продажи, а не тогда, когда человек, купив долю одного из партнеров или присвоив ее в качестве погашения задолженности, станет совладельцем другого. Кроме того, преимущественное право /хакк аль-шуф‘а/ имеет место только тогда, когда количество совладельцев не превышает двух.

Вопрос № 1641: Двое людей являются совладельцами некоего участка земля, каждый из них является собственником половины участка, и документ, подтверждающий их право на владение оформлен на имя их обоих. Согласно документу, написанному ими собственноручно, указанная земля распределена между ними на две части. Обладает ли один из них из-за того, что официально эта земля зарегистрирована на двоих, преимущественным правом /хакк аль-шуф‘а/, в случае, если другой, после распределения земли, захочет продать свою часть третьему лицу?

Ответ: Если проданная часть во время осуществления сделки была отделена определенными границами от части другого партнера, то одно лишь то, что в документе земля зарегистрирована на двоих, не дает владельцу второй части преимущественного права /хакк аль-шуф‘а/.

Ответы на вопросы, касающиеся аренды и найма

Вопрос № 1642: Если работа, выполняемая нанятым человеком, не будет требовать большой физической и умственной нагрузки и материальных затрат, в случае, если со стороны соответствующих органов не будет установлена определенная плата за нее, и обычно затрачиваемое на выполнение такой работы время не будет являться критерием для ее оценки, то как следует оценивать такую работу, чтобы это не приводило к притеснению потребителя?

Ответ: Подобную работу следует оценивать в соответствии с общественным мнением, и нет ничего предосудительного в том, чтобы обе стороны договорились о размере оплаты.

Вопрос №1643: Я взял в аренду дом, но потом понял, что часть средств, на которые он был приобретен арендодателем, были получены им в результате запретных процентных сделок \риба\. Как мне теперь следует поступать?

Ответ: До тех пор пока у Вас не будет полной уверенности в том, что арендодатель приобрел этот дом на средства, полученные в результате запретных процентных сделок \риба\, Вы имеете полное право пользоваться этим имуществом.

Вопрос № 1644: Государственная организация, сотрудником которой я являюсь, отправила меня на два месяца в заграничную командировку, выплатив мне при этом определенную сумму в иностранной валюте. Я обменял эти деньги в центральном банке на иностранную валюту по очень низкому курсу. По определенным причинам на выполнение этого задания у меня ушло не больше одного месяца, и после возвращения, я обменял ту валюты по более высокому курсу, чем тот, по которому я ее приобрел. Теперь же я намерен вернуть то, что с меня причитается, в государственную казну и освободить себя от всех обязанностей по этому поводу. Как мне следует вычислять сумму, которую необходимо вернуть в государственную казну: из той суммы, что я затратил на покупку валюты или из той, что я получил при ее продаже?

Ответ: Если эта сумма была выплачена Вам в качестве заработной платы за дни, потраченные на выполнение определенного задания, то Вы должны вернуть либо саму оставшуюся часть в валюте, либо соответствующую сумму по государственному курсу.

Вопрос № 1645: Один человек является посредником между работодателем и работниками, так что, когда работодатель выплачивает заработную плату своим сотрудникам, он сначала дает эти деньги посреднику, а посредник уже выплачивает меньшую сумму работникам. Каково положение относительно таких действий?

Ответ: Если посредник будет действовать от имени работодателя и по доверенности от него, то он обязан выплатить всю сумму работникам, и ему не разрешается распоряжаться этими деньгами, если только он не будет знать, что владелец этих средств согласен с его действиями.

Вопрос № 1646: Один человек взял в аренду участок вакуфной земли у ее законного распорядителя на десять лет, и был составлен соответствующий договор аренды. Однако, после смерти арендодателя, его преемник утверждает, что арендодатель был слабоумным, и этот договор аренды недействителен. Каково положение в таком случае?

Ответ: До тех пор, пока недействительность распоряжения той вакуфной землей арендодателем не будет установлена, этот договор остается в силе.

Вопрос № 1647: Один человек на определенное время взял в аренду магазин, переданный в вакф соборной мечети. Однако, после того, как истек срок аренды, он, помимо того, что несколько лет уже не вносил арендную плату, не собирается покидать занимаемый магазин и требует за то, что он покинет этот магазин, несколько миллионов. Разрешается ли выплатить ему эту сумму из средств, переданных в вакф мечети?

Ответ: Арендатор не имеет никакого права пользоваться арендованной собственностью после истечения срока аренды, он обязан покинуть магазин и вернуть арендованную собственность ее распорядителю. Однако, если с точки зрения закона он будет иметь право на определенные выплаты, то не предосудительно выплатить их из средств, переданных в вакф мечети.

Вопрос № 1648: Один человек арендовал жилье на определенное время и за определенную плату. После истечения срока аренды, он выплатил владельцу определенную сумму, превышающую предыдущую арендную плату, в качестве арендной платы за жилье на еще один определенный срок, и поставил следующие условия: владелец не должен требовать его покинуть помещение до окончания второго срока, а иначе арендная плата за второй срок должна быть пересчитана в размере арендной платы первого срока, и владелец должен вернуть разницу арендатору. Владелец же помещения потребовал арендатора покинуть арендуемую площадь до истечения второго срока и отказался возвращать ему разницу, образующуюся при пересчете арендной платы. Каково положение в этом случае? Дозволено ли владельцу дома взять с арендатора определенную сумму денег на малярные работы при том, что никакого договора в этом отношении не было?

Ответ: В случае если они договорятся о том, что если арендодатель потребует освободить помещение до оговоренного срока, то арендатор должен выплачивать только лишь сумму соответствующую арендной плате первого срока аренды. Арендодатель не имеет права не выполнять условия договора и требовать от арендатора большей суммы, чем это установлено договором, и если он получил от него заранее сумму, превышающую то, что с него причитается, то он должен вернуть излишек арендатору назад. То, что было израсходовано на покраску и ремонт дома не взимается с арендатора.

Вопрос № 1649: Один человек взял в аренду две комнаты у их владельца за определенную ежемесячную арендную плату. Владелец передал ему ключи от этих комнат, и арендатор перевез свои вещи и предметы домашней утвари в эти комнаты, намереваясь после этого привести туда свою семью. Отправившись за своей семьей, арендатор так и не вернулся. Арендодатель не имеет никакого представления о том, почему арендодатель не вернулся. Имеет ли арендодатель право использовать эти комнаты? Как следует поступить по отношению к вещам арендатора, находящимся там?

Ответ: Если договор аренды не был заключен правильным с точки зрения исламского закона образом, например, не был определен срок аренды, то арендатор не имеет никакого права на использование арендуемого помещения. Это помещение остается в распоряжении арендодателя и он волен делать с ним все, что пожелает. Что же касается вещей арендатора, то они считаются оставленными арендодателю на хранение, и он должен сохранить их, по приезду же арендатора он имеет право потребовать у него общепринятую на тот момент арендную плату \уджрат аль-мисль\ за использование комнаты для хранения его вещей и за то время, на которое ее дверь была закрыта. Если же договор аренды был заключен в полном соответствии с требованиями исламского закона, то в таком случае арендодатель должен ждать завершения срока аренды, и имеет право требовать у арендатора выплатить ему полную арендную плату за тот период времени. После же завершения срока аренды арендатор не имеет никакого права использовать эти комнаты, как будто аренда изначально была недействительна.

Вопрос № 1650: Мы группа работников одного предприятия и проживаем мы в здании, арендованном предприятием у его владельца. Представитель собственника заявляет, что между владельцем помещения и предприятием есть разногласия по поводу размера арендной платы, и что он не дает своего согласия на использование этого помещения и совершение там молитвы до вынесения судом решения по этому вопросу. Должны ли мы перевыполнить наши обязательные молитвы, совершенные там, или же незнание положения дел избавляет нас от этой обязанности?

Ответ: После того, как договор аренды был заключен в соответствии со всеми требованиям исламского закона и до тех пор, пока не истек срок аренды, сотрудники предприятия не нуждаются в дополнительном разрешении со стороны собственника для использования этого помещения, и там можно совершать молитву. Также, в случае недействительности договора аренды или завершении оговоренного в нем срока, если сотрудники совершали там свои молитвы, находясь при этом в незнании о том, то их молитвы засчитываются, им необязательно выполнять их заново.

Вопрос № 1651: Сотрудник одной организации, имеющий свое жилье на месте своей работы, сдал его в аренду, а сам поселился в одном из домов, предоставляемых организацией для проживания сотрудников. Подобное действие незаконно, так как в законе четко и ясно сказано, что каждый, кто имеет собственное жилье, не имеет право использовать муниципальное жилье, относящееся к определенной организации. Как следует поступить в случае, если арендатор узнает о том, что арендодатель идет против внутреннего закона организации.

Ответ: Использование принадлежащих организации жилых площадей теми, кто не обладает необходимыми для этого условиями, не дозволяется. Однако сотруднику разрешается сдать свое жилье кому-либо, и арендатор имеет полное право распоряжаться арендованным имуществом.

Вопрос № 1652: Владелец дома и арендатор условились, что в случае не освобождения арендатором дома после истечения оговоренного срока, арендатор будет должен выплачивать за каждый день сумму, превышающую обычно взимаемую в то время в качестве арендной платы за такое имущество \уджрат аль-мисль\. Должен ли арендатор, согласившийся с этим условием в рамках договора аренды, выплачивать эту сумму?

Ответ: Выполнение условий упомянутого договора обязательно.

Вопрос № 1653: Один человек сдал определенное место совместно двум лицам, при условии, что они не сдадут это место в субаренду. Один же из этих арендаторов передал свою долю второму без разрешения арендодателя. Считается ли это переходом к другому?

Ответ: Это считается переходом в распоряжение другого лица, если только не будут иметь места обстоятельства, указывающие на то, что данное условие не относится к случаю передачи арендуемого имущества другому компаньону.

Вопрос № 1654: Я арендовал часть водных владений с землей на сорок лет, при условии, что арендодатель имеет право расторгнуть договор в начале второго года аренды. Однако, арендодатель не расторг договор до конца второго года аренды и даже получил арендную плату за третий год, выписав при этом чек о получении. Имеет ли право он или кто-либо другой, утверждающий, что он приобрел эту собственность, распоряжаться ей до истечения срока аренды?

Ответ: Если арендодатель не расторг договор в то время, когда обладал правом на это, то он не имеет права делать это впредь. Если же он продаст эту собственность третьему лицу после того, как прошло время, в течение которого он имел право расторгнуть договор, то это не аннулирует договор аренды. Новый владелец этой собственности должен подождать завершения срока аренды.

Вопрос № 1655: Один человек взял в аренду два магазина с условием, что он будет использовать их для продажи продуктов питания. Это условие было упомянуто в договоре, но арендатор не выполнил его. Считается ли его поступок в этих магазинах дозволенным? Имеет ли право арендодатель расторгнуть договор по причине невыполнения арендатором установленного условия?

Ответ: Арендатор обязан выполнять все условия договора. Если он нарушит условия договора, то владелец собственности имеет право расторгнуть договор.

Вопрос № 1656: Я работаю в одной организации, руководство которой пришло к решению помимо ежемесячной заработной платы, как это принято сегодня, покрывать мои расходы на жилье, общепринятые выходные и социальное страхование. Однако, по прошествии нескольких лет, эти условия так и не были выполнены. Принимая во внимание то, что я не имею на руках письменного договора и не в состоянии потребовать свои права, имею ли я с точки зрения исламского закона право потребовать то, что мне причитается предусмотренными законом путями?

Ответ: Требовать свои права законным путем не предосудительно.

Вопрос № 1657: Один человек взял в аренду вакуфную плодородную землю, орошаемую дождем, за определенную плату, однако по причине зависимости от дождей он имел малый урожай, поэтому он занялся мелиорацией этого земельного участка и израсходовал на это дело много средств. Должен ли он в этом <

Наши рекомендации